Происшествия

Только верой мы живы…

0:00 — 19 ноября 1999 eye 385

Дорогие читатели! Возлюбленные о Господе друзья мои -- братья и сестры!

Если бы силой духовного зрения своего могли мы прикоснуться к Горнему Иерусалиму, -- могли бы увидеть ту красоту, на которой почивает Творец, то есть Силы бесплотные -- Ангелов. И увидели бы, что мы нисколько не умалены от них. Они не знали дня пришествия в мир Спасителя -- и мы не знаем. Они не могли представить себе вочеловечения Господа и удивлялись, когда родился Богомладенец, а мы это приняли с веселием и радостию. Дивно и то, что такое и кто такой человек, что дано ему на земле совершать претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, вновь и вновь рождать Христа в каждом сердце, посылая каждому человеку эту великую радость через дарующие человеку жизнь Божественные Таинства, совершаемые в Святой Апостольской Церкви.

В предстоящее воскресенье мы с вами будем праздновать день памяти Собора Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил явился начальником над всеми Небесными Силами тогда, когда восстал возгордившийся Денница, прежде бывший любимцем Божиим, потому что был близок к Богу и ему были известны все те великие тайны, которые Господь, по-видимому, открыл для него, -- все тайны миробытия.

Ни Евангелие, ни сама Библия не извещают нас о том, что случилось, но только мы знаем и слышим, что Денница и с ним некоторые другие стали отпадшими, то есть отпали от Любви Божией. За что? Предание гласит, что Денница, когда услышал из уст Спасителя -- Отца Небесного, что Он пошлет в мир Сына Своего Возлюбленного спасти человечество, сказал Господу: «Зачем? Я есть у Тебя -- Твое творение, которое должно быть во всей красоте и славе». И тогда в своем слепом стремлении ревности быть выше всех Денница сказал: «Поставлю престол и буду как Всевышний». Здесь -- гордость. Здесь -- зависть. Здесь -- злоба. И с хорошего, светлого Ангела стал ангел тьмы, бес. И поэтому Ангел Светлый -- Архистратиг Михаил -- стал первым победителем духов злобы поднебесной -- тех, которые отпали от Славы Божией. Почему я говорю так? -- Потому, что это -- предание, а Апостол Павел говорит, чтобы мы держались преданий и читали Слово Божие, написанное письменами, и слушали то, что передается из уст в уста.

Ангелы даются человеку Господом в Таинстве Крещения. Ангел дается месту, освященному в доме; Ангел дается месту и храму, который охраняет всю жизнь и молится за народ или за отдельного человека, совершающего свой жизненный путь. Поэтому эти бесплотные Силы Небесные -- они являются близкими Богу, на них почивает Господь, как сказано и в Евангелии, как сказано и в церковном Богослужении. А Богослужение не придумано, не возникло само собой: Господь даровал это знание человеку. Господь открывает человеку ту или иную участь Неба или земли, которые должны дойти до нашего слуха, быть восприняты нашим сердцем, и мы должны этому верить, потому что в Церкви нет ничего, что не было бы водимо Духом Святым.

И сегодня мы видим, как Господь и дальше беспокоится о Своем творении. Многие указывают нам на то, что мы сегодня должны идти из дома в дом, призывая к Господу. Но, извините меня, что я напомню вам: Сам Господь был только в доме Лазаря и еще у нескольких человек. Он в большинстве своем проповедовал в храме. Почему? Потому что сказано Господом о храме: дом Мой -- домом молитвы наречется. Этими словами Спаситель сказал нам о важности и необходимости молитвы в храме, молитвы соборной, в которой сливаются в любви к Богу сердца многих -- всех присутствующих. И еще напомню вам: во многих текстах Евангелия сказано: «имеющий уши да услышит». Время неофитов, которым не было ничего известно о Боге-Творце, Боге-Спасителе, осталось в далеком прошлом. Сегодня Имя Господне известно всем. И человек сам должен жаждать духовного знания. Человек должен искать тот Источник, Который дает жизнь вечную. Да, вокруг Господа собирались люди и на берегу Иордана, и на берегу Галилейского моря. Господь проходил и пределами земли Израиля. И всюду, где Он видел людей, следовавших за ним (одни -- чтобы получит исцеление, другие -- чтобы увидеть Силу Божию, исходящую от Него, третьи -- чтобы увидеть еще какое-то чудо или уловить в чем-то, обличить, как это делали книжники и фарисеи), Господь предлагал Свое учение, и то не всегда, но только указывая на примерах земной жизни, как мы должны достигать Небесного, Горнего Иерусалима.

Как повествует Евангелие предстоящего воскресного Богослужения, Господь, идя из одного селения в другое, остановился в Капернауме, и к нему приступил человек по имени Иаир, бывший начальником синагоги, и упал к ногам Христа, прося, чтобы Он пришел к нему в дом, ибо умирает его единственная дочь. Дальше Евангелие свидетельствует нам и другую историю (Еванг. от Луки, гл. VIII, 41--56 ст. ): в толпе народа, идущего вместе с Иисусом Христом в дом Иаира, была и женщина, и она была кровоточивой -- то есть истекала кровью. Знает тот, кто болеет, какая это тяжелая болезнь, знает также, что нельзя прикасаться к святыне, знает также, что нельзя ей входить в храм или в синагогу. И, помимо всего этого, -- в конце концов эта болезнь истощает силы: человек превращается в живого покойника. Так и эта женщина: страдая кровотечением 12 лет, издержавши на врачей все имение и ни одним не будучи излеченной, была, по-видимому, крайне удручена своей болезнью. Услыхав об Иисусе, она в толпе народа подошла сзади к Нему и прикоснулась к краю одежды Его, ибо эта была ее последняя надежда, и в сердце своем говорила она себе: «Если к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». По Закону Моисееву, болезнь эта считалась нечистою, а прикосновение болеющей ею -- осквернением всего. И это было причиной, почему женщина не прямо просила Господа об исцелении, а решилась тайно коснуться лишь края Его одежды. Этим прикосновением она выразила свою великую веру во всемогущество Господа и обрела желаемое. Одежда Господа сделалась для нее проводником вожделенной милости. Как только кровоточивая прикоснулась к краю одежды Его, то сразу же ощутила в теле, что исцелилась от болезни.

Остановимся на некоторых деталях, дорогой читатель. Многие прикасались к Спасителю. И многие среди них также были одержимы застаревшими недугами. Но они, хотя и находились столь же близко или даже более близко к Спасителю телом, не имели веры и потому не получали исцелений. Так бывает и в Церкви: многие теснятся около Христа, Христовы по имени, близкие к Нему внешним образом, участвуют в Таинствах, исполняя все постановления Его Церкви, но Господа не обретают -- не касаются Его, потому что не прикасаются к Нему с верою, не ищут, а следовательно, не получают исцеления духовного и жизни вечной. Посмотрите в свое сердце, дорогой брат и сестра, испытайте его духовным знанием любви к Господу, -- и вы найдете ответ для себя.

Очевидно, этот благодатный дар исцеления, полученный кровоточивой женщиной, остался бы втайне. Но Иисус Христос, обратившись к народу, говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?» Ибо Он был подателем всяких благ и почувствовал, что благодать Святого Духа, этот величайший дар, вышел из Него, то есть иссякла как бы какая-то часть, для того чтобы некто получил исцеление. Вот здесь -- главное: только Господь податель всяких благ -- Небесных и земных -- и только по вере, потому что эта женщина -- она шла к Нему с намерением, в ее уме и сердце, в ее удах телесных была только одна мечта -- прикоснусь и исцелею. Среди всего теснившегося вокруг Иисуса Христа народа только она одна прикоснулась к Нему прикосновением веры. Спаситель знал об этой женщине, знал, как страдая телом, она искала Его помощи и какая вера была в ее духе -- вера, которая одна есть проводник, служащий сообщением между Ним и всякой человеческой нуждой. Спаситель Своим вопросом извлекает эту женщину из ранее отверженного ее состояния и уже исцелевшую -- «женщина… объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась» (ст. 47) -- как равную всем поставил ее среди людей: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» (ст. 48).

И вот видишь, дорогой человек -- брат и сестра, как велика сила дерзновения к Богу. Не дерзновение нагрубить, а наоборот -- сознавая свое недостоинство, со всею пламенною верою обратиться к Нему. Господь, открывая нам ее веру, показывает смысл веры нашей: как мы должны жить, как мы должны стремиться к Богу, как мы должны любить Бога.

Второй пример -- пример Иаира, терпеливо переносящего задержку в пути к умирающей дочери: ведь дорога была каждая минута. И пока Господь беседовал с исцеленной женщиной, пришли из дома Иаира и сообщили о смерти дочери. Господь вменил Иаиру в заслугу его терпение и, чтобы не проникло неверие в сердце удрученного горем отца, тотчас сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». И, войдя в дом Иаира, Господь совершил величайшее чудо: «и взяв ее за руку, возгласил: девица, встань!» (ст. 54). Сам Творец воскресил умершую и сказал, что это не смерть, а всего лишь сон.

Итак, Богочеловек назвал сном смерть невинной девушки для того, чтобы показать нам, что смерть невинных праведников не есть смерть, не есть уничтожение, но только временный сон, являющийся переходом к новой жизни. Постараемся же и мы жить жизнью праведной, чтобы не умереть, но, уснувши сном праведников, восстать для новой жизни и вечного блаженства.

Сегодня я хотел бы утешить тех, кто убивается по своим родным, близким, знакомым, о друзьях, детях, родителях. Нельзя скорбеть и не надо. Мы не знаем, что лучше: умереть сегодня или еще на несколько дней продлить жизнь свою, что, кстати, и невозможно сделать. Господь Сердцеведец собирает тогда плоды Своего сада духовного, когда плод уже созрел. И для того, чтобы не упал, не разбился, -- Он берет его легко, тихо, спокойно -- верующую душу, и та уносится Ангелом Хранителем в обитель Царствия Небесного.

Дорогой читатель! Здесь мы видим -- Господь не называет смерть, а говорит -- она уснула, потому что это -- великая награда, смерть временная. Она дает человеку спокойствие отдохновения от всех тех временных трудов, болезней и скорбей, из которых и состоит наша земная жизнь. Представь сегодня себе, и я в том числе: заболели мы какой-то неизлечимой болезнью, например, той, что именуется рак. И если бы человек не умирал, а вечно жил на земле -- и эта болезнь вечно точила бы его. Разве это была бы жизнь? Это было бы тяжкое испытание. Но Господь, очищая мою, твою душу, дает те страдания, которые мы имеем силы понести, чтобы мы уразумели, что ждет человека в мучениях ада. И какая сладость человеку верующему, который после исповеди, причащения Тела и Крови Христовых в напутствии Словом Божиим входит в вечные обители Отца Небесного. И тогда действительно Господь берет за руку Своего гражданина Неба и вселяет в те обители, которые давно его ждут. Задумаемся, дорогой читатель, над своей жизнью. Давай не будем огорчать своего небесного покровителя -- Ангела Хранителя. Когда мы читаем утренние молитвы, мы просим, чтобы Ангел Хранитель покрыл те грехи, которые совершены ночью, дабы день был безгрешен. И в вечерних молитвах просим: «Ангеле мой добрый, покрый все мои недостатки, дай сон мирен, безмятежен, соедини меня с тем Источником, Которого я так жду, Которого люблю, чаю и надеюсь на встречу».

Будем молить, чтобы Господь исцелил нашу душу, как исцелил кровоточивую. Не в многословии, не в лицемерии, не так, показывая себя на людях: вот, я верую, вот, я -- христианин. Лучше всего ты сотвори это так, как та кровоточивая: приблизься к Господу в храме, дома, на пути, молись, излей слезы, чтобы иссохло течение греха, чтобы увяли все эти страсти, ведущие к греху, искорени их, чтобы засохли. И когда ты прикоснешься к этому благодатному Источнику -- у тебя потекут слезы радости, реки любви к Творцу и творению -- ближнему твоему. И тогда ты уверишься, что Господь воскресит тебя, -- когда придет твое время, -- возьмет тебя за руку, как дочь Иаирову, и скажет: «Приидите, блаженнии, ибо уготовано вам Царствие Небесное за то, что вы трудились, за то, что вы страдали, за то, что претерпели за Имя Мое, за Церковь, которую Я основал, которой Я -- Глава до скончания века, и унаследуйте в Моем доме обители, которые приготовлены для вас во веки веков».

Аминь.