Происшествия

Призрак несостоявшегося собственника

0:00 — 20 ноября 1999 eye 483

Сохранить государственный контроль над НГЗ -- первостепенная цель нового менеджмента этого крупнейшего украинского предприятия

Существует несколько крупных украинских предприятий, любая информация о которых вызывает живейший интерес в самых широких политических и журналистских кругах. Каждый уважающий себя политик считает нужным, если не поучаствовать в их судьбе, то, как минимум, высказаться по этому поводу.

Что поделаешь -- страна у нас хоть и немаленькая, но приличных товаропроизводителей, способных конкурировать на мировом рынке, не так уж много. Поэтому периодически поднимается неимоверный шум вокруг того или иного лакомого кусочка отечественной индустрии.

Сейчас в центре всеобщего внимания в очередной раз оказался Николаевский глиноземный завод (НГЗ) -- предприятие, перерабатывающее сырье для производства алюминия с годовой прибылью около $90 млн. Вокруг него разворачивается весьма запутанная интрига.

Вот, например, 18 ноября нынешнего года народный депутат Инна Богословская устроила шумную пресс-конференцию по вопросу НГЗ. На ней она очень эмоционально обвиняла назначенное всего четыре месяца назад руководство завода чуть ли не во всех смертных грехах и требовала от журналистов, Президента и вообще всех людей доброй воли немедленно вступить в борьбу с ними. Возникает вопрос: с чего это вдруг депутат так горячится? Ведь существует временная комиссия Верховной Рады по НГЗ, призванная подготовить доклад для парламента. Зачем же в таком срочном порядке, до окончания расследования, устраивать скандал?

Как выясняется, совсем не для того, чтобы придать гласности информацию об экономическом состоянии НГЗ. Ведь 24 ноября 1999 года пройдет собрание акционеров ОАО «Николаевский глиноземный завод», где такой информации огласят более чем достаточно, и будет возможность оценить ее по достоинству. Но почему-то именно против проведения этого собрания и выступает Инна Богословская. Где же логика? Видимо, дело все-таки не в показателях финансовой деятельности предприятия. А в том, что на этом же собрании должен быть утвержден в должности новый директор НГЗ Николай Набока. Похоже, депутата Богословскую это сильно нервирует.

Началось все в конце июня этого года, когда правительство решило сменить директора НГЗ: был уволен прежний руководитель Виталий Мешин и назначен Николай Набока. Как заявил тогда министр промышленной политики Василий Гуреев, Мешина уволили за ухудшение финансово-экономических показателей завода. Он был обвинен в невозврате около $50 млн. за поставки николаевского глинозема в 1997 году на Таджикский алюминиевый завод. В общем, куда-то исчезла большая часть доходов завода, и правительство не захотело поверить, что директор не имел к этому никакого отношения.

И осталось бы это всего лишь неприятным эпизодом в личной биографии Виталия Мешина, если бы приход нового руководителя не нарушил планы российской компании «Сибирский алюминий».

Есть в российском экономическом бомонде очень любопытный персонаж -- генеральный директор Саянского алюминиевого завода (СаАЗ), президент «Сибирского алюминия» Олег Дерипаска -- молодой преуспевающий менеджер, который провел несколько операций по захвату предприятий металлургического комплекса.

Сам про себя слухи распускает -- то он на дочери Бориса Березовского женится, то «Яблоко» финансирует, то в Государственную Думу баллотируется. Потом сам же эти слухи опровергает.

Директором предприятия и крупным бизнесменом Олега Дерипаску сделали некогда братья Михаил и Лев Черные. Но с 1997--1998 годов Лев Черный и группа TWG находятся с бывшим протеже в конфликте и общаются преимущественно через российские и швейцарские суды. Сейчас благосостояние Олега Дерипаски держится на трех опорах: дружбе с премьер-министром Хакассии Алексеем Лебедем, с самарским губернатором Константином Титовым и сотрудничестве с руководителем РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом.

НГЗ приглянулся Олегу Дерипаске еще в прошлом году -- он убеждал украинское правительство и лично Виталия Мешина в необходимости продажи СаАЗу на конкурсе консолидированного пакета акций завода. Практически убедил, но все было отменено чуть ли не в последний момент. Еще раньше СаАЗ и НГЗ подписали меморандум о сотрудничестве, который предусматривал $200 млн. вложений СаАЗа в НГЗ. Саянцы ограничились только $20 млн. , а вскоре и дружба Виталия Мешина с Олегом Дерипаской прекратилась. Мешин утверждал тогда, что партнер хочет за 5--10 лет выжать все из завода, а потом продать его и обвинил Дерипаску в попытке сместить его с поста директора.

Олег Дерипаска тут же нашел себе нового единомышленника в лице бессменного аудитора НГЗ Инны Богословской. Виталий Мешин поссорился и с ней, заявив при этом: «Она видит спасение завода только в контакте с «Сибирским алюминием», а мы хотим, чтобы НГЗ был украинским без засилья российского капитала».

Однако к сегодняшнему моменту уже прозвучало заявление «Сибирского алюминия» о контроле над 33% акций НГЗ. Скорее всего, это банальный блеф. Но наверняка известно, что, сотрудничая с Инной Богословской, «Сибирский алюминий» получил полный контроль над ЗАО «Трудовой коллектив НГЗ», который, в свою очередь, владеет 26,7% акций ОАО НГЗ. Осталось получить к нему еще 25% -- и контроль над НГЗ у Олега Дерипаски в руках.

Но тут что-то не сложилось. Вообще-то Олегу Дерипаске в последнее время как-то не везет. В России говорят, что президент «Сибирского алюминия» вступил в полосу неудач. Месяц назад сорвалась сделка по слиянию СаАЗа с Саяно-Шушенсокй ГЭС. Проект протежировал Анатолий Чубайс, но Минэкономики и Мингосимущества заметили, что слияние слишком выгодно для СаАЗа -- он получил возможность платить за электроэнергию вместо $50 млн. в год всего $5 млн. , а взамен этого обещал РАО ЕЭС лишь некие призрачные дивиденды от акций объединенной компании.

С НГЗ ситуация не лучше: приватизацию приостановили, Мешина сняли. Более того, Киевский областной арбитражный суд прекратил деятельность ЗАО «Трудовой коллектив НГЗ» -- оно было создано с многочисленными нарушениями. В результате «Сибирский алюминий» не только потерял контроль над деятельностью завода, но и может потерять пакет его акций.

Естественно, столь серьезная угроза подтолкнула Олега Дерипаску и его союзников в Украине к повышенной активности. Сейчас где-то в правительстве бродят планы по созданию холдинга из предприятий металлургии и машиностроения якобы для развития авиационной и ракетной промышленности под общим управлением «Сибирского алюминия». Письмо в поддержку этой идеи подписали, например, директора «Южмаша», «Мотор-Сичи», АНТК им. Антонова. Безо всяких инвестиций, на чистом доверии, туда предлагается включить ряд украинских предприятий, в том числе и НГЗ.

Конечно, ракеты и самолеты -- дело нужное. Но ирония заключается в том, что для покрытия годовой потребности этих производств в Украине достаточно того глинозема, который вырабатывает НГЗ всего лишь за 10 дней. Ну и зачем в таком случае холдинг? Только для того, чтобы «Сибирский алюминий» смог наконец получить НГЗ.

Надо заметить, что безо всех этих специальных ухищрений «Сибирский алюминий» вообще имеет очень мало шансов попасть на НГЗ. Бренд компании, безусловно, хорошо раскручен в СМИ и, что называется, на слуху. Но при этом реально не существует никакой финансово-промышленной группы: существует ОАО «Сибирский алюминий» с уставным капиталом 8 тыс. руб. и ЗАО «Сибирский алюминий» с уставным капиталом менее 100 тыс. руб. , которые никаких пакетов акций предприятий, якобы входящих в ФПГ «Сибирский алюминий», не контролируют. Этот печальный факт «пиаровской мистификации» были вынуждены признать в суде адвокаты Дерипаски. Сам же «Сибирский алюминий» был зарегистрирован всего несколько месяцев назад в Республике Хакассии только после требования украинской стороны предоставить свидетельство о регистрации.

В общем, конкурентную борьбу с крупными международными компаниями «Сибирский алюминий» не выдерживает -- весовые категории разные. Но, тем не менее, украинский политический бомонд потрясти сумел. В своей борьбе за НГЗ и на премьер-министра Валерия Пустовойтенко уже успели «наехать», и в репутации правительства усомниться. А после окончания президентских выборов и за Президента взялись -- мол, вы наша последняя надежда на спасение. Вот только времени осталось мало -- всего лишь до утверждения Николая Набоки директором НГЗ на предстоящем собрании акционеров. Да и с аргументами в свою пользу пока что негусто.