Происшествия

Сорок дней под балконом, с которого прыгнула Настя, горели свечи

0:00 — 24 ноября 1999 eye 431

Наверное, в последнюю минуту Насте все же захотелось жить. Поза, в которой ее нашли, свидетельствовала о том, что, падая с балкона, девушка максимально сгруппировалась, как ее учили в секции каратэ. Но... высота не оставила ей шанса. Удар оказался слишком сильным — и она не дожила даже до приезда скорой помощи.

Отличница, староста, примерная дочь

В то утро, сославшись на плохое самочувствие, в школу Настя не пошла. Мама, Тамара Анатольевна и не настаивала. Но удивилась: Машка, младшая, могла прогулять уроки и без причины — за Настей же такого не водилось. Старшая дочь занималась едва ли не сутки напролет, и если уж она осталась дома, значит, имела на то весьма серьезную причину.

Позавтракали. Мать занялась хозяйством, а девочка ушла в свою комнату. Через некоторое время объявила, что сходит к подруге на восьмой этаж. А минут через пятнадцать какая-то неведомая сила повлекла женщину к окну. У подъезда толпились люди. Вскоре подъехала «скорая». Чтобы лучше рассмотреть происходящее, Тамара Анатольевна пошла в Настину комнату. И увидела записку: «Дорогие мои мамуля, папуля и Маша! Простите, если сможете. Но все это, поверьте, абсурд». Мать бросилась к окну, распахнула настежь: внизу, на асфальте, в неестественной прзе лежала ее Настя...

Первые дни после Настиной гибели провинциальный городок буквально гудел: никто не мог понять причин самоубийства девочки. В конце концов сошлись на мысли, что всему виной депрессия. Настя мечтала об университете, но, зная, что у семьи нет денег оплатить ее учебу, совершенно пала духом. Вот только не понятно почему: она уверенно шла на золотую медаль и могла бы хоть испытать судьбу...

Тамара Анатольевна простить себе не может, что вырастила дочку идеалисткой. В детстве в садик ее отдавать побоялась, и за малышкой присматривала бабушка. Девчушка росла паинькой. Читать научилась рано и сразу увлеклась сказками, которые, как известно, всегда заканчиваются хэппи эндом: зло наказано, добро вознаграждено. В школе у Насти тоже все пошло как по маслу: училась она прилежно — учителя ее хвалили и поражались ее целеустремленности и широчайшему диапазону интересов.

— Не было олимпиады, в которой бы Настя не принимала участия и не побеждала, — вспоминает классный руководитель Елена Викторовна. Увлекалась спортом, музыкой, языками... Когда в школу приехали немцы, общалась с ними не хуже, чем ее учитель.

— На родительские собрания мы с отцом ходили как на праздник, — делится Тамара Анатольевна. — Ставили Настю Маше в пример: посмотри, мол, какая сестра серьезная, а у тебя одни гульки на уме.

В секции борьбы Настя училась давать отпор людям, а обидела ее сама жизнь

Родители даже не предполагали, что Насте есть в чем завидовать Маше. Тем не менее она завидовала: у Машки столько друзей! У Насти же с одноклассниками как-то не складывалось. Хотя, как выяснилось, все ребята ее уважали.

— Настя была сильным человеком, — рассказывали они мне. — Никогда не ныла. Более того: если видела, что кому-то плохо, всегда старалась помочь. Бывало подойдешь к ней: Насть, у меня сегодня «стрелка» (свидание) или, к примеру, курсы — всегда подежурит вне очереди...

Что у девочки существуют какие-то трудности, никто даже не предполагал. Да и откуда было догадаться, ведь близких подруг, с которыми Настя решилась бы поделиться, у нее в классе не было. Почему?

— Она была какой-то «заученной», — виновато пожимают плечами одноклассники. — Ей хотелось быть, как все, но у нее не получалось.

О таких детях психологи говорят: «потеряли коммуникационную нить со сверстниками». Пытаясь эту самую нить восстановить, Настя выходила вместе с Машей на прогулки во двор. Но своей там не стала. Всегда и вполне охотно давала одноклассникам списывать; случалось, вызывая всеобщее удивление, заявляла, что забыла тетрадь или не сделала домашнее задание. Но даже это не меняло отношения к ней в классе. В компании ее не звали, и Настя жила с тяжелым ощущением, что никому она не интересна и не нужна.

... Потеряв дочь, Тамара Анатольевна, казалось, потеряла себя самое, ведь в Насте она видела воплощение своего идеала. А идеал не смог выдержать испытания действительностью... Маша — другая. Она проще относится к жизни, и жизнь платит ей взаимностью. Нет денег на новые вещи — можно купить в «сэкондхенде». Маша спокойно надевает такую обновку — и идет. Настя же, бывало, едва ли не до слез доходила: футболку, мол, и ту с чужого плеча приходится носить. Всю прошлую зиму мерзла в демисезонной куртке, чтоб только не надевать вышедшее из моды зимнее пальто.

— Настя считала себя достойной лучшего, — вторит матери классный руководитель девочки. — Поэтому ее страшно оскорбляло, что бездельники ходят в кожаных куртках да натуральных шубах, а она, старательная и умная, должна стесняться штопаных колготок. И после школы, знала она, многих троечников ждут платные вузы, а ей... Настя не верила, что золотая медаль, на достижение которой была положена вся ее сознательная жизнь, откроет ей заветные университетские двери. Отсюда и такой всплеск безнадежности: «Поверьте, это все абсурд!»

Часто приходится слышать, что жизнестойкости учит спорт. Настя занималась спортом. Да не какой-то там гимнастикой — борьбой! Выходит, не помогло? Обучаясь борьбе, Настя, видимо, готовилась к встрече с отдельными злодеями в человечьем обличье. Но смертельными ловушками для нее стали обычные житейские обстоятельства. И к этому девочка оказалась совершенно не подготовлена.

Пять правил психологического выживания

Итеологи — люди, исследующие причинность самоубийств, утверждают, что суициды нельзя списывать только на внешние обстоятельства. Желание уйти из жизни, как правило, порождается неразрешимыми внутренними конфликтами человека. У Насти их, видимо, накопилось слишком много.

— Чаще всего это проблема с виду благополучных детей, — предполагает практический психолог «Школы выживания» при столичном Доме Учителя Татьяна Семенова. Такие подростки сыты, одеты, хорошо учатся — и взрослые совершенно спокойны. Однако успешная учеба еще не залог того, что ребенок состоится во взрослой жизни. Накопленные знания — это лишь фундамент профессиональной реализации. Человеку же в первую очередь необходимо реализоваться в социуме, заручиться пониманием и поддержкой близких людей. Тот факт, что у ребенка затруднено общение со сверстниками, взрослые должны расценивать как серьезный повод для тревоги. Ведь рано или поздно у мальчиков и девочек возникают проблемы, которыми они захотят поделиться именно с другом или подругой. И если такой возможности не будет, то даже самая незначительная проблема может спровоцировать ребенка на неадекватные поступки — вплоть до крайностей.

Как же должны действовать родители, чтобы избежать подобных трагедий? Татьяна Михайловна советует:

— Нужно учить детей строить отношения с внешним миром. Если вы замечаете, что у вашего ребенка трудности в общении с ровесниками, помогите ему найти контакт с ними. Разрешите приглашать товарищей домой, устраивайте детские праздники. Поощряйте сына или дочь к занятиям во всевозможных кружках, это разнообразит жизнь, наполнит ее новыми встречами и знакомствами. Ребенок замыкающийся только на книгах, в итоге оказывается запертым в иллюзорном микромире, который рано или поздно обязательно вступит в противоречие с миром реальным.

Воспитывайте в ребенке умение адаптироваться к различным условиям. Для этого приобщайте его к решению семейных проблем, возлагая на него ответственность за принимаемые решения: «Я хочу с тобой посоветоваться»..., «Мне нужна твоя поддержка... »

Приучайте сына или дочь строить «запасные аэродромы». Жизнь так часто рушит наши планы, что делающие ставку лишь на что-то определенно-конкретное, бывают повержены. Если же интересы человека лежат в разных сферах, то хотя бы в одной из них он обязательно реализуется.

Воспитывайте у ребенка оптимистический взгляд на жизнь. Ни в коем случае не оставляйте без внимания даже малейший намек на возможное самоубийство: чаще всего это знак приближающейся беды. И если, паче чаяния, такой сигнал прозвучал — прислушайтесь к нему и выстройте вместе с ребенком цепочку его новых возможностей.

Формируйте у своих детей уверенность в себе, акцентируя внимание на их достижениях и возможностях. А неудачи трактуйте лишь как временные трудности, преодолевая которые ребенок накапливает опыт для будущих побед.