Политика

Глава цик михаил рябец: «один из кандидатов в президенты очень обиделся на центризбирком, когда его… За попытку проехать «зайцем» оштрафовали контролеры»

0:00 — 27 ноября 1999 eye 777

Представлять Михаила Рябца особо не надо. Имя главы Центризбиркома в период недавней президентской избирательной кампании появлялось в средствах массовой информации, наверное, чаще, чем имена всех вместе взятых кандидатов на главную должность в стране.

О том, как бывший работник молочно-товарной фермы из глубинки Закарпатья смог занять столь высокий пост, и о многом другом «ФАКТЫ» расспросили самого главу Центризбиркома.

«Жена говорит, что у нее двое детей -- я и наша дочь»

-- Моя мама всю жизнь проработала в колхозе, а отец умер, когда мои две сестры, брат и я были еще маленькими. Учился я в школе-интернате в родном селе, куда съезжались дети со всех близлежащих деревень. После окончания школы работал учетчиком-лаборантом на колхозной молочно-товарной ферме и одновременно -- продавцом в сельмаге. Затем поступил на исторический факультет Ужгородского университета. Во время учебы сделал неплохую студенческую «карьеру» и решил историческое образование усилить юридическим. Но эти высоты я уже штурмовал во Львовском университете. Работать же пошел по последней специальности, но в первый свой вуз -- старшим юрисконсультом Ужгородского университета.

-- А как вы попали в большую политику?

-- В 1992 году меня назначили на пост заведующего юридическим отделом Закарпатской областной госадминистрации. С этой площадки я и стартовал -- в 1994 году был избран народным депутатом, но одновременно продолжал руководить управлением юстиции в Закарпатской области. После принятия Конституции Украины, которая запретила совмещать депутатскую деятельность с другой работой, я принял решение перейти на постоянную работу в парламент. В ноябре 1997 года новоизбранный состав Центризбиркома предоставил мне право возглавить комиссию.

-- В 1994 году вы приехали в Киев и поселились в гостинице «Москва». Неужели до сих пор там живете?

-- Тогда я имел возможность получить квартиру, но думал, что обязательно вернусь на работу в Закарпатье, к своей жене, дочке и маме. Однако вышло иначе. Квартиру я получил год назад и привез семью в Киев. На протяжении четырех «депутатских» лет со своими родными виделся редко, в основном наездами. Особенно тяжело было в период, когда совмещал должности народного депутата и начальника управления юстиции в Закарпатской области. Времени на семью вообще не оставалось.

-- Странно, что вы вообще нашли время на то, чтобы жениться… Ведь нужно было за девушкой еще и поухаживать.

-- Что вы, на ухаживание времени тоже не было. С будущей моей женой, Еленой Михайловной, мы учились в одной группе на историческом факультете в Ужгороде. Но тогда я любил одни лишь книги и интересовался исключительно проблемами студенческого самоуправления. Только после десятилетнего знакомства я понял, какая у меня была, оказывается, интересная сокурсница. Но все равно на свидания ходить мне было некогда.

-- И как же все-таки вы попали в ЗАГС?

-- Наверное, сам Бог сделал так, что мы встретились, и глубоко уверен -- навсегда. Я ни разу в своей жизни не пожалел об этом. У меня прекрасная жена и дочь. Два дорогих мне человека всегда помогают в трудные времена. Они меня хорошо понимают. Жена, правда, говорит, что у нее дома двое детей — один взрослый и один маленький. И Лена не преувеличивает, ведь все домашнее хозяйство на ней, она следит, чтобы муж и дочь всегда были в полном порядке. Жена прекрасно справляется и с воспитанием дочери. Наташа учится в самой обычной средней школе. Отличница, увлекается рисованием, музыкой, изучает английский язык -- удивительный человечек. Недавно ей исполнилось 9 лет.

«Я очень люблю ходить по магазинам»

-- Михаил Михайлович, а когда вы в последний раз с дочерью общались?

-- Нужно признаться, что во время выборов она меня почти не видела. А вот на прошлых выходных я впервые за несколько месяцев сходил с ней в цирк, потом -- в магазин, купил разные детские игры. Думаю, теперь буду посвободнее и смогу больше внимания уделять своей семье.

-- Жена вам, наверное, и одежду покупает?

-- Почему жена? Сам все покупаю, и не только себе, но и жене. Она доверяет моему вкусу. Кстати, вкусы у нас совпадают на 90 процентов. Я в одежде очень требователен и привередлив -- считаю, что лучше меня самого никто правильно не выберет костюм или рубашку. И вообще очень люблю ходить по магазинам. С удовольствием выбираю и покупаю продукты на рынке. Меня многие продавцы уже знают.

-- Зарплата позволяет долго бродить по рынкам и магазинам?

-- Среднемесячная зарплата председателя Центризбиркома колеблется от 800 до 900 гривен…

-- Не жалеете, что переехали в Киев?

-- Никак все не могу привыкнуть, поэтому каждый месяц стараюсь побывать в родных краях. Встречаюсь с друзьями.

-- Считается, что у председателя Центризбиркома не должно быть друзей…

-- Большинство моих друзей далеки от политики. Это бывшие школьные и университетские приятели, которые сейчас работают учителями, судьями, нотариусами. Встречаемся, пьем кофе, общаемся…

-- Неужели только кофейком ограничиваетесь?

-- Почему же? Но я лично, если и доходит дело до крепких напитков, предпочитаю пить совсем немного -- чтобы не во вред общению…

-- Да уж, вашим друзьям, наверно, очень приятно «разговаривать за жизнь», когда два охранника смотрят на них как на потенциальных убийц главы Центризбиркома!

-- Вы правы, охрана меня самого никуда не отпускает, но они очень хорошие ребята. Парни действуют так, что их работа незаметна для людей, с которыми я встречаюсь, беседую. И никакого дискомфорта от их присутствия я, например, не ощущаю. Кроме того, знаю этих ребят не только как профессионалов, но и как порядочных людей. У меня с ними хорошие отношения…

-- Мемуары вам писать пока еще рановато, и все же Михаилу Рябцу наверняка есть что рассказать о предвыборной кухне, о том, что для большинства осталось незамеченным… Может, поведаете, сколько денег и кто предлагал главе ЦИК за разного рода услуги?

-- Честно скажу: денег не предлагали, но во время выборов было немало интересных историй, о которых избиратели пока что не знают. Будет время и желание — обязательно напишу об этом книгу. Но хочу предупредить, что сенсаций в ней не будет. Вся деятельность Центризбиркома была открытой для прессы.

А вот в курьезах недостатка не было. Так, один из кандидатов в президенты очень обиделся на ЦИК за недостаточную заботу о его комфорте. Его в общественном транспорте за попытку проехать «зайцем» оштрафовали контролеры. Так борец за главную должность в стране недолго думая подал иск на Центризбирком в Верховный(!) суд за то, что ЦИК, мол, вовремя не перечислил транспортникам средства на оплату проезда кандидатов в президенты!

«Что может быть азартнее, чем выступать арбитром в избирательных кампаниях?»

-- Вы по своей натуре азартный человек? Как насчет того, чтобы в рулетку поиграть или в карты перекинуться?..

-- Не хочется. Я даже с дочкой на ее просьбу сыграть в карты или домино часто отвечаю отказом. Да и что может быть азартнее, чем выступать арбитром в избирательных кампаниях?

-- Но вы же как-то должны отвлекаться от политики. Как любите отдыхать?

-- Сразу после выборов поехал в столичный Центральный универмаг и купил несколько компакт-дисков с песнями украинской и российской эстрады. С большим удовольствием слушаю Софию Ротару, Таисию Повалий, Николая Гнатюка, своих земляков Ивана Поповича и Степана Гигу. Люблю слушать Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова и Вячеслава Добрынина. По мере возможности стараюсь побывать на концертах своих любимых певцов. Это единственное, что помогает мне расслабиться, поскольку алкоголь я почти не употребляю, а стрессы снимать нужно. А казино и рулетка — это не для меня.

-- В дни президентских выборов вам не пришлось поспать?

-- Во время первого тура я не спал почти двое суток. Да и во втором тоже -- многие часы напряженной работы дали себя знать… К тому же колоссальная психологическая нагрузка за несколько недель до выборов выбила меня из обычного ритма жизни. Теперь, чтобы заснуть, приходится иногда принимать снотворное. Кстати, то же можно сказать и о многих моих коллегах -- в таком жутком режиме работали весь коллектив избирательной комиссии.

-- И как вам удается поддерживать форму?

-- Увлекаюсь спортивной ходьбой. По утрам на тренажере я прохожу по несколько километров. Лучше было бы, конечно, на свежем воздухе, но не хочу создавать проблемы телохранителям. За последние годы похудел на 20 килограммов (раньше весил 106 кг), и с 56 размера перешел на 52-й… В течение нескольких лет по понедельникам я голодаю, раз в квартал голодаю трое-четверо суток. Стараюсь правильно питаться -- благо моя жена хорошо готовит диетические блюда.

-- Долго планируете удержаться на этой должности?

-- Работа в Центризбиркоме, конечно, интересная, но она отняла у меня много сил и здоровья. Увы, это не только тяжелая, но и неблагодарная работа. Морально-психологическое давление, которое постоянно ощущали я и члены комиссии, трудно передать словами. Поэтому за кресло главы ЦИК не держусь.

-- Не собираетесь поучаствовать в парламентских выборах 2002 года?

-- Все может быть. Работать в Верховной Раде мне понравилось. Считаю, что в свое время я добросовестно подготовил многие законопроекты, некоторые из них стали законами.

-- А если парламент примет закон о проведении выборов исключительно по партийным спискам, в списке какой партии искать вашу фамилию?

-- Спасибо, что подсказали. Надо подумать… Как юрист считаю, что пока в Украине не может действовать пропорциональная система выборов: Конституция предусматривает, что выборы происходят «на основе прямого избирательного права», иначе говоря, избиратель должен голосовать за конкретное лицо, а не за группу людей. Но ведь эту норму парламент вправе изменить…

-- Вы достигли очень высокой государственной должности. Скажите откровенно, чего вам в жизни не хватает?

-- Времени для семьи и встреч со старыми друзьями.


«Facty i kommentarii «. 27 ноября 1999. Политика