«Крест -- хранитель всея вселенной, крест -- красота Церкви, крест -- Ангелов слава, крест -- нам, грешным, радость и бесам -- язва». Такая стихира воспевает силу Честного и Животворящего Креста, воспевает для тех, кто был в Церкви в праздник Воздвижения Креста Господня и слышал: для иудеев и эллинов -- безумие, а для нас, людей, верующих в Иисуса Христа и все то, о чем возвещал Он, Крест является символом нашего спасения, является уже не орудием казни; для нас -- это радость, а для диавола -- это сила, которая палит, которая изгоняет беса в преисподние земли. Ибо, как сказано, водрузившийся Крест призывает человека со всех концов земли, для того чтобы мы увидели, Кто распят на том Кресте, за кого и какова цель этих крестных страданий Распятого.
Хоть прошла уже почти неделя после праздника Воздвижения Креста Господня, но мне, дорогой читатель, хотелось бы обратиться опять к этому чудному дню, ибо этот радостный день принес великую Тайну, которую каждый человек, как в Старом, так и в Новом Завете, не может постичь до конца совершенно, ибо Тайна сия велика есть, потому что на этом Кресте, на этом жертвеннике, на этом вселенском Престоле почил Господь для того, чтобы меня, тебя исцелить Своей любовью и воздвигнуть в обители Царствия Небесного.
Евреи вместе с греками-язычниками решили то место, которое напоминает нам о страданиях Иисуса Христа, полностью уничтожить, стереть с лица земли. Они засыпали его мусором и землею, и на месте том, где сегодня красуется храм Воскресения и в нем -- Гроб Господень, были поставлены капища Юпитера и Венеры и приносились жертвы диаволу. Но Равноапостольный Константин, побеждавший врагов, которые были и в глазах Божиих мерзостью, и пред человеками, потому что были они идолопоклонниками, издевались над творением Божиим, принося людей в жертву своим богам -- идолам, -- он преодолевал их явившимся ему в полдень на небе звездным изображением Креста Господня, сиявшим сильнее солнечного света, с надписью «Сим побеждай». И в благодарность перед Господом он послал свою мать -- царицу Елену в Иерусалим, для того чтобы она разыскала Крест Христов и чтобы правда восторжествовала. Что и совершилось: в 326 году, когда нашли Крест, патриарх Макарий, проверяя истинность Креста Господнего, возложил поочередно все три креста на покойника, которого в это время несли мимо. И когда был возложен Крест Христов, -- покойник ожил. Вот первый пример силы Креста, на котором был распят мой Сладчайший Спаситель. Люди просили патриарха поднять это знамение силы, чтобы все увидели, и когда патриарх воздвигал Крест, народ восклицал: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Эта молитва и до сегодняшнего дня, будучи самой краткой, в то же время есть самой большой, таит в себе глубокий смысл жизни нашей.
Почти семнадцать веков прошло с того времени, а сила Креста все больше и больше прославляется, все больше и больше творит чудес, все больше и больше напоминает нам о тех страшных временах. И как я уже не один раз говорил, благодарные дети, благодарное Отечество -- люди земли воздвигают памятники своим родителям, своим соотечественникам, своим победителям в благодарность, а этот памятник -- Крест воздвигнут человеческой злобою. За любовь, за милосердие, за те дары, которые Господь даровал своему творению, род еврейский со всей ненавистью распял на Кресте своего Создателя и Дарителя щедрот. Поэтому Господь и сегодня призывает нас и Своего Евангелия, чтобы мы следовали за Ним. Он говорит в Евангелии от Марка (гл. 8, ст. 34): «И, подозвал народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Что же означает -- взять Крест? Деревянный, серебряный, медный? -- Нет! Это не о том Христос говорит. Христос говорит, чтобы мы смирились: все то, что Он посылает нам в жизни, -- а это страдания, это болезни, это семейные неурядицы, это зависть врагов, это клевета, поругание, насмешки -- все это как раз и есть наш жизненный Крест. И когда мы безропотно, веря, что на все есть воля Божия и что все это происходит во имя Христово, несем его, -- это и значит следовать за Христом.
Господь сказал далее: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (ст. 35). Сегодня мы приведем примеры того, кто потерял душу. Потеряли все безбожники, которые боялись идти в храм и причаститься, боясь, чтобы через чашу не передались им болезни; которые боялись и того, чтобы их не сняли с работы из-за исповедания Господа нашего Иисуса Христа или не приключились у них какие-нибудь ущербы, -- они погибли, слава их ушла с шумом. Но те, кто стоял за Христа, кто страдал за Христа, -- их сегодня знает весь мир, им поклоняются как друзьям Христовым. Угодников Божиих, Апостолов, мучеников, преподобных, -- не только Киево-Печерских, но и Вселенских -- спросите, если кто-то в чем-то смущается, дорогой брат и сестра, в любом конце мира: знают ли их подвиги люди? И вы услышите ответ! Но спросите о слепых вождях, -- кто их знает? Даже в их отечестве знают их лишь некоторые люди. Пройдет время, умрет о них память, а те, кто отдал свою жизнь за Христа, за Евангелие, -- они получили удел в Горнем Иерусалиме, они получили славу и венец от Бога, о них будут помнить до скончания века -- до того времени, пока все мы с вами не увидим Спасителя на облаках со Славою многою, пришедшего во Втором Пришествии судить живых и мертвых.
И сегодня Господь всеми неустройствами мира -- войнами, землетрясениями, повсеместными взрывами домов и подобным напоминает нам, что можно приобрести весь мир, можно приобрести человеческую славу, как я уже говорил, но однажды приходит нежданная гостья, которая никому не разрешает посмеяться над собой, которая никому не разрешает небрежно относиться к себе, -- это наша смерть. Приходит время, она перерезает все уды нашей жизни, и человек становится мертвым -- без жизни. Он не возьмет в гроб с собой ни богатства, ни славы, он не возьмет с собой ни строений, ни высот, которых он достиг, но только одежды, если его успеют одеть, если это будет возможно. Но что же он приобрел, этот человек, в Царствии Небесном? Или в загробной жизни? Всего лишь плачевную участь, если он был далек от Христа.
В праздник Воздвижения Животворящаго Креста Христова сказал мне один человек: «Человек неверующий -- он подобен животному». Но я скажу еще и другое. От животного есть польза. Но какая польза от человека, который не посадил дерева, который не имеет своей семьи, который не служит своему Богу, то есть Творцу Небесному; который ничего не сделал ни для Церкви, ни для Отечества. Какое может быть ему помилование от Бога или какая может быть ему слава? Если мы возьмем животное -- любое, -- оно приносит нам пищу, оно дарует нам некоторые радости: мы взираем на них, и они с любовью относятся к нам как к своему хозяину, хоть часто смотрят на нас, может быть и с презрением за то, что мы, дорогой читатель, своим грехом изменили своему Богу и нарушили этим данную нам Господом гармонию природы.
Поэтому Христос и призывает нас с вами, чтобы мы исповедовали Его Имя везде и всюду. Но исповедовать Имя Господне можно по-разному. Господь говорит через пророка: «Приближаются люди, которые чтут Меня устами, а сердце их отстоит далече Мене». Мы должны прославлять Бога, как Он научил нас, как сказано в Символе веры, ибо этим Он призывает нас к радости и жизни. Поэтому сегодня нет оправдания тем, кто говорит: я боялся или боюсь ходить в церковь, -- что там скажут обо мне люди? Я боюсь исповедовать Имя Христово потому, что когда я положу на себе крестное знамение, будут надо мной смеяться. А как же ты, дорогой брат и сестра, хочешь исповедовать Господа? А если завтра тебя призовут на страдания, ты скажешь: «Я не знаю этого! Я не хочу, я боюсь!»? Тогда ты -- неверующий человек, человек всего лишь потому, что живешь на земле, ибо без Бога нет человека в полноте его.
Поэтому я сегодня призываю всех, дорогие братья и сестры, кто не желает вкусить вечной смерти, то есть всегда быть с Богом, -- исповедовать Имя Христово, как учит Православие вот уже сколько тысяч лет. Я призываю сегодня вас: если над тобою будут смеяться, что ты христианин, -- благодари Бога и радуйся, что Господь тебя нашел в этом огромном мире. Я вспоминаю одного человека, который дорог для моей жизни, который, когда я пришел на приход, -- помогал мне общаться с безбожной властью. Это была женщина сложной, нелегкой жизни. И когда я спросил ее однажды, когда она была уже на болезненном одре, не ропщет ли она, что Господь наказал так? И она посмотрела на меня и говорит: «Дорогой батюшка, я благодарю Бога, что Он послал мне испытания. Я благодарю Бога, что Он в этой большой земной мусорной яме нашел меня, маленькую пылинку, и дал мне болезнь, и я могла поднять свои глаза к Нему и понять, что я здесь потеряла? -- Я не всегда исповедовала Его, я не всегда любила Того, Который меня возлюбил больше, чем я Его. Который дал мне и моим детям все, что нам необходимо. Поэтому я сегодня осознала все и с радостью благодарю Его, и чтобы Господь ни послал мне, я всегда буду благодарна Ему -- своему Отцу».
И Господь сподобил ее великой милости: в 8 часов утра я исповедал ее, причастил Святых Таин Христовых, а в 11 -- Господь призвал ее к вечности. Вот что такое милость, вот что такое исповедь.
Поэтому на всех вас призываю благословение Божие и молю о вас Бога, чтобы Господь всегда даровал вам этот великий дар веры, чтобы вы никогда не отступились от этого живоносного источника, но всегда были с Господом вместе там, где есть Он ныне, и мы будем с Ним во веки веков.
Аминь.