Итак, прибытие группы зарубежных наблюдателей за ходом предвыборной кампании, о котором так долго говорили некоторые кандидаты на пост президента, свершилось. С 24 сентября в Киеве находится Саймон Осборн -- глава миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 25 сентября состоялась пресс-конференция господина Осборна для представителей украинских СМИ.
Общение с прессой началось с сюрприза. Несколько неприятного, но весьма показательного: на встрече неожиданно не оказалось представителей тех изданий, со страниц которых еще несколько дней назад звучали жалобы на так называемую информационную блокаду, якобы организованную сторонниками Президента. Из числа журналистов этих масс-медиа не пришел никто, хотя трудно было найти лучшую возможность еще раз поднять тему «СМИ и выборы». Ну что ж, говорить об «информационной блокаде», устраивать шоу с письмами в различные международные организации, видимо, куда проще, чем прийти на разговор с профессионалом в области контроля за проведением выборов.
А между тем Саймон Осборн, профессионал, хорошо знакомый с реалиями избирательных кампаний на постсоветском пространстве, сделал несколько заявлений, которые без натяжки можно назвать сенсационными. Во-первых, как выяснилось, ни миссия ОБСЕ, ни наблюдатели Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), с которыми ОБСЕ будет работать в тесном контакте, не приезжают куда-либо, в том числе и в Украину, «по заявкам частных лиц и организаций». Даже если эти лица -- кандидаты в президенты, а организации -- политические партии. Контроль над проведением выборов -- это профессиональный долг наблюдателей. Их приезд в Украину был запланирован еще задолго до даты начала сбора подписей. И никакого отношения к обращению «каневской четверки» он, разумеется, не имеет. Иными словами, члены «каневской четверки» опять выступили в роли пророков, обещающих потепление на всей территории Украины через полгода после избрания одного из них на пост президента (как известно, через 6 месяцев после ноября наступит май).
Во-вторых, комментируя обстановку, сложившуюся в стране перед выборами, г-н Осборн заявил, что судить о демократичности или недемократичности выборов пока рановато. Зато глава миссии ОБСЕ дал оценку выборам в украинский парламент 1998 года, за ходом которых он наблюдал. В частности г-н Осборн сказал: «В день выборов избиратели имели возможность пойти на свой участок и в условиях соблюдения тайны голосования отдать голос тому, кому они считали нужным. У них были довольно широкие возможности в плане свободного волеизъявления». В то время как, например, на выборах в России, по утверждению г-на Осборна, были отмечены факты нарушений свободного волеизъявления граждан.
В-третьих, Саймон Осборн прокомментировал тот факт, что наиболее «рейтинговые» кандидаты на пост президента являются представителями органов власти и, соответственно, могут использовать свою служебную деятельность для ведения предвыборной агитации. Он отметил, что все без исключения представители ветвей власти (в том числе и депутаты Верховной Рады) обязаны придерживаться принципа, требующего свести к минимуму освещение их «деятельности на своем посту».
Со своей стороны отметим, что пока кандидаты на пост президента, в том числе и некоторые члены «каневской четверки» (все четверо — представители органов власти) демонстрируют выполнение этого принципа с точностью до наоборот, старательно акцентируя внимание на своей деятельности в Верховной Раде. Похоже, ОБСЕ им не указ.
Довольно резонансным можно назвать и сообщение г-на Осборна о том, что наблюдателям миссии известны случаи, когда проверку деятельности СМИ налоговыми органами эти издания преподносили как давление на прессу, оказываемое «в отместку» за поддержку определенных политических сил (в выступлении главы миссии ОБСЕ была упомянута телекомпания СТБ). К сожалению, здесь наши журналисты оказались неоригинальны, слепив имидж «страдающих за правду» по давно известным на Западе рецептам.
Сегодня, в журналистской среде стало уже почти хорошим тоном сетовать на то, что мол, все равно выберут того, у кого власти больше. Стало хорошим тоном делать дутые сенсации, заявляя об «информационной блокаде». Фактически усилиями части журналистов введен некий стандарт на понятие «свобода слова». Пресс-конференция показала, насколько он далек от реальной свободы слова. И тот факт, что те, кто следует этому «стандарту», на встречу попросту не пришли, -- еще одно тому подтверждение.
А потому хочу процитировать всем слова главы миссии ОБСЕ: «Мы не должны становиться заложниками своих умозаключений, базирующихся на прежнем опыте». Фраза, согласитесь, более чем актуальная.