Политика

Известный московский тележурналист владимир познер открывает свою украину

0:00 — 5 октября 1999 eye 1921

Телекомпания «Уличное телевидение» провела в Полтаве телемост с четырьмя крупными городами Украины, который вел известный тележурналист и первопроходец телемостов -- Владимир Познер

Анатолий ВЕСЛОВ

специально для «ФАКТОВ»

Телекомпания «Уличное телевидение» пригласила Владимира Познера провести серию телемостов с несколькими городами Украины. Первый состоялся в Полтаве. На связи с Познером и полтавчанами были Киев, Львов, Донецк и Симферополь. Впервые у пяти украинских городов появилась возможность поговорить друг с другом и с человеком, стоящим у истоков телемостов в Советском Союзе. Мост показал, что украинцам катастрофически не хватает открытых и откровенных разговоров о жизни, о себе, о будущем -- УлТВ дарит им реальную возможность для встреч и такого общения.

«Я пришел дать вам волю… »

Телемост состоялся и стал настоящим событием для всех (а это 3-4 тысячи человек), кто принимал в нем участие в пяти городах Украины. О чем же разговаривали все эти люди? Трудно ответить однозначно.

Первое, что бросилось в глаза -- Владимиру Познеру пришлось выступить в качестве своего рода действительного и полномочного представителя России. Участники телемоста очень интересовались перспективами отношений Украины и России, тем, как россияне воспринимают жизнь в нашей стране. И это понятно, ведь отношения с Россией -- одна из наиболее животрепещущих тем в общественном сознании украинцев. Отчасти раскол между востоком и западом нашей страны выражается в оценке места и роли России в жизни Украины. С другой стороны, в Полтаве Владимира Познера воспринимали как своего рода «гуру»: большинство вопросов полтавчан были обращены к нему не просто как к умному человеку или профессионалу, а прямо-таки как к оракулу. Другие города были агрессивнее, что подстегивало беседу и вносило в нее динамизм. Но почти все вопросы были не к тележурналисту Познеру, а к «человеку-который-знает-истину», что кажется не совсем правильным.

Самому Владимиру Владимировичу это не сильно понравилось, ведь он пришел не для того, чтобы вещать истину. Ему хотелось понять украинцев, узнать, чем они живут и что думают о своей стране. Именно так объяснял он свое желание поучаствовать в серии телемостов в интервью «ФАКТАМ»: «Главное, что мне интересно в этом проекте, -- возможность понять и почувствовать что из себя представляют украинцы, чем сейчас живет Украина, что ваш народ думает о себе и своем будущем».

Но, похоже, в этом телемосте возможности Познера и уличного телевидения были использованы далеко не в полной мере. Фактически встреча превратилась в нечто вроде творческого вечера. Конечно, Владимир Познер -- интересный и опытный тележурналист, но это просто расточительство не воспользоваться его профессионализмом и опытом для разговора с другими городами.

Опять же спутниковая связь между разными городами и возможность пообщаться без купюр и цензуры, предоставленные уличным телевидением, -- такое не часто случается. Потому и обидно, что люди почти не использовали уникальные возможности УлТВ для решения действительно важных и значимых проблем, для обретения национального согласия, как бы высокопарно это ни звучало.

«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь… »

Такова, по сути, была главная мысль всех ответов Владимира Познера: украинцы должны сами думать и решать, как им жить. Бессмысленно ждать рецептов от заезжей знаменитости. Хотя бы потому, что готовых ответов не бывает.

Впрочем, иногда о наиболее конфликтных своих проблемах можно и нужно рассказать человеку постороннему, но доброжелательно настроенному. Это может помочь лучше понять самого себя, разобраться в причинах конфликтов. Именно в таком качестве, по замыслу «уличников», и должен был выступить Владимир Познер. А о том, что украинцам это необходимо, говорит хотя бы то, что участники полтавского телемоста предлагали организовывать подобные телемосты между Украиной и Россией, между странами СНГ.

Несмотря на то, что откровенного разговора на сей раз не получилось, все-таки телемост показал, что многие наши «острые проблемы» на деле таковыми не являются. Например, проблемы языка или союза с братскими славянскими народами. Разговор с Познером показал, что это совсем не то, ради чего стоит ломать копья, что наши споры вокруг них -- пусты, ведь спорящие не ответили себе на куда более важные вопросы: какую страну мы строим, в каком государстве хотим жить и каким видим будущее украинского народа. Конкретные решения по статусу русского или украинского языка, вступлению в различные союзы, по проблемам интеграции с Западом или Востоком -- все это лишь следствие ответа на вопрос «Зачем нам нужна Украина?».

Познеров должно быть много

Надо использовать возможности телемостов и профессионализм Познера для того, чтобы украинцы говорили друг с другом откровенно и содержательно. Ведь Познер что делал? Он демонстрировал прекрасные образцы мысли и слова, задавая планку содержательности и ясности выражений, показывал, как можно и нужно общаться. У него есть чему поучиться. И это очень хорошо, что начать разговор о будущем страны украинское общество сможет на телемостах с участием Владимира Познера -- человека со стороны и профессионала, который проводил такие встречи еще в эпоху холодной войны. Да простится мне преувеличение, но мы тоже переживаем холодную войну -- только друг с другом. Украинцы перестали разговаривать друг с другом и решать проблемы всем миром.

Главное теперь -- суметь воспользоваться подаренной уличным телевидением возможностью вести серьезный и откровенный разговор. Это значит, что в наших городах должно появиться много разных познеров -- людей, умеющих думать и выражать свои мысли, а главным героем следующих мостов должен стать не тележурналист Познер, а Украина.

«Самое страшное, на мой взгляд, -- когда люди перестают разговаривать»

Впечатлениями от своего «первого украинского блина» Владимир Познер поделился в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ».

-- Владимир Владимирович, вы были первым ведущим телемостов в Советском Союзе. Как родилась и в чем заключалась их основная идея?

-- Телемост как жанр был придуман с совершенно определенной целью: он крайне необходим тогда, когда народы не могут поговорить друг с другом, а ситуация становится опасно напряженной. Потому так запомнился первый телемост «Ленинград -- Сиэтл»: у СССР и США тогда сложились такие отношения, что почти все связи между нашими странами прервались, люди готовы были вот-вот нажать на кнопку. Телемост же стал попыткой прорыва. Рядовые американцы и советские граждане увидели друг друга и смогли высказать все, что они думают.

-- Что вы ожидаете от предстоящих телемостов?

-- Пока я не знаю, что будет. Для меня важно установить контакт с залом, чтобы люди начали говорить открыто, не сдерживаясь, а в результате завязался живой и поучительный (для меня) разговор. Я довольно-таки прилично знаю Россию, знаю, что там происходит, много езжу -- за последние два года побывал в 27 городах. Но у меня нет никакого представления о том, что происходит в Украине.

-- Давно ли вы бывали в Украине, и какое осталось впечатление?

-- Последний раз я был здесь десять лет назад. И, должен вам сказать, увиденное тогда очень и очень меня огорчило: уровень жизни был значительно хуже, чем в России. Например, я был в городе, где в восьмиэтажках последние этажи -- без воды. И люди покорно по несколько раз в день спускаются с ведрами, чтоб таскать эту воду. Вот это зрелище абсолютно покорных, лишенных всякой надежды людей, которые согласны так жить, хотя могли бы жить лучше, угнетает больше всего.

-- А разговоры на телемостах могут что-нибудь изменить?

-- Да, разговор -- это общение. И когда люди разговаривают друг с другом, это, хоть и не слишком очевидно, меняет многие вещи. Меняются взгляды. Поэтому, на мой взгляд, самое страшное -- когда перестают разговаривать.

-- Повлияют ли на вашу работу приближающиеся президентские выборы в Украине?

-- Естественно. Эта тема будет звучать на телемостах и, наверное, придаст им некоторую остроту. Мне очень интересно узнать, собираются ли люди вообще голосовать, чего ждут от президента, насколько они сознательны в своем выборе, понимают ли, что голосовать -- это не просто опускать бюллетени, как было в Советском Союзе, а именно выбирать. Мне еще очень интересно, насколько сильны настроения избирателей, связанные с каким-то разочарованием, неверием в политику или с нежеланием брать на себя ответственность -- мол, черт с ними!

-- По данным социологов, больше половины граждан Украины ждут каких-то серьезных, довольно радикальных перемен в своей жизни.

-- Это очень хорошо. Но я хочу понять, каких именно перемен, чего украинцы хотят на самом деле. И понимают ли они, что нужно делать, чтобы добиться этих перемен. Это очень важно. Ведь кто-то хочет регулярно получать зарплату, кто-то -- чтобы ее в два раза повысили. Это-то понятно, но вот как это сделать? Хочется узнать, насколько дотошно, насколько сознательно люди относятся к этому вопросу.

-- Будет ли на телемостах для вас иметь значение тот факт, что Украина уже восемь лет назад получила независимость?

-- Это невозможно игнорировать. Я считаю, что развал Советского Союза был неизбежен. Это -- результат политики, точнее -- ее отсутствия. Мне интересно понять, что изменилось в вашей жизни кроме того, что в школах преподают, наверное, в основном на украинском языке. Означает ли независимость Украины, что большинство вообще хочет отдалиться от России? Или политика другая, преследующая несколько иные цели? Думают ли люди об этом? И вообще, думают ли? Надеюсь найти ответы на все эти вопросы.

-- Каково ваше впечатление от телемоста в Полтаве?

-- Первое впечатление странное. С одной стороны, я больше получил от общения с экраном (с другими городами Украины), чем от разговора с полтавчанами. Все-таки вопросы, которые задавались из городов, больше отражали состояние умов, чем зал. Мне кажется, зал, имея возможность разговаривать со мной непосредственно, больше хотел узнать обо мне, чем вступить в диалог.

Второе -- зал был настолько доброжелательным, что мне показалось, будто полтавчане просто боятся меня чем-то огорчить. Из-за этого я пока мало узнал об Украине. Надеюсь, в других городах разговор будет более содержательным, что-ли. А то получился, скорее, мой творческий вечер.

«Благодаря телемостам украинцы могут договориться о своем будущем и о своей стране»

«ФАКТЫ» попросили генерального продюсера телекомпании «Уличное телевидение» Дмитрия Куликова рассказать о преимуществах, которые дает общение с помощью УлТВ, и поделиться планами на ближайшее будущее.

-- Главное отличие наших телемостов от проводившихся раньше в том, что люди могут непосредственно поговорить о том, что их больше всего волнует. Причем их участники не отбираются специально, как это было в СССР. Мы работаем на улицах и площадях, и любой прохожий может подойти к микрофону и высказать свою точку зрения. Это помогает украинцам определиться со своей гражданской позицией, обсудить свое будущее, понять, что они хотят от власти, каким видят свое государство, какой Украине нужен президент и т. д. Мы планируем провести тур Владимира Познера по пяти городам -- Полтава, Киев, Львов, Донецк, Симферополь. При этом в каждом из городов будут происходить включения других регионов Украины. Выбор именно этих пяти городов не случаен: нам хочется представить в наиболее ярком виде все регионы страны. Кстати, ближайший телемост будет проходить на следующей неделе в Донецке 5 октября.

Кроме того, у нас в планах другое шоу Владимира Познера, которое будет происходить вместе с кем-то из звезд украинской тележурналистики (возможно с Миколой Вереснем). Вот на нем-то, надеюсь, он и сообщит нам, что узнал и понял про Украину.


«Facty i kommentarii «. 5 октября 1999. Политика