Владелец «жигулей», числившихся, как оказалось, в угоне, сумел доказать в суде, что представитель магазина, через который был приобретен автомобиль, не должен был допускать к продаже товар, «имеющий существенный недостаток». Упущение эксперта обойдется корпорации в 33 тысячи гривен
Когда инспектор ГАИ остановил недавно купленную «девятку», ее хозяин Юрий Куликов послушно вышел из машины и открыл капот, даже не предполагая, чем для него закончится эта поездка. «Извините, но у нас есть подозрение, что «Лада» числится в угоне», -- сообщил инспектор. Эти слова прозвучали, как гром средь ясного неба. «Но ведь я приобрел ее через магазин, -- попытался оправдаться Юрий Петрович. -- У меня есть все документы». В ответ он услышал успевшую стать классической фразу: «Там разберутся».
Куликовы давно мечтали о машине. При наличии частного дома и большого приусадебного участка в пригороде она была им просто необходима. Но мечты о собственной «Ладе» долгое время казались чем-то фантастическим. «Нужно проявить решительность, -- сказал однажды глава семейства. -- Считаю, что с сегодняшнего дня мы должны начать экономить. В конце концов, какую-то часть денег можно будет одолжить. Уверен, что когда у нас будет машина, окупятся все затраты и долг вернем». Не все члены семьи восприняли это заявление однозначно. Старший сын заявил, что раньше обходились без машины, а вдруг, не дай Бог, ее украдут? И все-таки большинством голосов Куликовы постановили: машине быть.
Пришлось потрудиться, пока не появилась необходимая сумма в семь тысяч долларов. Родственники, которых у Куликовых было немало, выручили, дав остальное взаймы. И вот, Юрий Петрович отправился в Киев за покупкой. Не раз он читал в криминальной хронике, как работают автокидалы, а потому решил, что все сделает, как того требует закон.
Выбрав на рынке «девятку», Юрий Петрович вместе с продавцом отправился в ближайший магазин корпорации «Укравто», чтобы оформить куплю-продажу. Эксперт магазина составил необходимые документы, и счастливый хозяин поехал домой уже на своем авто.
Но, увы, радоваться довелось недолго. Лишь месяц поездил Юрий Петрович на «девятке», пока не произошла та самая встреча с инспектором ГАИ, в результате которой выяснилось, что «Лада» краденая. Автомобиль поставили на штрафплощадку до выяснения всех обстоятельств, а когда был найден его настоящий хозяин, после всех необходимых процедур вернули законному владельцу.
Как выяснилось, «девятка», приобретенная Куликовым, имеет очень непростую судьбу. Первый хозяин покатался на ней лишь неделю -- угнали. После того, как ему вернули пропажу, владелец не стал больше искушать судьбу и продал автомобиль. У нового владельца, Сергея Емельяненкова, «Лада» прослужила около полугода, после чего также была угнана. Некоторое время спустя этот же автомобиль на черном рынке обрел нового хозяина, у которого и купил его Юрий Петрович.
-- «Лада» находилась в розыске два года, и я уже потерял всякую надежду на то, что она когда-нибудь будет найдена, -- рассказывает Сергей Емельяненков. -- Поэтому, когда позвонили из милиции, я испытал шок. Признаюсь честно, ехал на опознание своего автомобиля с некоторым опасением. Все еще думал, что произошла ошибка. Да и не очень-то верилось, что мне отдадут его просто так. А «Лада» оказалась, действительно, моя. Причем она была во вполне приличном состоянии. Куликов успел кое-что отрегулировать в машине и ездил на ней очень аккуратно. Но едва я сел в кресло водителя, вдруг почувствовал, что не смогу на этой «девятке» ездить никогда. Постоянно в голову лезли мысли о том, что в моей «Ладе» ездил кто-то чужой. Я, правда, не имею ввиду Юрия Петровича. Куликов мне понравился, очень порядочный человек. Это я об угонщиках. Находясь в салоне, я постоянно чувствовал какую-то нехорошую энергетику. Одним словом, продал я свою «девятку». И что бы вы думали, недавно мне по телефону позвонил тот человек, которому я продал «Ладу» и сообщил, что машину снова угнали!
Для Юрия Куликова потеря машины и денег (»Ладу» у него конфисковали без возврата стоимости) была настоящей трагедией. Тут же ему припомнились слова сына: «А если не дай Бог украдут » Юрий Петрович, признался, что в какой-то момент подумывал даже свести счеты с жизнью.
На помощь жертве недобросовестного эксперта пришло транспортное адвокатское бюро, и после почти полуторагодичной тяжбы был доказан невероятный, казалось бы, факт, что через магазин, даже такой крупной корпорации, как «Укравто», можно приобрести «паленый» автомобиль.
-- Увы, но такое время от времени происходит, -- рассказывает директор транспортного адвокатского бюро кандидат юридических наук Оксана Прокопенко. -- И лишь в деле Куликова (фамилия изменена по просьбе самого Юрия Петровича) впервые удалось доказать этот вопиющий факт, так как в большинстве случаев пострадавшие автовладельцы просто опускают руки. А ведь в обязанности представителя магазина входит не только выписка справки-счета, но и проверка легитимности автомобиля. Мы с клиентом дошли до суда, который проходил нелегко, но все же доказали нашу правоту. И теперь корпорация «Укравто» обязана в кратчайшие сроки вернуть Куликову стоимость автомобиля, исходя из нынешнего курса доллара, плюс возместить моральный ущерб. Все это вместе составляет 33 тысячи гривен.
Конечно, можно было бы назвать корпорацию «Укравто» в этой ситуации жертвой обстоятельств, -- продолжает Оксана Владимировна. -- Недосмотрели, не было навыков в определении «паленых» автомобилей. Так, по крайней мере, говорил представитель корпорации на суде. Но то, что автомобиль краденый, определил госавтоинспектор, используя лишь практические навыки и знания, полученные им в средней школе милиции. Как же это мог не обнаружить эксперт магазина? А что касается ограниченных полномочий (этот термин тоже прозвучал в зале судебного заседания), то правила торговли гласят, что продавец, а в данном случае комиссионер, каковым является корпорация «Укравто», обязан был не допустить к продаже товар, имеющий существенный недостаток. Иными словами, то, что машина числилась в угоне, и является тем самым «существенным недостатком», который «делает недопустимым ее использование по назначению».
Чтобы как-то прояснить ситуацию: как могло произойти такое, что магазин известной корпорации выступил комиссионером в продаже краденного автомобиля, я обратился за комментарием в ряд других фирм, занимающихся продажей автотранспорта. Очень многие отнеслись к проблеме своих коллег с искренним сочувствием. А наиболее полный комментарий по интересующему меня вопросу удалось получить на предприятии «Укравтоцентр» (не путать с «Укравто»).
-- Чтобы обезопасить себя от подобных ошибок, мы выступаем комиссионерами только в том случае, если автомобиль ранее уже продавался через наш магазин, -- сообщил начальник отдела торговли «Укравтоцентра» Владислав Червинский. -- Кроме того, мы стараемся не вступать в сделку со случайными людьми, а работаем с теми, кого хорошо знаем. Поэтому ошибка эксперта у нас фактически исключена. А что касается случая с краденным автомобилем, проданным через корпорацию «Укравто», то считаю, что его можно рассматривать как исключение.
-- В данном случае вопрос можно было бы сформулировать следующим образом, -- сказал заместитель начальника отдела профилактики Киевского управления ГАИ подполковник милиции Анатолий Павловский. -- Нужны ли на фирмах эксперты, которые не могут определить, не краденый ли автомобиль? Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что есть очень искусные способы перебивки номеров и подделки документов. Так что, вполне возможно, эксперт ничего и не заметил. Инспектору ГАИ в описываемом случае повезло больше. Может быть, по прошествии некоторого времени подделка стала более заметной. И все-таки, самый лучший способ обезопасить себя при покупке автомобиля -- не пожалеть ста гривен и пройти специальную экспертизу, так как потерять дорогостоящую вещь, обойдется дороже.
«Facty i kommentarii «. 19 октября 1999. Человек и общество