Известный украинский бизнесмен Алексей Кучеренко, баллотируясь на прошлогодних парламентских выборах, в отличие от многих, не побоялся обнародовать свои доходы, измеряемые в сотнях тысяч долларов. А в Верховную Раду шел с намерением сократить разрыв между своим уровнем жизни и уровнем жизни большинства своих сограждан. Он хочет добиться проведения реформ, которые заставят деньги выйти из тени, чтобы страна могла получить нормальный, не нищенский бюджет. Но если на нынешних выборах победит кто-то из оппонентов Леонида Кучмы, Украина, по мнению Кучеренко, опять окажется в экономическом провале.
-- Алексей Юрьевич, говорят, вы неплохо играете в футбол. Возникают ли аналогии между игрой и политикой?
-- Насчет моей игры партнеры по команде, по-моему, придерживаются другого мнения: времени-то на тренировки не хватает. А когда-то наш клуб завоевал серебряные медали чемпионата Украины по мини-футболу. Что же касается аналогий, то с парламентом, например, ассоциации возникают самые разные. В последнее время его все чаще сравнивают с цирком -- не столько из-за купола, сколько, к сожалению, из-за поведения некоторых моих коллег-депутатов. Если же проводить аналогии с футболом, то в Верховной Раде команд явно больше, а правила -- куда сложнее и неоднозначнее. Арбитры же, мягко говоря, заангажированы и не всегда корректно трактуют правила «игры». Бывает, «штрафные» пробиваются до тех пор, пока не забьют «гол» (голосование по некоторым вопросам проводятся по 10--15 раз)
-- В политике вы нападающий, защитник, вратарь?
-- Говорить обо мне как о сформировавшемся политике пока не приходится. За полтора года депутатства я понял, что вполне овладеть парламентскими технологиями можно только к концу срока полномочий. Если же говорить о моем «амплуа», то я назвал бы себя полузащитником. В отношениях с исполнительной властью я вынужден балансировать между двумя позициями: просителя, решающего проблемы своего мажоритатного округа, и принципиального политика, старающегося быть объективным в оценке действий власти.
-- Ваш округ находится на юго-востоке Украины, где преобладает «левый» электорат. Не боитесь говорить там о своей поддержке Президента?
-- А чего я должен бояться? У меня есть убеждения, о которых я говорю открыто. Не побоялся же я в свое время обнародовать размеры своих доходов А что касается поддержки Президента, то я не собираюсь примитивно агитировать моих избирателей -- просто излагаю свое видение нынешних проблем Украины и стараюсь убедить людей делать свой выбор осознанно, понимая, к каким последствиям он может привести.
-- Судя по размерам сумм, указанных в налоговой декларации, вы человек не бедный. Не жаль было оставлять бизнес ради политики?
-- Жаль, конечно, но я понимал, что мы движемся куда-то не туда, слишком серьезный получился разрыв между уровнями жизни разных людей. Бизнес-элита в тысячи раз опережает по доходам остальное население, и это уже создало предпосылки для социальных катаклизмов. Значит надо проводить такие реформы, которые заставят деньги выйти из тени и позволят сформировать нормальный бюджет, чтобы найти средства для помощи тем, кто так и не сумел вписаться в крутые повороты нашей экономики.
-- Вам, чей бизнес связан с энергетикой, прекрасно известно положение дел в этой отрасли экономики. Что может сделать Верховная Рада для его улучения?
-- Одной из причин бедственного положения этой отрасли стало то, что мы начали строить рынок в электроэнергетике, не создав его в среде потребителей, не поняв, что электроэнергия -- это товар. Несовершенство действующего законодательства дает возможность зарабатывать деньги не производителям энергии, а посредникам. Я могу с уверенностью сказать, что -- из-за сложившегося вокруг отрасли законодательного вакуума. А главная причина затягивания с принятием нужных энергетике законов -- простое нежелание депутатов идти на компромисс, неумение согласовывать спорные вопросы.
-- Как вы относитесь к проблеме атомных электростанций?
-- Первопричина всех проблем в энергетике -- отсутствие денег, невозможность наладить расчеты за произведенную и проданную электроэнергию. Были б деньги -- было бы куда меньше вопросов и по безопасности АЭС. Поверьте, миф о дешевизне атомной энергии аукнется нам очень скоро. Дешевизна эта мнимая, в нее просто не заложены огромные затраты на поддержание экологического баланса, нарушаемого АЭС. Во всем мире, в тех же США, атомная энергия -- самая дорогая. Впрочем, у нас параллельно наблюдаются тотальные неплатежи за газ, растут долги Минэнерго перед НАК «Нефтегаз Украины». Но атомщики активнее других энергетиков отстаивают свои интересы.
-- Вы как один из активных участников Союза региональных и местных лидеров не можете не отстаивать идею возрождения регионов
-- Конечно, ведь кризис централизации налицо, он проявляется во всех сферах. Нельзя дальше мириться с тем, что Киев стал, по сути, пунктом сбора и распределения всех государственных денег. И заметьте, о чем бы речь ни шла, народ привычно уповает на центральные власти. Их же и ругает, если что не так. Для меня, например, очевидно, что значительную часть полномочий вкупе с ответственностью необходимо передать в регионы.
-- Потянет ли региональная элита тот воз проблем, которые на нее свалятся при этом?
-- Думаю, да. Хотя, признаюсь, для меня неприятным открытием стало то, что во многих регионах самостоятельность хотят получить только в виде полномочий, но не ответственности. Так что регионы рискуют столкнуться с проблемой кадров. Мы в Союзе лидеров хотим объединить представителей региональной элиты, в лучшем смысле этого слова. Той самой элиты, которая определяет путь развития любого общества. Для начала стараемся четко определить, чего мы хотим и что можем. Первым шагом стало подписание между регионалами и Президентом декларации, в которой изложены согласованные сторонами принципы формирования государственной региональной политики. В частности, предусмотрен институт двухпалатного парламента, новые подходы к бюджетной политике, наполнение реальным смыслом закона о местном самоуправлении и так далее.
-- Какая мысль первой приходит вам в голову, когда речь заходит о 31 октября?
-- О том, что победа любого из оппонентов Леонида Кучмы приведет если не к провалу в экономике, то к торможению в развитии страны как минимум на два года. Что же касается лавины критики, на которой строят свои программы конкуренты Президента, то тут мне вспоминается известное изречение: «В политику приходят с прекрасным будущим, а уходят с ужасным прошлым». Это -- обо всех, не только о главах государств.
-- Говорят, вы любите карикатуры, которых так много на стенах вашего офиса. Юмор помогает в работе?
-- Знаете, мои близкие, к сожалению, стали замечать, что я улыбаюсь все реже. Мне иногда кажется, что у парламентского зала плохая аура -- к концу заседания чувствуешь себя выжатым и злым. Поэтому без оптимизма и юмора сейчас никак нельзя.
-- Вы верите в свет в конце туннеля?
-- Конечно. Обидно лишь, что чтобы начать движение вперед, к концу туннеля, нам сначала обязательно нужно крепко получить по голове. А ведь просто надо помнить, что у нашего паровоза нет заднего хода.
«Facty i kommentarii «. 21 октября 1999. Политика