Украина

Несмотря на запрет правительства, на многих заправках под видом бензина продолжают реализовывать полуфабрикат

0:00 — 16 марта 2010 eye 280

Набирающая обороты продажа так называемого компонентного топлива бьет по бюджету государства и наносит вред здоровью граждан

Эксперты с сожалением признают, что отечественный рынок нефтепродуктов откатился на много лет назад, его состояние сегодня напоминает печально известные 1990-е годы. Как и тогда, на заправках продают низкокачественное горючее. В результате наносится вред и государству, и топливным системам машин, и здоровью граждан.

Литр топливного полуфабриката обычно стоит на гривню дешевле настоящего бензина

Специалисты давно бьют тревогу: на многих заправках под видом популярных марок бензина А-92 и А-95 продают суррогаты. И если до недавнего времени горючее «бодяжили» всевозможные подпольные «умельцы», то теперь этим открыто занимается один из крупнейших отечественных нефтеперерабатывающих заводов — кременчугская «Укртатнафта».

В октябре 2009 года предприятие начало выпускать новую продукцию — компоненты автомобильных бензинов под названием КБ-92 и КБ-95. По многим показателям эта продукция напоминает самые ходовые у нас марки бензина А-92 и А-95. Но основное отличие компонентов заключается в содержании серы, которое по украинским стандартам превышает норму в три-пять раз, а по последним европейским — в 20-80(!) раз. Причем для того, чтобы это выявить, необязательно делать анализы в лаборатории: соответствующие цифры указаны в… заводских паспортах на данную продукцию.

Разумеется, согласно закону продавать полубензин нельзя. Но куда же деваются сотни тысяч тонн таких нефтепродуктов? Эксперты утверждают: КБ-92 и КБ-95 попадают на АЗС, а затем — в баки автомобилей. Дело в том, что за пределами нефтеперерабатывающего завода очистить бензин от серы невозможно, значит, «грязный» продукт рано или поздно найдет потребителя.

Почему сернистый бензин из Кременчуга попадает на рынок? Причины две. Первой является отсутствие какого-либо государственного контроля над качеством горючего на АЗС.

 — Потребитель остался наедине с недобросовестными продавцами топлива, его жизнь превратилась в рулетку: повезет или не повезет, — констатирует директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

По информации эксперта, в прошлом году Госпотребстандарт из-за отсутствия бюджетного финансирования не провел ни единого лабораторного исследования топлива с АЗС.

Но главной специалисты считают вторую причину. По законодательству компоненты бензинов облагаются акцизным сбором в 20 евро за тонну, в то время как за тонну традиционного бензина производитель обязан уплатить 110 евро. Поэтому литр полуфабриката дешевле обычного топлива почти на гривню, хотя его цена на АЗС ниже стоимости товарного бензина всего на 30-40 копеек (по этому признаку можно определить заправки, на которых, как правило, продают топливо сомнительного качества). Таким образом, дополнительный навар торговца составляет 60-70 копеек.

Несложная математика показывает, что за период производства КБ-92 и КБ-95 в Кременчуге (октябрь 2009 года — февраль 2010 года) бюджетные потери от неполной уплаты акцизного сбора составили более 220 миллионов гривен. Достаточно сказать, что на эти деньги можно было бы обеспечить выплаты для более чем 295 тысяч бюджетников, получающих минимальную зарплату.

 — 23 декабря 2009 года правительство после долгих дебатов все-таки приняло постановление о запрете выпуска компонентов бензинов путем отмены технических условий их производства, — сообщил «ФАКТАМ» Сергей Куюн.  — После более чем двухмесячной волокиты постановление вступило в силу, и 2 марта нынешнего года Госпотребстандарт аннулировал техусловия. Правда, по нашей информации, после этого выпуск компонентов бензинов в Кременчуге не был прекращен.

Во многих СМИ появляется информация о низком качестве горючего, что неудивительно. Ведь несмотря на запрет Госпотребстандарта, «Укртатнафта» продолжает производить и отгружать на рынок компоненты. Интернет-портал OilNews раздобыл заводские паспорта качества КБ-92 и КБ-95, датированные соответственно 3 и 9 марта 2010 года. Как утверждает OilNews, по состоянию на 10 марта завод отгрузил более 16 тысяч тонн КБ-92 и КБ-95.

Чтобы остановить этот беспредел, народные депутаты разработали и уже зарегистрировали законопроект, согласно которому ставка акцизного сбора на компоненты бензина устанавливается такая же, как и на бензин. Если этот документ будет принят новой коалицией, то заниматься производством компонентов станет просто невыгодно.

Из-за непрозрачных аукционов госкомпания «Укрнафта» недополучила около 8 миллиардов гривен

В этом контексте интересна и другая законодательная инициатива, тоже призванная навести порядок в нефтяном секторе и пополнить основательно прохудившуюся госказну. Речь идет о том, что уже около двух лет высококачественная украинская нефть продается на специальных аукционах по цене, которая вдвое, а то и вчетверо ниже стоимости менее качественной российской нефти, поступающей в нашу страну. Все дело в системе проведения торгов, фактически оставляющей за бортом всех желающих приобрести нефть, кроме «нужных» покупателей. Результат, как говорится, налицо.

На последнем аукционе 23 февраля «Укрнафта» продала 191 тысячу 900 тонн нефти по 3 тысячи 382 гривни за тонну. В то время как, по данным Государственной таможенной службы, средняя стоимость импортной нефти составила 4 тысячи 723 гривни за тонну. То есть только от одного аукциона наполовину государственная «Укрнафта» недополучила около 272 миллионов гривен, а с учетом предыдущего аукциона — более 530 миллионов гривен. В целом же, по расчетам «Консалтинговой группы А-95», за два года «Укрнафта» недополучила более 1 миллиарда(!) долларов. На половину этих денег законно могло претендовать государство, которому в «Укрнафте» принадлежит 50 процентов акций. Значит, ресурсы для бюджетных нужд снова прошли «мимо кассы».

По словам пресс-секретаря компании «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрия Зверева, украинские нефтетрейдеры давно выступают за равный доступ компаний к отечественной нефти, которая реализуется на аукционах. По последним данным, в Верховной Раде готовятся поправки к закону о госбюджете на 2010 год, которые привяжут стоимость украинской нефти к цене импортной и тем самым обеспечат «Укрнафту» средствами, необходимыми, в частности, для дальнейшего наращивания темпов работ по разведке и добыче энергоресурсов.

Остается надеяться, что со сменой всей вертикали власти наконец-то будет наведен порядок на отечественном топливном рынке, участники которого будут поставлены в равные условия, потребители получат качественный товар, а государство — увеличенные поступления в бюджет.