Мошенники, орудовавшие в городе Лубны Полтавской области под прикрытием кредитного союза «Лубно», списывали свои многомиллионные растраты на подставных лиц
Первого марта в Лубнах начался суд над должностными лицами кредитного союза «Лубно», который задолжал своим вкладчикам свыше 17 миллионов гривен. На скамье подсудимых три человека: председатель правления кредитного союза, его заместитель, возглавлявший кредитный комитет, и главный бухгалтер. Областная прокуратура возбудила против них уголовное дело по двум статьям — служебный подлог, повлекший за собой тяжкие последствия, и завладение денежными средствами в особо крупных размерах группой лиц. В советские времена за последнее преступление давали высшую меру наказания — расстрел. Сейчас — от семи до двенадцати лет лишения свободы.
До вынесения приговора еще очень далеко — районный суд должен будет изучить сто(!) томов материалов, собранных по делу. Только для того, чтобы зачитать подсудимым предъявляемые им обвинения, судье потребовалось четыре дня.
Многие потерпевшие считают, что прокуратура взяла «стрелочников», а те, кто стоял за «Лубно» и распоряжался его финансовыми потоками, до сих пор на свободе. Ведь описанное имущество подсудимых едва ли тянет на десять тысяч гривен. Старенький «Москвич» бывшего председателя правления оценен в 6,5 тысячи гривен, из домашнего имущества бухгалтера можно будет реализовать лишь телевизор и стиральную машину, а у председателя кредитного комитета нашли всего 89 гривен. Правда, наложен арест на трехкомнатную квартиру в Миргороде, которая использовалась под офис филиала. Все равно немного, скажем прямо.
— Но, если бы эти «стрелочники» не составляли липовые документы, не подделывали подписи, честно вели финансовую деятельность, то все могло бы быть по-другому, — говорит следователь по особо важным делам прокуратуры Полтавской области Андрей Ральский, возглавлявший следственно-оперативную группу по этому делу. — Они ответят за свои конкретные поступки. А тех, кто еще прячется от правосудия, мы ищем, но сейчас не время что-либо говорить об этом.
Найти исчезнувшие миллионы тоже пока не удалось — по карманам такие суммы не распихивают. Возможно, часть из них действительно вложена в прибыльные предприятия, но многое из наворованного мошенниками попросту пущено на ветер. В небольшом райцентре люди видели, что верхушка правления «Лубно» разъезжала на дорогих автомобилях, почти безвылазно сидела в ресторанах. Только вряд ли вкладчики тогда думали, что за их деньги несколько человек устроили для себя праздник жизни. Ведь кредитный союз выступал спонсором всех заметных городских мероприятий, размещал свою рекламу, где только можно, расширял поле своей деятельности, увеличивая количество филиалов. В общем, ничем не отличался от других финансовых пирамид.
— Общественную организацию «Лубно» основали в 2002 году полсотни простых жителей Лубен, — рассказывает начальник следственного отдела областной прокуратуры Андрей Литвин. — Изначально они кредитовали сами себя, но имели право принимать в союз и других желающих, привлекая их средства. То есть действовали в правовом поле, руководствуясь документами, разработанными на государственном уровне. В то же время государство запретило кредитным союзам напрямую вкладывать деньги в производства, чтобы зарабатывать на этом дивиденды, без получения специальных лицензий. Кроме того, сняло с себя всякую ответственность за их деятельность — в случае банкротства государственный фонд гарантирования вкладов им ничего не гарантирует. Именно законодательная неурегулированность деятельности кредитных союзов и фактическая бесконтрольность со стороны соответствующих контролирующих органов дает возможность использовать их как прикрытие для нечистых на руку людей.
Как выяснилось сейчас, тактика руководителей «Лубно» была направлена на то, чтобы не возвращать вкладчикам их взносы, уговаривая клиентов постоянно продлевать договоры. Большинство кредиторов компании довольствовались высокими процентами, веря лживой пропаганде о том, что их деньги работают на них.
— В коридоре миргородского филиала «Лубно» висела красочная диорама с объектами, которые компания якобы финансировала, — рассказывает один из потерпевших Анатолий Семенов, житель курортного Миргорода. — И меня это подкупило. К тому же здесь кассиром работала моя знакомая. «У вас тут все надежно?» — спросил я как-то женщину, зайдя в филиал кредитного союза, чтобы больше о нем разузнать. «Даже не сомневайтесь!» — заверила меня знакомая.
Анатолий Владимирович незадолго до этого похоронил мать. Продав ее квартиру в Кременчуге, разделил деньги поровну с братом — по шестьдесят тысяч гривен. Какое-то время он думал, как распорядиться наследством. А тут товарищу потребовалась крупная сумма на покупку автомобиля.
— Товарищ попросил одолжить ему деньги на два года. Мы оформили сделку, как положено, у нотариуса, — продолжает Анатолий Семенов. — Но мой заемщик сумел отдать долг частями намного быстрее, всего за год. Он отдавал деньги, а я относил их в «Лубно», открывая новые и новые счета. Последний расчет у нас с товарищем состоялся буквально за неделю до кризиса. В общем, я успел все свои сбережения «подарить» кредитному союзу.
— Когда разразился кризис и начались проблемы с выплатами процентов, работники компании объясняли, что эти трудности временные, успокаивали, что союз продолжает работать, как прежде, уговаривали не поднимать панику, — рассказывает еще один житель Миргорода Александр, не пожелавший называть свою фамилию. — Еще в начале апреля прошлого года, когда уже было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, на работающем сайте кредитного союза красовался лозунг: «Не панiкуйте, з КС «Лубно» спiвпрацюйте!» Честно сказать, поначалу я верил, что все действительно наладится. Может, просто хотел этому верить, поскольку рассудок отказывался воспринимать, что я могу потерять все деньги, которые имел. И еще надеялся на порядочность директора филиала — мы ведь были знакомы с ней со школы. Ну, думал, может, предупредит, когда деньги нужно будет снять без потерь. Может, подскажет, как мне поступить
Среди потерпевших (а таковыми признаны полторы тысячи человек) в основном люди пенсионного возраста. Бабушки с дедушками, откладывая из мизерной пенсии гроши, несли их в кредитный союз, надеясь получить хоть какую-то прибавку к своим доходам. Дивиденды в самом деле были заманчивые — сначала 24 процента годовых, а в последнее время — 27! Но все равно потери вкладчиков оказались куда большими. В среднем у каждого из них «сгорело» по 3 тысячи гривен. Хотя немало и тех, кто потерял довольно крупные суммы — сотни тысяч гривен: кто-то продал имущество, чтобы вложить деньги, кто-то заработал на бизнесе
— В интересах более чем четырехсот малоимущих на основании их заявлений областная прокуратура подала в суд общий иск о признании этих людей потерпевшими и возмещении им материального ущерба, — сообщил «ФАКТАМ» Андрей Литвин. — Таким образом, они освобождаются от уплаты судебных издержек. В ходе расследования были возвращены и некоторые суммы, которые заемщики задолжали кредитному союзу. Кстати, заемщиков, согласных оформлять кредит под
39 процентов, у «Лубно» было не так много, и исчислялись эти кредиты небольшими цифрами, всего несколькими десятками тысяч. Возвращенные деньги пошли на частичное погашение задолженности по зарплате рядовым сотрудникам компании, как и предусмотрено гражданским правом. А также направлены государственной исполнительной службой, которая занимается взысканием средств с должников, на исполнение вступивших в законную силу судебных решений. Для обеспечения возмещения причиненного преступлением ущерба нами поданы соответствующие иски, наложены аресты на имущество кредитного союза, которое по решению суда будет обращено в пользу вкладчиков. А вот счет стабилизационного фонда, который финансовые структуры формируют на случай краха, у «Лубно», увы, оказался пуст. Деньги числились только на бумагах.
Не исключено, что средства доверчивых вкладчиков уже давно вывезены за границу. В этом правоохранительные органы подозревают группу лиц во главе с уроженцем Лубен Андреем Осиной (фамилия изменена. — Авт. ), который является одним из основателей кредитного союза «Лубно» и соучредителем ряда других финансовых пирамид. Как выяснилось, Анатолий Осина возглавлял в одной из этих компаний ревизионную комиссию (над ее бывшими руководителями, кстати, недавно начался суд). По некоторым сведениям, к рукам Осины «прилипло» около 50 миллионов гривен. Одесским областным управлением милиции он объявлен в международный розыск.
Сейчас Лубенский районный суд проверяет схемы, по которым действовал кредитный союз «Лубно», имевший филиалы в Кременчуге, Миргороде и Полтаве. А тем временем в ходе досудебного расследования по этому делу следственно-оперативная группа областной прокуратуры нашла 15 фиктивных договоров на выдачу кредитов, превышающих 17 миллионов гривен.
— Я принял дело к производству в мае прошлого года, — продолжает Андрей Ральский. — Если бы оно еще чуть-чуть затянулось, многих документов, которые легли в основу доказательной базы, мы могли бы и не найти — их попросту отправили бы в макулатуру. Нам с ревизорами пришлось порыться в куче подготовленных к уничтожению бумаг, чтобы обнаружить там ценную для следствия информацию. Наверное, никто из сотрудников центрального офиса не ожидал, что мы будем что-то искать в этих, грубо говоря, отбросах. Пришлось немало потрудиться, чтобы сложить добытые таким образом факты в целостную картину. Чтобы доказать фиктивность одного только договора, необходимо было провести множество экспертиз. Лишь почерковедческих пришлось сделать свыше семидесяти!
Махинаторы, кстати, действовали очень нагло, игнорируя все правила и меры предосторожности. Скажем, указывали ненастоящие адреса. Поехали мы искать женщину в Лубнах, которая якобы оформила кредит на миллион гривен, а по указанному адресу стоит хата-развалюха, в которой давно никто не живет, и соседи в глаза никогда не видели тайную миллионершу. Или еще такое. На одного и того же человека могли оформляться разные суммы кредитов в разное время. При этом «подписывался» он под ними тоже каждый раз по-разному. Не соблюдались также условия предоставления кредитов. Согласно уставу союза, их могли взять только его члены, а его членами могли быть исключительно жители Полтавской области. Но что ж мы увидели по документам? Девятьсот тысяч гривен было выдано жителю Киева. Оказалось, такой человек действительно проживает по указанному адресу, и номер его паспорта совпадает с тем, что значился в договоре. Вот только о том, что за такой большой суммой денег он ездил в Лубны, о которых раньше и не слышал, мужчина впервые узнал от следователей. «Да мы с женой в день оформления этого договора вообще за границей были — в свадебном путешествии», — возмутился он. И предоставил авиабилеты
— Андрей Андреевич, а куда же смотрели все эти семь лет деятельности финансовой пирамиды контролирующие органы? У кредитного союза ведь был и свой наблюдательный совет. Неужели никто ничего не видел?
— Меня тоже интересуют эти вопросы. Поэтому мы передали в суд уголовное дело только в части доказанного обвинения. А часть материалов, в которых собрана информация о возможной причастности к данному преступлению других лиц, способствовавших этому преступлению, выделена в отдельное производство. Следствие в этом направлении продолжается.
Кстати, к наблюдательному совету претензий нет. Это общественный выборный орган, для которого важно, говоря простым языком, чтобы в отчете руководства дебет сошелся с кредитом. А отчеты руководство подобных структур делать умеет. Иное дело — Государственный комитет по регулированию рынков финансовых услуг. Сейчас там просто хотят умыть руки — дескать, мы отреагировали, лишили кредитного союза лицензии на работу, а теперь еще и уничтожим его как физическое лицо. Да, у комитета есть такое законное право. Но дальше по этому поводу я ничего не буду комментировать — это прерогатива окружного административного суда, в котором рассматривается иск Госкомфинуслуг к «Лубно».
Четвертого марта в этом суде должно было состояться первое слушание по заявленному иску. Однако в нем не появились ни представители истца, который попросил рассматривать дело без его участия, ни представители ответчика. Присутствовала только третья сторона — инициативная группа из числа потерпевших. Они говорят: в уставе кредитного союза записано, что его ликвидация возможна в случае, если за это проголосует более семидесяти пяти процентов участников общего собрания. Ясно, что вкладчики на такое не пойдут. Но, чтобы общее собрание, на котором вкладчики хотят передать правление союзом другим людям, было признано легитимным, нужно выполнить ряд условий. И прежде всего, решение собрания должно быть заверено мокрой печатью. А печати у «Лубно» изъяты областной прокуратурой.
Слушание дела в админсуде перенесено на 24 марта. Продолжение следует