Происшествия

«хто засне святкової ночi, той проспить своє щастя», — говорили в старину пожилые люди, чтобы никто из детей и внуков не пропустил пасхальную всенощную службу

0:00 — 1 апреля 2010 eye 292

В Чистый четверг исповедовались, причащались и пекли куличи, в пятницу соблюдали строгий пост, а в субботу красили яйца и готовили мясные блюда

До светлого праздника Воскресения Христова осталось всего три дня. В нынешнем году католики и православные отметят Пасху вместе, что случается нечасто. Кстати, для православных нынешняя Пасха еще и самая ранняя из всех возможных дат. Прежде она выпадала на 4 апреля в 1915 году, а до этого — в 1668-м, в следующий же раз придется на эту дату аж после 2070-го.

Для верующих, стремящихся достойно встретить Воскресение Христово, эти дни самые напряженные и ответственные. Ведь столько нужно успеть. Во-первых, необходимо посетить церковные службы, которые бывают только раз в году. Во-вторых, к празднику предстоит убрать и украсить дом, недаром же наши предки называли последнюю перед Пасхой неделю Белой. Кроме того, хозяйки должны напечь побольше ароматных куличей, приготовить творожные пасхи, мясные и молочные блюда, чтобы семья могла беззаботно пировать всю Светлую неделю.

Вместе с куличами пекли пироги с мясом и сыром, а также особую просфору с отпечатком нательного крестика

Сегодняшний день в народе издревле называют Чистым четвергом (а еще Великим и Живным). До восхода солнца полагалось навести порядок в доме и во дворе: сжечь прошлогодние листья в саду и таким образом очистить землю от зимы и всякой нечисти, пересчитать все деньги, чтобы они не переводились, вымыть и подстричь детей, ну и о своей чистоте не забыть. Наши предки особенно верили в магию четверговой воды — она должна избавить от болезней, сглаза и дурных мыслей.

В Чистый четверг очищались и духовно: шли в церковь на утреннюю службу, на которой вспоминается Тайная Вечеря. До начала литургии прихожане исповедовались и получали благословение на причастие. Отправлялись в храм и на особую вечернюю, которая бывает раз в году. На ней читают 12 отрывков из Евангелия, в которых описаны последние дни земной жизни и страдания Сына Божьего. Люди слушали Писание, стоя на коленях и держа зажженную свечу, на которой по прочтении каждого отрывка делали отметку. После службы страстную свечу не гасили, а старались донести огонек домой. Ею зажигали лампадку, которая должна была гореть всю Светлую неделю. Сберегали свечу до следующего Чистого четверга. Считалось, что страстная свеча помогает при лихорадке. Чтобы вылечиться, нужно измерить ее ниткой, затем сжечь эту нитку, а золу смешать со святой водой и выпить натощак в четверг.

Еще в Живный четверг обжигали в печи соль. Ее заворачивали в холстину и оставляли до Светлого праздника, чтобы освятить в церкви. Эту соль добавляли в корм коровам и овцам, чтобы скот ведьма не сглазила.

По старинной традиции в Великий четверг хозяйки мыли яйца, которые будут красить в субботу. К Пасхе заготавливали не меньше 50 крашенок, чтобы было чем одарить родственников и кумовьев, да и просто тех, кто обратится с праздничным приветствием «Христос Воскрес!».

С этого же дня хозяйки начинали печь куличи (паски, бабы). Надев чистую сорочку и перекрестившись со словами: «Господи, благослови! Бог святий з нами», приступали к таинству. Согласно традиции куличи обязательно должны быть дрожжевыми: как невозможно прекратить брожение опары, так нельзя остановить духовный рост человека, стремящегося к Богу.

Печь паски нужно в тишине, ведь от шума и суеты дрожжевое тесто может сесть или внутри кулича образуются полости, что сулит домочадцам болезни и несчастья. Вместе с пасками пекли калачи, булки, пироги с мясом, печенью и сыром, а также особую просфору с отпечатком нательного крестика.

На пасхальный стол клали освященный хрен, чтобы даже за сладкой трапезой верующие не забывали о горечи греха

Страстная пятница — день самого строгого поста. Примерно в 15 часов в церквах выносят плащаницу — ткань с изображением тела Иисуса Христа. До этого момента постящиеся не едят, а в старину некоторые благочестивые люди отказывались от пищи и даже воды до заката солнца. Видимо, чтобы верующие всецело посвятили себя молитве, в Страстную пятницу запрещалось шить, прясть и колоть дрова.

Вернувшись из церкви, хозяйки готовили сырные пасхи. Для этого брали лучший творог, сливки, масло, сахар, изюм и цукаты. И, смешав все, помещали массу под пресс в специальную деревянную форму в виде пирамиды с усеченным верхом. В пятницу галунили яйца — погружали ненадолго в раствор квасцов. Делалось это для того, чтобы они потом равномерно окрашивались.

В Страстную субботу также полагалось посетить церковную службу — «похорон Христа». После нее семья спешила домой, чтобы закончить домашние дела. Так, на кухне хлопоты были связаны с окрашиванием яиц и приготовлением мясных блюд. Семье оставалось лишь собраться ко всенощной. Из сундуков доставали лучшие наряды: девчата выбирали красные ленты, а замужние женщины алые хустки. Детишкам к Пасхе полагалось сшить новый костюм или хотя бы сорочку. Пропустить пасхальную службу считалось большим грехом — дома оставались только старики и больные. Говорили: «Хто засне святково∙ ночi, той проспить свої щастя». К церкви шли с большими корзинами или же ехали на телегах, заполненных снедью.

В старину, помимо куличей и крашенок, обязательно освящали сало, колбасы, мясо, рыбу, масло, сыр, хлеб, пшено, мак, гречку, пшеницу, хрен и соль. Рыбу святили в память о легенде, согласно которой Дева Мария съела полрыбки, и в этот момент к ней пришли и возвестили: «Твой Сын воскрес!» В подтверждение этих слов рыба ожила. Хлеб освящали, чтобы он приобрел целебные свойства. Пшено добавляли в корм цыплятам. Маком обсыпали коров, пытаясь таким образом защитить их от порчи. Освященную гречку ели как лекарство от слепоты. А хрен выкладывали на пасхальный стол, чтобы даже за сладкой трапезой верующие не забывали о горечи греха.

Девушки на Благовещение ворожили: найдешь первоцвет — выйдешь в этом году замуж

С пасхальной службой тоже были связаны особые верования. Считалось, что ее посещают наши умершие предки. Согласно легенде, когда под звон колоколов совершается крестный ход вокруг храма (двери церкви в это время запирают), мертвые собираются внутри. Но как только запоют «Христос воскрес!» и откроют двери, усопшие выходят на улицу. После службы они невидимо следуют за родственниками и остаются с ними аж до Проводов — поминального понедельника.

Из церкви скорее спешили домой — разговляться. Хозяин брал тарелку с освященной паской и яйцами, разрезал несколько крашенок и раздавал всем по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися празника Воскреciння Христового в щастi i здоров'∙». Яйцо закусывали кусочком кулича и только после этого приступали к разным деликатесам. Стоит ли говорить, что пасхальный стол отличался особым разнообразием: зажиточные люди подавали 48 разных блюд — по числу дней прошедшего поста. Были на столе и спиртные напитки, однако все знали меру, ведь «перебрать» в такой праздник считалось большим грехом. На Пасху принято было навещать больных и заключенных, а также щедро одаривать нищих.

В воскресенье, отдохнув после всенощной, взрослые и дети спешили на улицу, где всех ожидали пасхальные забавы: игры, песни и танцы. Люди обменивались традиционными приветствиями: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!» — и дарили друг другу писанки и крашенки.

Во что играли? Например, в битки (цокання, товкання): нужно было стукнуться носиками яиц. Чье разбилось, тот проиграл и отдает свою крашенку победителю. Пока дети веселились, взрослые, судя по погоде, предсказывали, какой она будет в ближайшее время: «Якщо на Великдень ясно свiтить сонце, то через три днi падатиме дощ».

Всю неделю после Пасхи называют Светлой. В понедельник молодежь выходила на улицу с ведрами и обливала друг друга водой, поэтому и называли этот день «поливальным». Парубки обливали девушек, «щоб врода не в`янула», а девчата хлопцев, «щоб у них хазяйство велося». Во вторник и среду женатые люди поздравляли священника и матушку. В подарок несли крашенки, калачи и вышитые рушники.

В этом году на Светлую среду выпадает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — день, когда архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что она родит Спасителя мира. С этим торжеством в народе связано много обычаев и запретов. Главное табу — нельзя работать: «В цей день i пташка гнiзда не в`ї. Зозуля, тому й несе яйця в чуже гнiздо, що колись вила кубло на Благовiщення».

А еще наши предки верили, что в этот день Бог благословляет растения. Первыми расцветают подснежники, первоцвет, сон-трава, именуемые в народе рястом. Найдешь в этот день ряст, сорви, брось под ноги, топчи и приговаривай: «Топчу, топчу ряст, дай, Боже, дождати i на той рiк топтати!»

Девушки в день Благовещения ворожили: если по дороге к колодцу попадется первоцвет — выйдешь в этом году замуж. Искали и пролески — символ надежды, счастья и красоты. Рано утром девице нужно было положить такой цветочек в воду и умыться, чтобы сохранить и приумножить свою красоту.

Следующая неделя после пасхальной в народе называется Гробки, Могилки, Проводы. В поминальное воскресенье на кладбище шли всей семьей. Несли яйца, куличи. После панихиды люди обедали, щедро одаривали нищих — на помин души.

КУЛИЧ ВОЗДУШНЫЙ

Для приготовления понадобятся: тесто: мука — 1 кг, молоко — 1 стакан, желтки — 30 шт. , дрожжи — 150 г, сливочное масло — 250 г, сахар — 400 г, изюм — 250 г, соль — 1/2 чайной ложки, ваниль; помадка: сахар — 200 г, вода — 5 столовых ложек, уксус — 1/2 столовой ложки, ромовая эссенция, чайная ложка масла.

Дрожжи развести в теплом молоке со столовой ложкой сахара и 3 столовыми ложками муки и поставить, чтобы опара начала бродить. Желтки взбить с сахаром и ванилью в посуде, которую поставить в кипящую воду, до образования воздушной однородной массы. Опару посолить и влить в посуду с мукой. Добавить взбитые желтки и замесить тесто. Не следует волноваться, если тесто вначале покажется жидким. Постепенно оно станет гуще. В конце вымешивания влить растопленное масло и месить, пока оно равномерно не соединится с тестом. Затем добавить промытый изюм, легко перемешать, накрыть и поставить в теплое место.

Когда тесто поднимется, переложить его в смазанные сливочным маслом, посыпанные сухарями и выстланные промасленной бумагой формы, заполнив их на 2/3. Как только тесто подойдет и заполнит формы, смазать его яйцом и печь в горячей духовке (190-200 градусов) 50 минут. Готовые куличи посыпать сахарной пудрой с ванилью (пока горячие) или покрыть ромовой помадкой (когда остынут).

Помадку готовят так: сахар в кастрюльке залить горячей водой, добавить уксус, накрыть и варить, пока сироп не начнет тянуться. Снять с плиты и растирать. Когда сироп побелеет, добавить ромовую эссенцию и сливочное масло.

КРУЧЕНИКИ С ЧЕРНОСЛИВОМ И ОРЕХАМИ

Для приготовления потребуются: свинина — 1 кг, чернослив без косточек — 350 г, миндальные орехи — 200 г, лимоны — 2 шт. , мед — 2 ст. ложки, лук — 2 шт. , чеснок — 3 зубка, яйца — 2 шт. , немного муки, оливковое (подсолнечное) масло для жарки, соль и специи по вкусу.

Мясо нарезать, как для приготовления отбивных. Куски немного отбить, посолить, поперчить.

Для начинки мелко нарезать лук, помыть и порезать тонкой соломкой чернослив. Лук с черносливом обжарить на растительном масле. Измельчить чеснок и миндальные орешки и добавить их к луку и черносливу. Положить мед и хорошо перемешать.

Кусочки мяса полить небольшим количеством лимонного сока, положить начинку и свернуть в рулеты. Обвалять крученики в муке и яйце и обжарить на растительном масле. Накрыть крышкой, подлить немного воды и довести на слабом огне до готовности.