Происшествия

«из всей большой армянской деревни только мой папа, которому было тогда всего 10 лет, и его родная тетя остались в живых после того, как туда ворвались карательные отряды турков»

0:00 — 19 мая 2010 eye 369

Ровно 95 лет назад армянe стали жертвами учиненной турецкими сепаратистами резни

В Крыму, где проживает самая большая армянская диаспора в Украине, прошли траурные мероприятия по случаю 95-й годовщины геноцида армянского народа. Представители армянской общины передали также обращение о признании геноцида армян в представительство Турции. По утверждению историков, в результате резни 1915-1923 годов погибли полтора миллиона человек. Еще полмиллиона армян оставили свои земли и мигрировали, положив начало созданию армянской диаспоры. Геноцид армян стал первым в XX веке широкомасштабным преступлением, направленным против народа по этническому признаку.

- Термин «геноцид» был введен польским юристом Рафаэлем Лемкиным в 1943 году для исторического и юридического описания резни армян в 1915-1923 годах и евреев, — говорит редактор армянской редакции государственной телерадиокомпании «Крым» Рушан Пилосян.  — Но для нашей семьи это страшная быль.

Мой отец родился в деревне недалеко от города Карс (сейчас это территория Турции). В апреле 1915 года, когда в деревню пришли отряды младотурков (участники буржуазно-революционного движения в Турции конца XIX — начала XX века. Отрицая всякое право нетурецких народов на самоопределение, младотурки проводили жесткую великодержавную политику в национальном вопросе. Ее ощутили на себе греки и арабы, албанцы и курды.  — Авт. ), ему было всего 10 лет. Когда каратели ворвались в их двор, дедушка-столяр что-то строгал, папа помогал ему, мама вместе с двумя папиными сестричками пекла хлеб в тандыре. Тете (она была не замужем и жила вместе с папиной семьей) удалось спрятаться вместе со своим племянником.

- Отец часто рассказывал вам о тех страшных событиях?

- Нет. За всю свою жизнь всего два раза. Первый раз я услышал эту историю, когда мне было лет шесть. Рассказ отца меня страшно потряс. До сих пор помню, как у него, сильного и волевого мужчины, по щекам катились слезы. На глазах 10-летнего мальчика изверги изнасиловали его маму и маленьких сестер и заживо сожгли в тандыре. Дедушке его же собственной пилой отпилили голову. Из всех жителей большой армянской деревни только мой папа и тетя остались в живых. Младотурки вырезали всех…

Тетя с папой решила идти в Карс. По дороге они встретили еще таких же чудом уцелевших от расправы армян. В этой толпе беженцев папа потерял тетю. Но таких, как мой отец, — детей, оставшихся без родных, — там было тысячи. Беженцы рассказывали друг другу о зверствах младотурков. Для казни армян младотурки использовали примитивные газовые камеры: людей загоняли в пещеры, а у входа разводили огонь… Армянские церкви, памятники, кварталы и города были разрушены. Многие их жители были заживо сожжены в храмах.

- Как сложилась судьба вашего отца после гибели его родителей?

- Вместе с беженцами папа пришел в Александрополь, ныне Гюмри (в 1924-1991 годах — Ленинакан, второй по величине город в Армении.  — Авт. ). Его определили в детский приют. Когда вырос, пошел служить в армию. После 30 лет службы ушел в отставку в звании майора. Отец прошел всю Великую Отечественную войну, День Победы встретил в Праге, был несколько раз тяжело ранен, имел много боевых наград.

В 50-ю годовщину геноцида армянского народа отец во второй раз в жизни заговорил о том времени. В СССР эта тема была запрещенной. Но мои дети знают об этой страшной странице в истории нашей семьи. В каждой армянской семье есть предки, которые пострадали от геноцида, истории их гибели передаются из поколения в поколение. Ведь армян убивали на их родной земле, той части Армении, которая отошла к Османской империи. Об этом нельзя забывать…

В 1975 году я был студентом филфака Ереванского университета. Мы отмечали скорбную дату. Студенты нашего университета и других вузов вышли колонной на улицы Еревана, неся транспаранты с соответствующими надписями. В первых рядах шли ребята, которые пели траурные песни. Я тоже был среди них. Нас сопровождали сотрудники милиции и КГБ. Мы прошли к мемориальному комплексу «Цицернакаберд». 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит — 12 потерянных провинций, входящих в настоящее время в Турцию, образуют конус, в глубине которого горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня.

Каждый год 24 апреля (именно в этот день в Османской империи началось массовое уничтожение армян) сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу «Цицернакаберд» и возлагают цветы к вечному огню. Современная Турция отрицает наличие исторического факта геноцида армян, который признали многие страны, Ватикан, Европарламент и Всемирный совет церквей.