Происшествия

Министр внутренних дел украины анатолий могилев: «красивое здание киевского главка милиции умудрились отдать коммерческой структуре»

0:00 — 22 мая 2010 eye 265

Главный милиционер страны рассказал читателям «ФАКТОВ», как будет бороться с продажей должностей в МВД и фальсификацией статистики

Обычно за час, отведенный на общение во время традиционных прямых линий нашей газеты, успевают позвонить от 25 до 30 читателей. Анатолий Могилев сумел поговорить лишь с 16-ю, среди которых были и львовские ветераны, благодарившие милицию за Парад Победы, впервые состоявшийся в столице Галичины, и сотрудники милиции, жаловавшиеся на интриги и злоупотребления в родных управлениях, и рядовые граждане, искавшие у министра помощи и защиты. Все было традиционно — за исключением четырех звонков из Тернопольской области. Эти звонившие благодарили за удачное назначение начальником областной милиции Василия Полищука. Дескать, при нем и участковые стали ходить по подъездам, и ГАИ заработала, и порядок торжествует. В общем, жить стало лучше, жить стало веселее. От звонка к звонку министр тоже все больше веселел, а девушку, нахваливавшую работу гаишников, спросил, нет ли у нее жениха в Госавтоинспекции. А потом подвел итог: «Ну, узнаю, кто это все организовал, получат. Ведь все эти звонки организованы, разве не понятно?» А немного позже Анатолий Могилев заявил, что лучшим показателем хорошей работы милиции является незаметность ее присутствия в нашей жизни.

Идентифицировать выпущенную из пистолета резиновую пулю крайне тяжело

- Анатолий Владимирович, это Ирина из Чернигова. Возмущена тем, что депутаты приняли в первом чтении закон, разрешающий пользование травматическим оружием. Вы, я читала, тоже противник того, чтобы все ходили с пистолетами.

- В принципе, разрешение на ношение травматического оружия — это допустимая вещь в обществе. Но если мы начнем выдавать его людям с 18 лет, то это не совсем соответствует имеющемуся в обществе уровню правосознания.

Мне кажется, что люди столь молодого возраста не всегда будут применять его адекватно. А ведь травматическое оружие может быть использовано не только для самозащиты, оно может и травмы нанести, вплоть до смертельных.

В милицейской практике зарегистрированы случаи, когда пуля, выпущенная из травматического оружия, попадала в район артерии или в висок — и жертвы гибли от кровопотери.

- Что вы будете делать, когда то, о чем вы говорите, станет действительностью? Можно ли сейчас как-то изменить ситуацию?

- Мы внесли очень много поправок к этому закону, чтобы минимизировать возможность попадания травматического оружия в руки безответственных и неподготовленных людей.

Например, предложили увеличить возрастной порог для тех, кому можно его иметь, сузить категорию лиц, которым оно будет продаваться. Чтобы носить пистолет, люди должны иметь какие-то жизненный опыт и устои.

Конечно, заслуживает уважения и такая точка зрения: если преступник будет знать о том, что человек вооружен, фактов нападения станет меньше. Но на эту тему можно долго полемизировать. Ведь в момент грабежа все происходит довольно быстро и неожиданно. И человек, не имеющий навыка быстрого выхватывания оружия, приведения его в боевую готовность, вряд ли сумеет воспользоваться им в целях самозащиты. Я сомневаюсь, что травматическое оружие станет средством самозащиты, а не агрессии.

Одно из наших предложений, кстати, заключается в том, чтобы это средство повышенной опасности — так же, как, например, и автомобиль, приобреталось только после обязательной подготовки, обучения обращению с оружием.

Но наибольшую сложность я вижу в том, что будет крайне тяжело это оружие идентифицировать! Ведь резиновая пуля не оставляет каких-либо следов баллистики, в отличие от обычной.

«Нет ничего более страшного, чем продажа должностей за деньги»

- Меня зовут Алексей Сергеевич. Я из Киева звоню. Как расследуется ДТП с участием машины медобеспечения президентского кортежа, которое случилось 21 апреля?

- По делу проводится целый ряд экспертиз. Скажу однозначно: те, кто виновен в этом ДТП, будут привлечены к ответственности.

- Вчера по телевизору начальник Госавтоинспекции сказал, что регулировщик из ГАИ не виновен…

- Не понимаю, когда до окончания уголовного дела говорят: «Нам известно то-то… Есть информация о том-то… » Так говорить в принципе неправильно! Когда в рамках этого уголовного дела будут сделаны окончательные выводы, утвержденные приговором суда, или если дело будет прекращено, тогда поговорим.

- Но это была «скорая помощь» из кортежа?

- Эта машина принадлежит Государственному управлению делами. Поэтому вполне можно сказать, что сопричастна. Но кортеж, по милицейским меркам, ограничивается машинами ГАИ с мигалками. Первая идет с красными огоньками, последняя — с зелеными! Это считается кортежем. Машина «скорой» шла за замыкающей машиной ГАИ.

Знаете, мне очень нравится словосочетание «закон и порядок». Порядок в стране будет в том случае, если все лица в стране будут исполнять нормы закона. Независимо от должностей, рангов, партийности!

- Говорят, вы в машине ремнем пристегиваетесь, это правда?

- У меня в машине и водитель всегда пристегнут ремнем. Такую команду я дал всем, но надо начинать с себя!

- Вы до сих пор еще не изменили высказанного недавно мнения, что НЕ надо платить деньги за назначение на должность в милиции?

- Более страшного явления, чем продажа какой-либо должности за деньги, по-моему, нет! Ведь человек, который заплатил за свою должность, знает, что эти деньги он должен где-то заработать — причем я не имею в виду зарплату. Он уже поставлен на путь злоупотреблений.

А начальник, взявший деньги, снять его не может. По логике. Правильно? Посему я всем милицейским начальникам, которых мы назначили, сказал так: «Дорогие господа, если из вас кто-то, не дай Бог, кому-то давал деньги, говорю прямо: завтра любого из вас могут снять. Поэтому идите и деньги забирайте».

Я этот принцип буду доводить и на уровне областей.

- Здравствуйте, я с Богуславщины Киевской области, Зайченко Николай Иванович. У меня есть автобус с лицензией, машина с правом перевозки пассажиров. Но когда поступает заявка отвезти людей в Тернопольскую, Винницкую, Хмельницкую области, при пересечении границ этих областей ГАИ области требует разрешение на проезд… Это доставляет большие неудобства! Если бы поездка готовилась за неделю или хотя бы за пару дней — без проблем, но иногда человек приходит и говорит: «Вот умер у меня родственник на Тернопольщине… », и просит повезти туда людей. Я не успеваю оформить все бумаги.

- Учитывая большое количество аварий с участием транспортных средств, которые перевозят пассажиров под заказ, и их тяжелые последствия, МВД был согласован и утвержден предложенный Минтранспорта совместный приказ, который предусматривает, что автоперевозчик перед началом перевозки пассажиров под заказ вне графика должен согласовать этот вопрос с территориальными подразделениями Главтрансинспекции и Госавтоинспекции. Для этого перевозчик, осуществляющий нерегулярные перевозки, не реже одного раза в месяц в письменной форме информирует территориальное подразделение ГАИ об ориентировочных маршрутах запланированных перевозок. К этому прилагаются и путевые листы, в которых сотрудник Госавтоинспекции ставит личный штамп с отметкой об отсутствии запрета на нерегулярные перевозки, срок которых не может превышать месяц. А сотрудники ГАИ, проверяя наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, требуют и путевой лист, а у маршрутных транспортных средств — схемы маршрута и расписание движения. Другие разрешения на движение пассажирского транспорта не требуются.

- Здравствуйте, это звонит Антонина Евсеевна из Алушты. Анатолий Владимирович, вы долгое время работали у нас на полуострове, видели немало случаев неуважения к закону со стороны крымских татар. Как вы сейчас, с позиции министра внутренних дел, оцениваете действия сотрудников крымской милиции по пресечению этих правонарушений.

- Позиция может быть только одна — четкое соблюдение норм закона. Он один для всех, независимо от национальности, вероисповедания и так далее, и никому не позволено его нарушать. Я понимаю, что некоторые пытаются прятаться за ширму якобы отстаивания национальных интересов, совершая при этом явные правонарушения, в том числе и самозахват земель. Но понимаю и крымских татар, которые вернулись на родную землю и пытаются как-то обустроиться, спокойно, мирно жить. Ведь невинно пострадал целый народ, который был депортирован по национальному признаку. Возвращение в родные места не было простым. К тому же некоторые не дожили, на землю родителей возвращались их дети и внуки. Но эти люди не забыли о своих корнях, для них зов земли, крымские воздух и солнце оказались дороже бытового комфорта на чужбине. И по-человечески, конечно, их надо понять и попытаться помочь, не допустив конфликтов с законом.

Кроме того, с началом курортного сезона в Крым приезжает множество гостей. Чтобы усилить охрану общественного порядка и обеспечить защиту прав граждан уже подписан приказ по министерству, согласно с которым в Крым направляются подразделения Внутренних войск. К сожалению, далеко не все едут на полуостров только отдохнуть. Некоторые — с преступной целью. Поэтому мы и усиливаем крымскую милицию за счет Внутренних войск. Они в значительной мере будут помогать защищать местное население, в том числе и крымских татар, от возможных нарушений их прав со стороны приезжих.

Подчеркиваю, у меня одинаковое отношение к представителям всех национальностей, будь то русские, украинцы или татары. Но все они должны соблюдать закон.

- Это Виктория из Киева. Анатолий Владимирович, так вышло, что мой муж работает в милиции, в Печерском райотделе… У меня вопрос, конечно, меркантильный… Столько уже муж отдал милиции и сил, и здоровья, но заработная плата така-а-ая смешная! Честное слово. Боже, чтобы не обмануть вас… 1800! Или 1700 гривен.

- Проблему низкой заработной платы мы поднимаем перед руководством страны. Понимание, в принципе, есть… И как только у нас «задышит» нормально экономика, мы решим вопрос о повышении заработной платы милиционерам.

Я ставлю такую задачу — чтобы зарплата сержанта милиции, постового, была как минимум не ниже, чем средняя по городу, в котором он работает. То есть, если средняя зарплата по Киеву сейчас где-то 2800 гривен, такая же должна быть и у милиционера самого низшего звена.

- Это Сергей Андреевич, звоню вам из Киева. Можете ли вы подтвердить, что количество преступлений увеличивается?

- У нас совершается в день, увы, несколько сотен преступлений. И на сегодняшний день я глубоко убежден, что наша общеуголовная статистика не соответствует реальному положению дел. Сейчас мы регистрируем преступления, совершенные еще в прошлом году.

А когда я в 2007 году пришел в Крым начальником главка, мы поставили на учет более ста трупов. Это жертвы ДТП, которых «списали», когда отчитывались… Помните, ГАИ в 2005 году ликвидировали, после чего заявили, что на дорогах ситуация улучшилась, аварийность снизилась. А потом мы сто с лишним погибших в ДТП поставили на учет из-за того, что наши предшественники, приезжая на ДТП и видя там пять трупов, докладывали только об одном. Остальные же якобы умирали в больнице позже. Так работали.

Я поставил задачу показать реальную картину преступлений, регистрируя каждое происшествие. В Крыму по моему заданию объехали 12 райотделов с сообщениями о преступлениях. И только в двух из 12 они были зарегистрированы.

«Прихожу на работу в половине восьмого, ухожу в 22 часа»

- Каждый министр, простите, начинал с того, что критиковал предшественника. В частности, за неправдивую статистику. Вы тоже говорите о фальсификациях. А как вы собираетесь контролировать подчиненных, чтобы ситуация, ставшая привычной для них, не повторилась?

- Во-первых, показатели работы должны быть ориентированы на то, чтобы человек был заинтересован в приеме заявлений. Например, чтобы считалось, что чем больше заявлений, тем лучше работает милиция. Это простимулирует людей принимать заявления. Возможно такое? Возможно.

До этого критерий был таким: чем меньше преступлений, тем лучше работает милиция! Хоть мы влияем лишь на 10-15 процентов преступлений, а остальные 85 зависят от состояния экономики, демографии, безработицы, уровня заработной платы!.. Куча факторов, на которые милиция вообще не влияет.

Сейчас за фактом нерегистрации преступлений будут следовать самые жесткие наказания — как в отношении тех, кто НЕ отреагировал, так и в отношении их начальников. И как в Крыму мы проверили состояние регистрации, так и во всех остальных областях проверим. И заставим милицию работать!

- Здравствуйте, это Эльза Юрьевна, Киевская область. А почему вы жену не перевозите в Киев? Я об этом читала в прессе.

- Я на работу прихожу в половине восьмого, а ухожу в 22 часа. Представьте, что должна делать моя жена все это время. Восторга НЕ испытает, это уж точно.

- Вы и жилье снимаете, это правда?

- Правда!

- А что, МВД не может министра квартирой обеспечить?

- Если у моих подчиненных вообще нет жилья, то как-то не совсем этично получать его министру.

- Вы уже закончили проверку работы ваших предшественников?

- Не до конца. Продолжаются проверки КРУ, Счетной палаты…

- Нашли уже злоупотребления?

- Я уже говорил: у меня вызывает глубокое сомнение покупка радиостанций по цене вдвое больше реальной. Мы сейчас начинаем разбираться с фирмами, которые их поставляли.

Сейчас в лоно МВД вернули участки земли в Киеве. Поотдавали их каким-то частным структурам в длительную аренду…

- Здание ОВИРа на бульваре Шевченко тоже вернули?

- Да. Я вам скажу больше: красивое здание киевского главка, где полиция сидела еще с царских времен, умудрились отдать коммерческой структуре. Ко мне приходят коммерсанты и говорят: «Анатолий Владимирович, решение есть… Надо выселяться. Мы вам новое здание построим». Я говорю: «Это ведь история Киева!.. » Это здание на Владимирской находится в коммунальной собственности Киева! И город решил отдать его другим структурам по окончании договора аренды с МВД. Сейчас мы все вернули милиции.