Происшествия

Валерий чигляев: «отшельнику варнаве моя жена катя вылечила на ногах страшные язвы. Нас ему на помощь «прислал» монах василий барский, живший… В хviii веке»

0:00 — 26 мая 2010 eye 595

Вернувшись из поездки по храмам Кипра, популярный артист рассказал «ФАКТАМ» о мистических знаках и совпадениях, которые наблюдал в путешествии

На путешествие Валерия Чигляева вдохновила книга о русском монахе — уроженце Киева Василии Барском, который в ХVIII веке обошел паломником монастыри Кипра.

«Монахи в Киккском монастыре угощают вином и травяным чаем»

- Посоветовал прочесть эту книгу мой друг Володя Романенко, человек верующий, много помогающий обездоленным и нуждающимся, — говорит Валерий Чигляев.  — Он меня и сагитировал на поездку.

Вообще, на Кипре я уже бывал — там снималась передача «Золотой гусь». Но туристический Кипр и увиденный мною нынешний — разные вещи. Тогда мы прилетели галдящей ватагой, поселились в отеле, купались в море, пили вино — вот и все впечатления. Нынче же мы — я с женой Катенькой и Володя с супругой Наташей — арендовали автомобиль и за десять дней увидели очень многое.

- Что вас поразило?

- Образ жизни киприотов, у которых вся еда натуральная, без ГМО. Помидоры пахнут помидорами, огурцы — огурцами. Очень ароматные и вкусные овощи — как из моего далекого детства. Мы проезжали десятки деревень. Такого количества спокойно сидящих на скамейках у домов стариков в кепочках, с достоинством попивающих кофе и наслаждающихся пением птиц, я не видел ни разу в своей жизни. Счастливая старость! Вспоминались наши ветераны, и у меня комок вставал в горле. Мы — народ, победивший фашизм, отстроивший из руин государство, а старики у нас такие бедненькие (вздыхает).

Конечно же, поразили храмы. Мы их объездили больше десятка. Когда приезжаешь в монастырь, тебе рады и обнимают, будто ждали всю жизнь. Монахи в черных сутанах с плетеными или деревянными крестами выглядят очень колоритно. Прибыв в первый монастырь, мы обнаружили, что церковь закрыта. Монах показал, где лежит ключ. Мы зашли и увидели фантастически теплые иконы с изображением улыбающихся Девы Марии и Христа. Слева лежали свечи, справа — деньги. Если у тебя нет денег, ты можешь ничего не класть, а взять свечей, сколько нужно. Если есть — положи, сколько можешь. Украдешь деньги — Господь все видит. Такой вот идет прямой разговор с Богом…

- На Кипре есть и женские, и мужские монастыри?

- Да. Правда, на территорию некоторых мужских обителей женщин не пускают, например, в Ставровуни. Все монастыри находятся среди лесов. В иных разрешают бесплатно переночевать в келье.

Очень красивый храм Троодитисса, расположенный высоко в горах среди дремучего леса. А в нем чудотворная икона Богоматери. Женщины, которые хотят забеременеть, приезжают сюда со всего мира. Частный водитель, который нас вез, рассказал курьезную историю. 50-летняя мать привезла в храм дочь лет 30, у которой врачи диагностировали бесплодие. Священник сказал: мол, Бог дает ребенка тому, кто его очень хочет. 50-летняя женщина воскликнула: «Я очень, о-очень хочу этого ребенка!» И через девять месяцев именно у нее родилось дитя (улыбается).

Удивительная атмосфера и в Киккском монастыре. В прохладном храме, стоя у иконы Киккской Богоматери, чувствуешь исходящее от нее тепло. Это невероятно!

Монахи угощают вином и травяным целительным чаем. Вино тут же можно и купить. Неподалеку от монастыря, кстати, потрясающий базарчик, где продают варенье из оливок, целых лимонов, из помидоров, баклажанов, черешни. Естественно, мы купили всего понемногу. Взяли и чуточку киккского горного меда.

Возвращаясь в город, по дороге чудесно поужинали. Кстати, чем выше поднимаетесь в горы, тем цены в ресторанчиках… ниже. А еда всюду просто замечательная: освежающее вино, козий сыр «халуми», который жарят на углях, сельский салат из ароматных помидоров — многие наши тети везут их сумками домой.

Очень вкусный омлет с цуккини — мы теперь без него в Киеве жить не можем. Попробовали и каракатицу, и осьминога в красном вине с овощами и специями.

Затем отправились в легендарное место — Пафос, где в древнегреческие времена жило много ораторов. Сейчас в Пафосе большей частью обитают англичане. Возле Пафоса расположены британские военные базы. Поэтому, если вы хотите немедленно попасть в Лондон, подъедьте вплотную к базе и начните… фотографировать (смеется). Вас задержат, будут пытать, на кого работаете, и отправят на туманный Альбион.

«Посреди храма в луче света сидит… Дед Мороз с белоснежной бородой и с глазами ребенка»

- Проехав мимо этих баз, попадаете в монастырь Святого Креста — очень маленький, с колокольней и лимонным деревцем у входа, — продолжает Валерий Чигляев.  — Здесь живет 82-летний отшельник отец Варнава, который уже плохо видит, еле ходит… Но подворье обители содержит в порядке, много читает.

Мы вошли в храм, посреди него в луче света сидит… Дед Мороз с белоснежной бородой и с глазами ребенка. Ни чуточки не хмурый, какими обычно бывают отшельники. Улыбаясь, он направился прямо ко мне.

Взяв его за руки, понимаю, что нужно сказать что-то важное. При этом осознаю: что бы ни говорил — все ерунда! И он, будто читая мои мысли, протягивает мне огромную красную розу. Я подумал: что это означает? Может быть, то, что жизнь прекрасна, как роза?

Лишь спустя несколько дней меня осенило! Как раз накануне путешествия, на которое нас, кстати, благословил отец Анастасий из Свято-Пантелеймоновского монастыря в Феофании, я смотрел спектакль по произведениям Борхеса. В нем был сюжет: высоко в горах седовласый волшебник молит Бога, чтобы тот послал ему ученика, которому он передал бы все свои знания перед смертью. На улице снег, вьюга. И вдруг в жилище мага буквально вваливается молодой человек со словами: «Вы тот самый волшебник? Я шел к вам много лет, продал все и преодолел много бед. Хочу стать вашим преемником и обещаю вершить добрые дела».

Маг радуется, что вот он, ученик! И вдруг молодой человек бросает алую розу в огонь и говорит: «Но мне важно одно: сможете возродить эту розу из пепла?» Волшебник нахмурился: «Ты что, мне не веришь?» «Я-то верю, но хочу убедиться», — отвечал юноша. Маг задумался, а потом сказал: «Нет. Я этого сделать не могу». Молодой человек закричал: «Ты лжец! Я потратил на поиски тебя полжизни». И убежал. Волшебник же взял пепел и тут же превратил его в розу…

Меня осенило: роза, врученная мне Варнавой, — символ веры. Вернувшись домой в Киев, мы бережно засушили ее лепестки.

- Прямо мистика какая-то!

- Мистических моментов было несколько. Послушница Свято-Пантелеймоновского монастыря Ксения карандашом нарисовала икону и попросила мою жену передать ее в дар какому-нибудь кипрскому храму. Мы подарили ее отцу Варнаве. Он поглядел и сказал: это же Киккская Богоматерь! Ксения, конечно же, не знала этого, срисовывая изображение с одной из книжных иллюстраций. Такое вот совпадение.

Отцу Варнаве моя Катя (она медработник) вылечила на ногах страшные язвы, которые мучили его много лет и считались неизлечимыми. Он от радости хлопал в ладоши, как ребенок! И заявил, что уже не хочет умирать. Пригласил нас в келью. У него очень скромно. Из мебели только кровать и полки с книгами.

- У него есть мобильный телефон?

- Нет, никаких технических благ цивилизации. Они ему не нужны. Варнава очень добрый, естественный человек. Думаю, встреча наша была не случайна. Смысл поездки, может быть, и заключался в том, чтобы помочь хорошему, настоящему человеку. А «направил» нас на помощь Варнаве живший… в ХVIII веке монах Василий Барский, о котором я читал. Не мистика ли?