Житейские истории

«Прошу суд не наказывать строго моего сына. Он сам себя наказал, когда пошел… служить в милицию»

2:00 — 23 марта 2010 eye 846

Два офицера столичного милицейского главка организовали в центре Киева бордель, где на них работали около двадцати проституток. Суд приговорил бывших правоохранителей к условному наказанию(!), явно пожалев парней, не сумевших прожить на официальную зарплату

Весной минувшего года сотрудники службы внутренней безопасности МВД Украины задержали оперуполномоченного столичного милицейского главка во время получения взятки от жрицы любви, которую тот шантажировал на протяжении нескольких месяцев. Не выдержав угроз и постоянного повышения ежемесячного «налога за крышу», девушка сама обратилась за помощью в милицию. После ареста 29-летнего капитана милиции Олега Панченко выяснилось, что на шантаже проституток подрабатывали несколько сотрудников одного из отделов главка. А Панченко и его друг Сергей Синицкий вообще… организовали целый бордель!

«Милиционеры вступили со мной в интимную связь, а затем потребовали двести долларов»

Олег Панченко и Сергей Синицкий сдружились, когда в 2006 году работали в отделе по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми. Именно этот отдел призван заниматься борьбой с проституцией. Начиная с 2007 года, Панченко и Синицкий постоянно получали мзду от столичных жриц любви. Действовали по отработанной схеме: находили в интернете объявления о предоставлении услуг интимного характера, звонили по указанному телефону. На квартиру приезжали вчетвером-впятером: Панченко, Синицкий и другие сотрудники отдела по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, именуемого в народе «полицией морали».

Напомним, что занятие проституцией в нашей стране не является уголовно наказуемым преступлением. В случае задержания «ночные бабочки» платят государству административный штраф в размере от 5 до 10 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан, то есть от 85 до 170 гривен (кстати, недавно народные депутаты почему-то отклонили законопроект, предусматривающий увеличение штрафов за торговлю своим телом). Такими штрафами проституток не испугаешь, а вот общения с милиционерами они боятся как огня. В лучшем случае служители закона могут привезти в райотдел и потрепать там нервы. В худшем — избить, забрать деньги или заставить обслуживать их бесплатно. Поэтому дамы легкого поведения предпочитают договариваться с сотрудниками милиции по-хорошему…

Приезжая на место, офицеры отдела нагло запугивали девушек, угрожали, что запрут их в камере с бомжами. И тогда жрицы любви соглашались платить вымогателям каждый месяц «налог за крышу» в размере от ста до четырехсот долларов.

Не выдержав непомерных поборов, одна из девушек, 22-летняя Людмила Коваль, обратилась в милицию. Она рассказала, что учится в Национальном торгово-экономическом университете, снимает в Киеве квартиру и сама оплачивает учебу и аренду жилья.

- Родители не могут помочь мне с деньгами, — пожаловалась Людмила.  — Поэтому время от времени приходится торговать собой. Однажды со мной связался мужчина, договорились о встрече. Когда он позвонил в дверь, я увидела в глазок одного человека в штатском. Открыла, и тут в квартиру ворвались четверо, представились сотрудниками «полиции морали». Я испугалась, предложила им 200 долларов. Они заявили, что этого мало. Тогда я предложила оказать им секс-услуги. Они ответили, что само собой, не откажутся, но мне нужно понять, что так дешево я от них не отделаюсь. Другие девушки, сказали, платят по 500 долларов (или даже евро) и не имеют проблем. Договорились, что я буду каждый месяц платить им по 200 долларов. Двое из мужчин вступили со мной в интимную связь, а потом потребовали деньги. У меня не было всей суммы, я отдала им 100 долларов, а еще сто передала через несколько дней.

В милицию Людмила обратилась потому, что опасалась за свою жизнь. Панченко и Синицкий постоянно повышали ей «налоги». Когда дошло до 400 долларов в месяц, девушка начала записывать разговоры с милиционерами на диктофон. А потом пришла с этими доказательствами просить защиты. Сотрудники службы внутренней безопасности МВД Украины убедили Людмилу помочь им поймать шантажистов на горячем. Девушка согласилась. Она позвонила Панченко и назначила встречу в своей квартире, где передала ему 2400 гривен мечеными купюрами. Панченко задержали, когда он выходил из подъезда дома Людмилы Коваль после получения взятки. В кармане куртки милиционера нашли меченые банкноты.

Когда Олега Панченко взяли с поличным, он первым делом попытался избавиться от своего мобильного телефона. Как потом было установлено, на sim-карточке телефона хранились сообщения, доказывающие причастность Панченко еще к одному преступлению. В салоне машины, принадлежавшей шантажисту, сотрудники службы внутренней безопасности обнаружили десяток ксерокопий паспортов девушек. Оказалось, все они занимались проституцией, а Панченко и его товарищи были… их сутенерами!

Дежурившая в квартире диспетчер каждый день передавала Панченко до двух с половиной тысяч гривен

Расследованием этого случая занялась прокуратура Киева. И что же выяснилось? Сутенеры в погонах организовали дом терпимости прямо в центре Киева! Панченко снял однокомнатную квартиру на улице Киквидзе в Печерском районе столицы за полторы тысячи гривен в месяц. Затем разместил в интернете объявление о предоставлении сексуальных услуг, оставил контактный телефон. Подыскали двух девушек-диспетчеров, которые по очереди дежурили в квартире возле телефона. Клиентов обслуживали не менее двух десятков «ночных бабочек», которых Панченко с друзьями успели взять на крючок. В основном это были иногородние студентки и матери-одиночки, приехавшие в столицу в поисках лучшей жизни. Для любителей экзотики в штате жриц любви имелась даже негритянка — гражданка Нигерии. Минимальная стоимость часа услуг составляла 700 гривен. Прибыль делили следующим образом: 50 процентов забирали милиционеры, 40 доставалось проститутке, а десять процентов полагалось диспетчеру.

Панченко и Синицкий следили, чтобы девушки не «крысятничали» и не оставляли себе лишних денег. По требованию хозяев диспетчеры до мельчайших деталей фиксировали заказы в толстой тетради: время звонка клиента, когда приехал, когда уехал, сколько заплатил. Как только клиент покидал квартиру, диспетчер отправляла сообщение на мобильный телефон Панченко: «Юля, с часу до трех, полторы тысячи гривен». Впоследствии именно «тетрадь заказов», найденная в квартире, помогла следствию доказать причастность Панченко и Синицкого к организации борделя. Из записей в тетради видно, что Панченко получал неплохую прибавку к милицейскому жалованию. Каждый день диспетчер передавала ему от 250 до двух с половиной тысяч гривен. Деньгами он делился с Синицким и еще одним сотрудником «полиции морали» Александром Ерковым. Узнав, что его друзей арестовали, Ерков подался в бега. Сейчас он находится в розыске.

В ходе следствия обнаружился еще один эпизод вымогательства денег у жрицы любви. 27-летняя Елена Дробина разместила в газете объявление: «Оказываю услуги массажиста в своей квартире». Позвонил молодой человек, записался на определенное время. Пришел, получил полный «пакет услуг», а когда наступило время расплачиваться, в квартиру ворвались четверо мужчин.

- Они отрекомендовались сотрудниками милиции, — рассказывает Елена Дробина.  — А тот, что получил сексуальные услуги, вообще никак не представился. Сказали, что я должна поехать с ними и дать объяснения по поводу занятия проституцией. Они привезли меня в отдел «полиции морали», который находится на проспекте Правды, 33. Со мной беседовали Сергей и Олег. Сказали, что могут привлечь меня к уголовной ответственности за сводничество и еще могут сделать так, что я вообще не буду работать. Как альтернативу предложили ежемесячно платить им по сто долларов.

На протяжении года Елена исправно передавала Панченко и Синицкому названную ими сумму. В марте 2008 года они подняли плату до трехсот долларов. Иногда Панченко и Синицкий приезжали к Дробиной домой «на массаж». За эти услуги они, разумеется, не платили.

Следствие предполагало, что эпизодов вымогательства было не два, а на порядок больше. Однако подтвердить это оказалось невозможно. Также не удалось доказать причастность к вымогательству еще нескольких сотрудников милиции, о которых упоминали Людмила Коваль и Елена Дробина. Однако вина Олега Панченко и Сергея Синицкого была доказана полностью по трем статьям Уголовного кодекса Украины: «Злоупотребление властью, совершенное работниками правоохранительных органов», «Получение взятки повторно по предварительному сговору группой лиц», «Организация и содержание мест разврата и сводничество». По совокупности совершенных преступлений подельникам грозило от пяти до десяти лет лишения свободы.

«Пап, купи наручники. Денег на это дело не дают, а мне надо преступников как-то ловить»

Дело сутенеров в погонах слушалось в Печерском районном суде Киева. Следователю городской прокуратуры стоило немалых усилий уговорить жриц любви давать показания в суде. Заседания были открытыми, судья по долгу службы до подробностей выпытывал у них нюансы работы в квартире на Киквидзе. Девушки очень волновались, плакали, но все-таки дали убедительные показания. Судья несколько раз переспрашивал, не ошибаются ли они, указывая на Панченко и Синицкого. «Нет, это они требовали у нас деньги, — упрямо повторяли свидетельницы.  — На этих мужчин мы работали в квартире на Киквидзе».

- Сначала подсудимые отрицали свою причастность к совершению преступлений, — говорит старший прокурор отдела участия прокуроров в уголовном судопроизводстве прокуратуры Киева Роман Волошин.  — Выкручивались, придумывали разные версии. К примеру, они утверждали, что не имеют никакого отношения к организации борделя. Дескать, Панченко снял квартиру у знакомой старушки, а затем сдал ее в субаренду девушке по имени Наташа. А чем она там занималась, его не интересовало. Синицкий убеждал суд, что никогда не вымогал денег у проституток. Лишь на одном из последних судебных заседаниях Панченко и Синицкий неожиданно признали вину и раскаялись.

Вся семья Панченко выступала в суде в качестве его защитников. Особенно всех поразила речь отца обвиняемого.

- У Олега постоянно возникали проблемы с деньгами, — говорил мужчина дрожащим голосом со слезами на глазах.  — Из-за этого он и вступил на путь преступной деятельности. Как-то пришел ко мне и просит: «Пап, купи наручники. А то денег на это дело не дают, а мне надо преступников как-то ловить». Ну, я купил. Потом сын снова просит: «Пап, мне машина нужна. По работе приходится много ездить. Пешком не набегаешься… » Мы всей семьей скинулись, взяли взаймы у родственников. В общем, купили ему подержанную иномарку. Он немного поездил, и ее сожгли преступники — отомстили за что-то сыну. Дальше — хуже: Олег очень хотел отличиться по службе, ловил злодея, а тот его ножом в живот пырнул. Сын три месяца в больнице лежал, все расходы на лечение легли на наши плечи… Прошу суд учесть тяжелое материальное положение моего сына-милиционера и строго его не наказывать. Он сам себя наказал, когда пошел… служить в милицию.

В словах отца Панченко есть доля правды. Все знают, что милиционеры выполняют тяжелейшую работу за мизерную плату. Потому некоторые ребята и не могут устоять перед соблазном. Второй обвиняемый Сергей Синицкий тоже объяснил, что заняться незаконным бизнесом его вынудила острая нехватка денег.

- Извините, но у меня не было другого выхода, — сказал он.  — Нужно ведь как-то семью кормить.

У Синицкого двое маленьких детей и больные родители-пенсионеры, о чем он предоставил суду соответствующие справки. Просил не лишать его свободы, иначе некому будет кормить детей и заботиться о стариках.

Адвокаты подсудимых зачитали характеристики на своих подзащитных: по месту службы Олег Панченко и Сергей Синицкий характеризовались исключительно положительно, неоднократно получали премии за добросовестную службу (размер премий у милиционеров составляет от ста до трехсот гривен.  — Авт). К слову сказать, за время развития подпольного бизнеса Панченко успел разбогатеть: на встречу с Людмилой Коваль, когда она передала ему меченые купюры, он приехал на «Мицубиши». Средняя стоимость такой иномарки — 20 тысяч долларов. Эту машину он купил уже явно не на отцовские деньги.

- Как государственный обвинитель я просил для каждого из подсудимых шесть с половиной лет лишения свободы, — продолжает старший прокурор Роман Волошин.  — Как бы ни оправдывали себя Панченко и Синицкий, их деятельность не только позорила честь мундира, но и бросала тень на всю правоохранительную систему. Однако судья не учел моей просьбы и попросту сжалился над обвиняемыми, осудив их на три года лишения свободы условно без права занимать аттестованные должности в правоохранительных органах. Кстати, обоих уволили из органов сразу же после задержания.

По неизвестным причинам суд проигнорировал обвинение в злоупотреблении служебным положением сотрудниками правоохранительных органов. В приговоре это объясняется так: «Изученные судом доказательства свидетельствуют об отсутствии подрыва авторитета и престижа органов государственной власти». Любопытная деталь: проходивших свидетельницами по делу жриц любви судья называл «аморальными личностями» и не скрывал своего к ним отвращения. А вот милиционеров-сутенеров жалел, принимая во внимание их «чистосердечное раскаяние». Девушки-проститутки не рискнули признать себя потерпевшими. Потому часть доходов от борделя, изъятую у Панченко при задержании, суд постановил… вернуть подсудимым.

Сочтя приговор Печерского районного суда столицы слишком мягким, столичная прокуратура направила в Апелляционный суд Киева апелляцию с просьбой признать решение районного суда незаконным.

P. S. Все имена участников событий изменены.