ООО СП «НИБУЛОН» добивалось этого от чиновников Министерства транспорта и Николаевского порта почти пять месяцев
Блокирование судна «Preventer» стало одним из самых скандальных событий в морской сфере, иллюстрацией того, насколько чиновники могут быть уверены в своей безнаказанности. Как отметил Герой Украины, генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский, неправомерность действий чиновников бизнесмены доказали, лишь заведя балкер к причалу предприятия.
- Проводка и швартовка судна, как отмечают специалисты ГП «Дельта-Лоцман», прошла гладко, 38 тысяч тонн зерна погрузили на балкер в рекордные сроки — менее чем за двое суток. Судно безопасно покинуло причал, — рассказал Алексей Вадатурский, — прошло Бугско-Днепровско-Лиманский канал, догрузилось на рейде и ушло из Украины.
Этому предшествовало жесткое противостояние бизнеса и властей порта. Капитан Николаевского морского торгового порта (НМТП) Павел Рябчиков не пустил «Preventer» в порт, аргументировав это так: судно опасно, развалит канал, застрянет, будут человеческие жертвы. Капитану вторил и руководил процессом начальник порта Василий Капацына. Николаевский окружной административный суд признал действия капитана незаконными, однако чиновники НМТП решение суда проигнорировали, чем снова нарушили закон.
Выгородить портовиков попытался Минтранс, создавая многочисленные рабочие группы, которые лишь затянули и без того долгий процесс. Представители Минтранса на одном из собраний рабочей группы 29 декабря 2009 года предъявили беспрецедентные для отрасли требования: предоставить гарантии судовладельца. «НИБУЛОН» это выполнил. Тогда портовики потребовали заверить гарантии у британского королевского нотариуса, застраховать судно на 50 миллионов долларов в шести странах мира и заверить гарантии у нотариусов, хотя «НИБУЛОН» и «Укрэксимбанк» предоставили свои гарантии на 10 миллионов долларов каждый.
НМТП и Минтранс пытались максимально дезинформировать людей относительно прохода судна: портовики запугивали судовладельца, прикрываясь Минтрансом как уполномоченным госорганом. Мол, такие страховки необходимы, поскольку проход судна крайне опасен. Подобная дезинформация автоматически повышала цену страховки. Простой судна «вымыл» из «НИБУЛОНа» свыше 120 миллионов гривен.
- Теперь уже суда большого тоннажа могут заходить к причалу «НИБУЛОНа», однако максимальная глубина загрузки — 9,2 метра, — продолжает Алексей Вадатурский. — В компании уверены: загружаться можно минимум на метр глубже (каждый сантиметр осадки дает возможность принять 60-70 тонн зерна). Необходимо лишь углубить дно. Проведение таких работ те же люди из НМТП блокируют уже около пяти лет, игнорируя решения судов, указы Президента и премьер-министра. Возможно, причина их действий состоит в том, что начальник НМТП Василий Капацына — один из соучредителей порта «Очаков», который пытаются построить, проведя в нем работы по углублению дна за государственный счет. А услугу по догрузке на рейде оказывает компания, соучредителем которой является тот же Василий Капацына. То есть формально начальник порта — его же собственник.
И все же «НИБУЛОН» отстоял свои права: Антимонопольный комитет Украины признал незаконными действия Минтранса по блокированию работ по углублению дна на арендованных землях водного фонда, прилегающих к причалу «НИБУЛОНа». Исполняющий обязанности председателя АМКУ Александр Мельниченко отметил, что Минтранс должен отменить распоряжения о запрете проведения работ, наконец-то разрешить их и, главное, не мешать осуществлять, ведь «НИБУЛОН» — крупный экспортер и национальный зернотрейдер.
На рынке дело «НИБУЛОНа» создало два прецедента: безопасное проведение судна доказало, что это можно и нужно делать, а еще компания отстояла право проводить работы по углублению дна возле терминала. Сегодня это пример для предпринимателей — как последовательно защищаться и побеждать недобросовестных чиновников.
- Часто они, начиная войну, забывают о необходимости работать в законодательном поле и отстаивать государственные интересы, а не личные, — подытожил Алексей Вадатурский. — В данном случае произошло именно так. Чиновники не выполняли решения судов, игнорировали указы Президента и премьер-министра, потому что посчитали себя хозяевами жизни.