История современности

На Маковея матери прятали за образами головки освященного мака, чтобы насыпать зернышки-обереги в туфельки дочери, когда она пойдет под венец

0:00 — 14 августа 2010 eye 1937

В первый день Успенского поста девчата шли в церковь с красивыми букетами, а на Яблочный Спас люди поминали усопших, освящали в храме фрукты и хлеб, а также выясняли, какой будет погода осенью и зимой

Первый, Медовый Спас, или Маковея — так называется в народе сегодняшний праздник. Православные и греко-католики отмечают Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, с 14 августа начинается один из самых строгих постов — Успенский, который закончится через две недели, 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. К слову, в народе этот пост называли «осколком» Великого. Якобы Бог заповедал людям говеть перед Пасхой целых девять недель, но святые отцы умоляли Всевышнего, чтобы он смилостивился и укоротил пост. Тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост, который в Украине еще называют «Спасiвка-ласiвка». Ведь во второй половине августа отмечают целых три праздника Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Часть меда оставляли в дар храму, им также угощали сирот, вдов и убогих

Первый Спас — Медовый, или Маковея. Собираясь рано утром в церковь, девчата принаряжались и составляли специальные букеты, маковiйчики, из чабреца, полыни, мяты, головок мака и чорнобривцiв. Цветы и мак освящали, чтобы в течение года хозяйство процветало. «Нехай буде в господарствi стiльки тварин, як у макiвцi зернин», — говорили в народе.

Глава семьи тоже шел в церковь не с пустыми руками. Перед службой он нарезал медовые соты и выкладывал их на большое блюдо. После литургии мужчины собирались обособленным кругом и, помолившись перед иконой Святых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов), просили батюшку освятить мед. Часть сладкого лакомства оставляли в дар храму, им также угощали сирот, вдов и убогих.

Как только в храме заканчивался обряд освящения букетов и меда, люди вместе с батюшкой отправлялись кропить колодцы. В старину люди верили, что на Медовый Спас вода приобретает чудодейственную силу. Хозяева подворья ставили возле колодца два стола. На одном — хлеб, соль и зажженная свеча, это дары людям. На другом — кувшин с освященной водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — на помин душ усопших предков.

Вообще, праздничный стол на Маковея был очень скромным: без мясных, рыбных и молочных угощений, а также без горячительных напитков. Ведь с этого дня православные уже начинали поститься.

Перекусив, селяне шли крестным ходом к рекам, озерам, прудам, где также совершали молебны. В освященной воде принято было купаться, чтобы уберечься от лихорадки и сглаза. Хозяева мыли лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку. Верили: целебная в этот день вода защитит животных от болезней.

Маковея во многих регионах Украины считался девичьим и детским праздником. Подростки в этот день родителям по хозяйству не помогали, а отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Парубки подшучивали над девчатами, называя их макодзюбками или маковiйками.

Наши предки верили, что растения на Медовый Спас становятся магическими. Считалось, что если к цветам и травам обратиться с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек с чистой душой — ребенок или девица. В этот день мамы плели детям особые веночки из чабреца, льна, календулы… Каждый цветок играл роль оберега, который мать заговаривала: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками тво∙ми нашiй (имя дочери) весiльну голову покрило». Кроме того, мамы прятали за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в туфельки: от сглаза.

Дождь на Яблочный Спас предвещал снежную зиму и хороший урожай в следующем году

Второй Спас — Яблочный, или Великий — 19 августа. Православные в этот день отмечают один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Верующим дается послабление в посте, и они могут побаловать себя рыбой и выпить немного яблочного вина.

Естественно, накануне Преображения хозяйки с дочерьми старались наготовить для семьи и гостей как можно больше вкусных угощений. Обязательно варили постный борщ с жареными карасиками. Также к празднику лепили вареники с картошкой, грибами, капустой и фасолью, пекли пироги с яблоками и сливами, делали особые яблочные галушки и оладьи с фруктовым пюре. Ну а чтобы гости могли в жару утолить жажду холодным напитком, в погреб заранее опускали бутыли и кувшины с яблочным квасом.

Пока женщины хлопотали на кухне, хозяин с сыновьями по старинному обычаю отливал из воска свечи на все церковные праздники грядущего года: на Рождество, Крещение, на «Страсти» и на Пасху. Кроме того, делали свечи, которые будут розданы бедным людям, сиротам, вдовам. Хозяйка дома присоединялась к мужчинам, чтобы отлить специальные свечи: родильнi, которые зажигали при родах, а также хрестильнi и весiльнi.

Однако самой главной свечой считалась трiйця. Она была в каждой семье, люди верили, что эти три свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед. Специально для трiйцi изготовляли красивый тройной подсвечник. Деревянный украшали резьбой, глиняный расписывали.

Великий Спас считался еще и праздником урожая, а потому утром в церковь на освящение несли корзины с яблоками, грушами, сливами и виноградом. С нетерпением ждали этого дня женщины, похоронившие маленьких детей. Ведь, согласно народным верованиям, им нужно было воздерживаться от употребления яблок до Спаса. По легенде в праздник Спаса Пресвятая Дева на том свете раздает деткам золотые яблочки. Их получают малыши тех матерей, которые выдержали «фруктовый пост». А детки, чьи мамы согрешили, якобы стоят в стороне и плачут, оставшись без угощения.

После службы полагалось сходить на кладбище — помянуть усопших родственников. Забыть о душах покойных в этот день считалось большим грехом. Освященные фрукты раздавали бедным. В связи с этим даже появилась такая поговорка: «На другий Спас и жебрак яблучко з'їсть».

Обедать на Преображение принято было в саду. В центре стола ставили тарелку с освященными фруктами. С них-то и начинали трапезу, запивая виноградным или яблочным вином и приговаривая: «Щоб садовина родила». А потом переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если дождик не давал насладиться праздничным обедом, люди не слишком расстраивались, ведь дождь на Спаса предвещал снежную зиму и хороший урожай в следующем году.

Со Спаса рачительные хозяева начинали заготавливать яблоки и груши на зиму. Из мягких «летних» сортов варили варенье, а «зимние», более плотные, оставляли впрок. Снимали фрукты рано утром и, не вытирая (чтобы сохранился естественный защитный слой), складывали в корзины и опускали в погреба.

Поскольку второй Спас знаменует окончание лета, то есть надежда, что с этого дня наконец-то спадет жара. А вообще, наши предки заметили: после 19 августа приходят первые холода. Все живое в природе настраивается на осень и приближающуюся зиму: «Прийшов Спас — готуй рукавицi про запас», «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «У Спаса все в запасi, i дощ, i вiтер, i гарна погода, й негода».

28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы, пост закончится. Этот праздник в народе называют еще первой Пречистой. Кстати, в народе сохранилось множество запретов, связанных с проведением дня Успения Пресвятой Богородицы. Например, не полагалось устраивать шумные праздники, гулянья с песнями, танцами и играми. Народ воздерживался от громких разговоров и тяжелой работы.

Как только начинался мясоед (а это самый долгий в году период без многодневных постов, он закончится аж 28 ноября), разрешалось засылать сватов, начинались так называемые оглядини, заручини. Говорили: «Як прийде Пречиста, стане дiвка речиста».

Девчата не раз бегали в лес за калиной, кисти которой нужно было повесить под крышей хаты, чтобы показать парубкам, что здесь живет девушка на выданье. Найдя куст калины, пели и водили вокруг нее хороводы, а затем садились полдничать. Только после трапезы полагалось ломать калину. С первой оторванной веточки девушка брала в рот две ягодки и вслух признавалась в любви своему парубку.

Хлопцы подстерегали девчат, возвращавшихся с калиной домой, и набрасывались на них, пытаясь отобрать ягоды. Защищаясь, девушки разрисовывали парубкам лица красным соком. Уцелевшие после таких «боев» ветки вносили в дом, часть закрепляли под образами, а остальные вешали над входной дверью и под крышей.

29 августа отмечали третий Спас — Ореховый, или Хлебный. По традиции хозяйка в этот день выпекала первый хлеб из зерна нового урожая и провожала хлебом-солью главу семьи в поле — он начинал сеять озимые. А еще считалось большой удачей обвенчаться именно на третий Спас.

Карп с медом

Для приготовления понадобится: на 550 г карпа — 50 г меда, 10 г уксуса, 50 г изюма, половина луковицы, по 40 г моркови и корня петрушки, зелень, молотый перец.

Очищеного и промытого карпа порезать на куски, сложить в кастрюлю, залить холодной водой, добавить морковь, корень петрушки, лук, перец, посолить и варить до готовности. Затем рыбу вынуть и уложить на блюдо. Сверху положить кусочки лимона и листочки петрушки.

Навар процедить и варить, пока не останется 2/3 изначального обьема. Затем охлвадить, смешать с проваренным вместе с изюмом медом, залить рыбу и поставить в холодильник.

Яблочный квас

Для приготовления понадобится: 1 кг яблок, 500 г сахара или меда, 3 л воды, 30 г дрожжей, 50 г изюма, лимонная или апельсиновая корка.

Яблоки очистить, залить кипятком и сварить. Воду слить, добавить в нее мед или сахар, дрожжи, растертые с небольшим количеством сахара, и поставить в теплое место на двое-трое суток. Готовый квас процедить, разлить в бутылки, добавить изюм, лимонную или апельсиновую корочку и поставить в прохладное место.