По мнению столичного депутата, муссирование темы реприватизации вызовет целый ряд проблем, связанных с городским бюджетом-2010
В прессе сейчас активно обсуждаются недавние заявления новых представителей исполнительной власти столицы, в которых шла речь о возможности пересмотра приватизации ряда объектов коммунального имущества. О том, как оценивают инициативу новоназначенных чиновников эксперты и что они в целом думают о финансовом состоянии столицы, мы попросили рассказать главу бюджетной комиссии Киевсовета Романа Ярошенко.
- Роман Валерьевич, то, как живут киевляне, во многом зависит от того, есть ли деньги в столичной казне. Как обстоят дела с выполнением бюджета в этом году?
- Как известно, общий объем расходов горбюджета Киева на 2010 год составляет 16,118 миллиарда гривен с учетом субвенций, в том числе расходы общего фонда горбюджета — 13,535 миллиарда гривен, расходы специального фонда — 2,567 миллиарда гривен. Суммы немалые, но, к сожалению, по состоянию на сегодняшний день мы имеем колоссальное недовыполнение по всем источникам бюджетных поступлений. Кризис прежде всего ударил по главному из них — подоходному налогу с граждан. Безработица выросла, зарплаты упали, доходы бюджета по этой статье катастрофически снизились. Аналогичная ситуация с доходом от приватизации коммунального имущества — помещений, земельных участков, корпоративных прав. Приватизационные процессы практически остановились — в условиях глубочайшего экономического кризиса у бизнеса (как украинского, так и зарубежного) попросту нет денег на приобретение дополнительных активов.
Именно поэтому срываются инвестиционные конкурсы — на коммунальное имущество нет покупателей. А тем, у кого еще есть желание что-то приобрести, город вынужден идти навстречу — разрешать внесение платежей частями, в рассрочку. Фактически, сейчас киевский бюджет отрезан почти от всех источников поступлений, кроме субвенций из госбюджета. Поэтому необдуманные заявления представителей местной власти чрезвычайно опасны — они могут не только отпугнуть инвесторов, рассматривающих возможность приобретения коммунального имущества или муниципальных ценных бумаг. Вопрос еще болезненнее — инвесторы, которые выплачивают рассрочку, могут задержать текущие платежи.
Причем важно понимать, что это не абстрактные экономические выкладки. Каждая недополученная гривня доходов городского бюджета — это недофинансированные социальные выплаты, неотремонтированные парадные, голодающие пациенты в больницах. Не говоря уже о том, что у коммунальных предприятий, которые все еще вопреки мировой практике находятся в собственности местной власти, деградирует инфраструктура. Им нужны деньги для развития, для внедрения новых технологий мирового уровня, которые позволят снизить себестоимость, а следовательно, и цены на значимые для киевлян товары и услуги. Но у государства таких денег нет, и эти предприятия обречены на медленную мучительную смерть.
- А какова практика других стран в отношении управления коммунальным имуществом?
- Наиболее развитые экономики мира работают по рыночной модели, которая предполагает минимизацию государственного сектора, включая долю коммунальной собственности. Это совершенно логично, поскольку дело государства — оказывать гражданам социальные услуги и защищать их. А дело бизнеса — инвестировать, развивать производство и сервис, создавать рабочие места, платить налоги, платить зарплату сотрудникам, чтобы подоходный налог с нее также шел на благо общества. Что касается государственного сектора, то он играет несущественную роль. Мне, в частности, не известны примеры из мировой практики, где бы государственные предприятия были эффективнее рыночных в таких отраслях, как пищевая промышленность или строительство. Просто у нас почему-то принято, играя на советских стереотипах, демонизировать слово «приватизация». Если же разобраться, то все мы понимаем, что после приватизации предприятие никуда не исчезает. Дядя-капиталист не вывозит его за границу. Оно продолжает работать и дальше, только теперь более успешно и прибыльно за счет тех инвестиций, которые вкладывает в его модернизацию новый собственник. Другого пути нет — особенно если предприятие убыточное, обремененное огромными долгами. А у государства в условиях кризиса нет денег для его реанимации.
- Помню, когда несколько лет назад о реприватизации говорили в масштабах страны, многие эксперты заявляли об опасности падения доверия инвесторов в целом к Украине — особенно в контексте обращения на международном финансовом рынке государственных ценных бумаг. Нет ли у вас таких опасений: ведь Киев тоже эмитировал евробонды?
- Безусловно, есть. Нужно понимать, что финансовый рынок — хрупкая конструкция, остро реагирующая на сигналы об ухудшении инвестиционного климата. А заявления о переделе собственности из уст чиновника — это суперотрицательный сигнал иностранным инвесторам. Мы живем в эпоху глобализации, когда информация распространяется моментально и запуганный кризисом фондовый рынок опять же моментально реагирует. Чем хуже отношение к инвесторам в Киеве, тем выше риск, с точки зрения западного фондового аналитика. Соответственно, тем дороже обойдутся нам те деньги, которые мы в будущем попытаемся привлечь в экономику города путем внешних заимствований. Никогда еще раскручивание темы реприватизации не приносило положительных результатов. Призывы к переделу собственности, возможно, и добавляют кому-то очки в глазах избирателей, но в конечном итоге наносят экономике, а следовательно, и благосостоянию народа огромный ущерб. Единственным реальным результатом таких заявлений могут стать иски инвесторов к городу с взысканием штрафных санкций за невыполнение условий сотрудничества. А в нынешней ситуации это катастрофа.
- По данным международного рейтингового агентства Fitch, долгосрочный рейтинг Киева в иностранной и национальной валюте подтвержден на уровне B-, прогноз — негативный. Изменится ли ситуация в свете последних заявлений городских чиновников?
- Я бы не хотел выглядеть пессимистом и делать мрачные прогнозы. Хотелось бы, чтобы рейтинг был выше, а прогноз положительным. Но пока предпосылок для этого нет. Удивительно, что достаточно высокопоставленные киевские чиновники не понимают, чем чреваты их заявления. Ведь сегодня инвесторы реально обеспокоены, и это является серьезнейшей угрозой инвестиционному имиджу Киева. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть: власть должна быть ответственной и думать о людях, об инвестиционном рейтинге города и не делать нереальных провокационных заявлений.
- Вы планируете какие-то шаги, чтобы донести свою позицию?
- Бюджетная комиссия будет всеми силами отстаивать права инвесторов. Мы планируем в самое ближайшее время провести заседание бюджетной комиссии Киевсовета, чтобы понять, каковы планы новых чиновников, которые недавно пришли работать в Киевскую горгосадминистрацию (КГГА). Они занимают высокие должности заместителей мэра и позиционируют себя как профессионалов. Мне очень хочется в это верить. Но необходимы доказательства профессионализма! Потому что настоящий профессионал всегда работает системно, имеет четкий план действий и не тратит время на поспешные и популистские заявления.
А бюджетная комиссия пока не увидела ни понимания всей сложности столичного городского хозяйства, ни знания ситуации в первоочередных проблемных отраслях. Столичным больницам и поликлиникам нужны сегодня деньги на медикаменты, столичному ЖКХ — деньги на ремонт парадных, крыш, дверей. Никто не знает, готовы ли к новому учебному году школы и детские садики. За время, прошедшее с момента появления в горадминистрации новых лиц, впервые за свою историю существования остановилась киевская ТЭЦ. Без воды остались около 30 процентов домов в столице — сотни тысяч киевлян! И это при том, что впереди зима, нужно отапливать дома, убирать улицы. За какие деньги это будет делать город, если уже сегодня в столичной казне гуляет ветер?
Или, например, задекларированное намерение взять двухмиллиардный кредит. Декларация есть, а плана погашения долга нет. Не говоря уже о том, что решения такого масштаба не могут приниматься единолично. Это компетенция Киевсовета — то есть депутатов, за которых на выборах проголосовали киевляне и которым они поручили защиту своих интересов.
Сразу после назначения новых заместителей мэра все думали, что они, как люди с опытом работы в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и других хозяйственных структурах, уделят основное внимание тарифам, ремонту жилого фонда, внедрению энергосберегающих технологий. Но теперь в условиях сложнейшей экономической и финансовой ситуации мы все чаще слышим политические заявления. А ведь необходимы конкретные антикризисные шаги! Киев — это огромный европейский мегаполис, а не отдельно взятое министерство или городок. Возможно, в Министерстве ЖКХ на публично сказанные слова не обращают внимания. Но в Киеве такое недопустимо, здесь другой уровень.
И, наконец, самое главное. Столичное ЖКХ — одна из основных статей расходов городского бюджета. В этой отрасли срочно нужны реформы. Но вот произошли кадровые изменения в КГГА. Что в результате? Вся реформа, как видим, свелась к повышению коммунальных тарифов, которые до последнего времени, несмотря на все трудности, были самыми низкими в стране. К сожалению, в центре внимания опять оказались земля, коммунальная собственность, а не подготовка к зиме, проблемы с общественным транспортом, то, что городской бюджет не в состоянии выплачивать надбавки к пенсиям и зарплатам бюджетников. Опять разговоры о политике вместо реальных дел.
Как глава бюджетной комиссии я точно знаю: бюджет серьезно недовыполняется, источников поступлений нет. Ситуация усугубляется, поэтому новый виток проблем неизбежен. И именно поэтому мы планируем провести заседание бюджетной комиссии Киевсовета, вызвать на него новых представителей властной команды города и пригласить СМИ. На заседании прозвучат нелицеприятные вопросы: о том, какие реформы ждут ЖКХ, за счет каких ресурсов будет обеспечено поддержание тарифов на максимально низком уровне, как это было до настоящего времени, и так далее. Мы настроены на то, чтобы получить максимально четкие ответы и наконец-то увидеть план мероприятий по наполнению киевского бюджета.