Происшествия

«То, что у нас умерли пятеро детей, просто совпадение. Никакой инфекции здесь не было!» —

0:00 — 20 августа 2010 eye 962

утверждает директор Нежинского интерната для детей с поражением центральной нервной системы Елена Гармаш. Окончательные результаты вскрытия ожидаются недели через две, пока же медики считают, что причиной гибели маленьких воспитанников интерната стало именно ОРВИ

Уже неделя, как о происшествии в Нежине Черниговской области без умолку твердит телевидение и пишут газеты. «ФАКТЫ» трижды (13,14,17 августа) освещали это резонансное событие. Еще бы: в интернате, где живут дети и взрослые с тяжелейшими поражениями центральной нервной системы, такими как гидроцефалия (водянка головного мозга) и детский церебральный паралич, от неизвестной инфекции умерли пятеро воспитанников! Областное управление здравоохранения и врачи нежинской больницы сделали все, что было в их силах, чтобы не допустить новых жертв. В то же время областная и районная прокуратуры вместе с милицией пытаются найти крайних и уже возбудили два уголовных дела по факту гибели детей. «Ситуация полностью контролируется», — в один голос твердят чиновники и медики. Однако в этой истории остается немало вопросов, ответы на которые до сих пор не удается найти…

«При вирусной инфекции нужно было прописывать противовирусные препараты, а отнюдь не антибиотики!»

Напомним, что 11 августа в Нежинскую городскую больницу одного за другим доставили пятерых детей из местного дома-интерната для детей с поражениями центральной нервной системы. Все с одинаковыми симптомами — высокой температурой, воспаленным горлом, сыпью в области суставов и, соответственно, с общим диагнозом — острая респираторная вирусная инфекция. Но оказалось, что инвалидов доставили в больницу только тогда, когда в самом интернате от аналогичной болезни скончались уже пятеро воспитанников!

- Дети заболели еще 3 августа, — рассказал «ФАКТАМ» начальник центра общественных связей Главного управления МВД в Черниговской области Сергей Брыль.  — Вечером 7 августа умерла первая девочка, одиннадцатилетняя Наташа. В ночь с 10-го на 11-е констатировали смерть 17-летней Анны, а на следующий день один за другим в течение нескольких часов умерли трое мальчиков, старшему из которых было девятнадцать, а младшему — десять лет. И только тогда — на пятые сутки после первой смерти и на восьмые от начала болезни детей — администрация забила тревогу. 12 августа в больницу поступили сразу девять человек, трое из которых в тяжелом состоянии попали в реанимацию. Было создано несколько следственно-оперативных групп, которые прорабатывали сразу три версии: что дети погибли от чрезвычайно высокой температуры в помещении, что смерть наступила в результате пищевого отравления и что воспитанники интерната скончались из-за ненадлежащего лечения имеющихся у них вирусных заболеваний. Последняя на сегодняшний день считается наиболее вероятной, потому что при вирусных инфекциях должны прописываться противовирусные препараты, а не антибактериальные, антибиотики, которыми детей лечили. Учитывая все это, Нежинская межрайонная прокуратура Черниговской области возбудила уголовное дело сразу по двум статьям Уголовного кодекса Украины — по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей администрацией интерната и медицинскими работниками этого заведения, которые повлекли за собой смерть несовершеннолетних.

Главный врач Нежинской городской больницы Владимир Левковский поначалу не хотел общаться с прессой, мотивируя это тем, что журналисты перевирают его слова и комментарии.

- Я вас боюсь, — немного сердито сообщил мне главврач, сменив гнев на милость.  — Никому из СМИ не отказывал во встрече. Но журналисты такую шумиху подняли, что у меня на больных времени не хватает. Да еще и отсебятины понаписывали, обидно читать.

- «ФАКТЫ» напишут правду. Если вы ее только расскажете, — пообещала я.

- Ну что ж, давайте, — вздохнув, согласился главврач.  — Я узнал о трагедии лишь 11-го числа. В половине пятого пополудни мне позвонила наша врач-инфекционист и сообщила, что она обследует детей в интернате: «Владимир Иванович, тут очень неблагополучная обстановка. Двое ребятишек умерли, еще один ребенок при смерти. Мне нужна помощь». В тот день в интернате находились 78 человек, и их всех нужно было осмотреть, чтобы определить, находятся ли в опасности их жизнь и здоровье. Чтобы вы понимали, это не простые детки, а инвалиды с грубой патологией нервной системы. Параличи, деформации позвоночников, психические и умственные недоразвития, гидроцефалии и микроцефалии (уменьшение объема мозга.  — Авт. )… Защитные силы организма у этих детей нулевые, и любая инфекция для них чрезвычайно опасна. Поэтому, когда я узнал, что в интернате за несколько последних дней умерли пятеро деток, отправил туда девятерых врачей и сообщил об этом начальнику областного управления здравоохранения. К восьми вечера нам на помощь подоспели коллеги из Чернигова и медики из Киева. Была даже замминистра здравоохранения Раиса Мостовенко, лично осмотрела всех больных и очень грамотно назначила им медикаменты. Троих воспитанников интерната мы забрали в отделение интенсивной терапии и реанимации, потому что они были в достаточно тяжелом состоянии, пятерых поместили в инфекционное отделение.

- С каким диагнозом?

- Острая респираторная вирусная инфекция на фоне тяжелых врожденных соматических заболеваний нервной системы. У детей были высокая температура, покрасневшее горло и покраснение в области суставов. Наблюдалась и сыпь, внешне похожая на ветрянку (позже этот диагноз не подтвердился). По результатам патологоанатомического вскрытия, причиной смерти предварительно назван отек мозга и вирусная геморрагическая пневмония. Возможно, спровоцированная именно ОРВИ. Более точных результатов мы ждем через две недели.

«У детей с поражениями нервной системы огромный аппетит. Сколько их не корми — они все равно просят добавки»

Напомним, что ранее у медиков было сразу несколько версий по поводу загадочного недуга, поразившего несчастных деток. Еще 12 августа главный санитарный врач Черниговской области Николай Донец рассказал «ФАКТАМ», что причиной смерти воспитанников интерната в любом случае являются не вирусы гриппа А и В, а, скорее всего, новый вирус герпеса. Комиссия в составе медиков из Нежина, Чернигова и Киева последовательно проверяла и отсекала самые разнообразные диагнозы — звучали версии от инфекционного мононуклеоза до банального отравления. Однако на сегодняшний день врачи пришли к выводу, что причиной гибели детей стала ротавирусная инфекция, которую еще называют кишечным гриппом или болезнью грязных рук.

- Заразиться этим может каждый из нас, — объясняет Владимир Левковский.  — Инфекция «гуляет» в транспорте, на улице. Но обычный здоровый человек легко преодолеет ее, а детки с таким слабым иммунитетом, как те, которые живут в интернате, не выдерживают. Да еще ситуация усугубилась такой высокой температурой воздуха! Вентилятор на больных детей ведь не направишь, нельзя. Правда, сейчас мы за личные деньги устанавливаем несколько кондиционеров в палату, которую выделили под изолятор для этих детей. Нескольких из них мы на выходные отправили обратно в интернат, у нас остаются девять человек. У кого-то из них бронхит, у нескольких — подозрение на пневмонию. Могу смело утверждать, что сейчас их жизнь вне опасности.

Владимир Иванович разрешил «ФАКТАМ» ненадолго посетить две палаты инфекционного отделения, занятые захворавшими воспитанниками интерната. Смотреть на этих детей без слез невозможно. Один надрывно кричит, второй спит, скрутив тоненькие ножки в «позу лотоса», третий (очевидно, с синдромом Дауна) громко смеется и качает головой, а четвертый в свои 23 года имеет рост и вес, как у… полуторагодовалого малыша, только с большими грустными и взрослыми глазами. Почти все они, независимо от возраста, лежат в памперсах. От мысли, что эти ребятишки, и так крайне обделенные судьбой и оставленные родителями, еще и мучаются от температуры или воспаления легких, сжимается сердце. Немного скрашивает общее впечатление от палаты чрезвычайно внимательный персонал. Врачи и медсестры относятся к маленьким пациентам, как к родным. Улыбаются им, утешают, кормят с ложечки (одного из мальчиков кормят под молитву «Отче наш», он это очень любит) и носят на руках — большинство инвалидов не способны передвигаться самостоятельно.

- Скажу вам честно, мы просто перестраховываемся, — объяснил «ФАКТАМ» начальник управления здравоохранения Черниговской области Владимир Ященко.  — Чуть у кого-то из детей в интернате поднимется температура или горлышко покраснеет — сразу забираем в больницу, под наблюдение врачей. У каждого из них мы взяли анализы, сделали им флюорографию, и, если нет подозрения на пневмонию или других показаний для пребывания ребенка в стационаре, возвращаем его в детский дом. Я слышал обвинения, что мы рано их выписываем, но они беспочвенны. Во- первых, в самом интернате круглосуточно и без выходных дежурят опытные врачи, во-вторых, зачем детям без крайней нужды находиться в инфекционном отделении? Да и потом, у детей с врожденными заболеваниями нервной системы постоянный аппетит. Сколько им не дашь, они едят и едят, да еще могут добавку попросить.

В больнице у меня на питание в сутки выделяется 2 гривни 30 копеек, а в интернате — 30 гривен. Так где им будет лучше?

«Мы несколько раз посылали за врачом машину, но доктор приехал лишь спустя три часа»

Войдя в ворота Нежинского детского дома-интерната, понимаешь, что Владимир Ященко прав. Трехэтажное здание находится практически в центре города, но не на шумной улице, а в частном секторе. Со всех сторон оно окружено зеленью. Беседки, прекрасная детская площадка и сад с лужайками и клумбами уютно окаймляют кирпичный дом с новыми металлопластиковыми окнами. На каждой двери наклеено объявление о том, что интернат находится на карантине.

- Тут работает комиссия, директор интервью не дает, — сухо сообщила мне высунувшаяся на стук женщина в белом халате с марлевой маской на лице и захлопнула перед нами дверь.

И лишь спустя несколько часов, обратившись за поддержкой в главное управление социальной защиты Черниговской области (в ведомстве которого находится детский дом) нам удалось встретиться с директором учреждения Еленой Гармаш.

- Инфекции здесь не было, — категорически заявила Елена Гармаш.  — Это стечение обстоятельств. Дети с тяжелыми врожденными заболеваниями и невероятная жара — как на улице, так и в помещении.

- Но, позвольте, врачи утверждают, что все ваши воспитанники, которых они лечили и лечат сейчас, больны ОРВИ. Да и как по-другому — не заразив друг друга — могли умереть пятеро детей из одной палаты?

- Во-первых, только в конце они лежали в одной палате, а до этого — в трех разных. Во-вторых, эти дети просто находились в одном отделении для воспитанников с самыми тяжелыми болезнями нервной системы. То есть они были самыми слабыми. У нас каждый год умирают дети, больные церебральным параличом и гидроцефалией, это естественный процесс. С таким диагнозом они живут всего несколько лет, столько, сколько даст Бог. Все, что было в наших силах, мы делали. Окна закрыли пеленками и простынями, в коридоре поставили вентилятор, тянули этих детей до последнего.

- А кондиционеров у вас нет?

- Нас финансирует областной бюджет. Деньги на кондиционеры нам выделили спонсоры только сейчас, после того, что случилось.

- Но почему же вы не обратились к врачам сразу после того, как дети заболели и когда умерла первая девочка, 7 августа? Ведь в больнице о детских смертях узнали только на пятый день!

- Это неправда. Через час после смерти тело нашей воспитанницы было уже в морге городской больницы. А до этого девочку лечил наш врач. К слову, 11 августа мы пытались вызвать на помощь врача из местной поликлиники, трижды посылали за ним нашу интернатовскую машину, но доктор приехал только через три часа…

- Почему же не вызвали скорую помощь?

- Решала не я. Я не врач.

- Среди умерших деток — те, от которых отказались родители?

- У двоих из них были родители, но проведывали они ребят крайне редко. У троих остальных опекуном была я. Как и еще у шестидесяти наших воспитанников. Наше учреждение рассчитано на сто двадцать детей в возрасте от четырех до тридцати пяти лет. Сейчас здесь зарегистрировано 113 воспитанников. Из них 24 сейчас на каникулах у родственников, еще 14 — в санатории «Сосница», трое — в Черниговской психбольнице, а девять — в городской больнице. То есть на сегодняшний день в интернате остались 63 человека. У всех нормальная температура. Однако те, кто недавно вернулся из больницы, по рекомендации врачей находятся в изоляторе. И я еще раз повторяю: никто из врачей не имеет права брать на себя ответственность окончательно давать какие-то заключения, пока не будет результатов вскрытия. Подтверждения того, что дети умерли из-за инфекции, пока нет!

Через две недели должны быть готовы результаты анализов, взятых у детей, побывавших в больнице. В это же время станут известны результаты гистологических исследований бактериологического материала, взятого из органов умерших деток, и специалисты дадут окончательное заключение. Тем временем Президент Украины Виктор Янукович поручил Генеральному прокурору Александру Медведько до 29 августа провести проверку причин смерти пятерых маленьких страдальцев.