Житейские истории

«Пулю, застрявшую у основания черепа девочки, мы два часа извлекали через… рот, чтобы не пострадало лицо малышки»

0:00 — 26 августа 2010 eye 1788

Операция, которую провел пятилетней Насте Крупской известный днепропетровский хирург, осложнялась тем, что небольшая пулька была набита пластилином

Недавно на Днепропетровщине пятилетний малыш нашел в шкафу заряженную ракетницу, из которой его отец собирался салютовать в день рождения сына, — врачи с трудом спасли мальчику жизнь. А в Никополе дедушка спрятал пневматический пистолет под сиденьем автомобиля, где его и нашел трехлетний внук, игравший в машине с сестренкой. Хирургам пришлось потом извлекать пулю из головного мозга двухлетней девочки, которая только чудом осталась жива.

Впрочем, 62-летний житель города Синельниково Юрий Владимирович — опытный охотник и знает, как обращаться с оружием. В его доме даже ножи и ножницы тщательно прячут от детей. А уж пневматическую винтовку, из которой он собирался попугать вечером бродячих собак, оккупировавших улицу частного сектора, повесил в гараже под самой крышей, чтобы ребятня не достала. Но не учел, что 12-летний внук скоро догонит его ростом…

«Я немного с ружьем поиграла, а потом говорю Денису: «Повесь на место!»

В большом дворе 62-летних супругов Косогоровых всегда полно детворы. В таком, достаточно молодом, возрасте они уже имеют правнучку, а внуков — и подавно. На каникулах все двоюродные братья и сестры, маленькие дяди и еще меньшие племянницы собираются в просторном частном доме. И бабушка Любовь Григорьевна обеспечивает эту компанию вкусными пирожками и разносолами, а дедушка Юрий Владимирович учит ребятишек всему, что умеет сам. Мастер он знатный: и столяр, и художник, и резчик по дереву — все в руках спорится. В глубине двора — дедушкина мастерская, где кроме всевозможных станков, привлекающих мальчишек, есть и еще одно сокровище: мотоцикл с коляской. Дети очень любят здесь играть. Средний внук, 12-летний Денис, садится за руль, а младший — полуторагодовалый Никита и пятилетняя правнучка Настя забираются в коляску под полог. И представляют, как все вместе едут с дедушкой на охоту.

В тот день их так увлекла эта игра, что для полной иллюзии не хватало только ружья. И тут Дениска увидел висящую высоко под потолком «воздушку». О том, что это оружие не представляет большой опасности, он знал давно. Дедушка рассказывал: из него разве что ворон можно пугать. А накануне, слышал Денис, тот хотел разогнать свору бродячих псов, которые своим лаем не давали спать по ночам.

- Эту пневматическую винтовку друзья когда-то подарили мне на 18-летие, — рассказывает тетя Дениса и мама Насти Ольга.  — Знали, что я люблю по мишеням пострелять. Но ею практически никто никогда не пользовался — хранилась в укромном месте. А тут мой дедушка о ней вспомнил. У него свое ружье есть, но не будешь же по собакам из него палить, а из «воздушки» — в самый раз. Убить нельзя, но напугать можно. Правда, пустотелые пульки очень легкие, на большое расстояние не долетают. Так он решил заполнить их пластилином. Приготовил на всякий случай, если собаки опять придут. И повесил в мастерской повыше, чтобы дети не достали.

Это ружье и попалось на глаза Денису. Мальчик он рослый, поэтому, подставив стул, все-таки дотянулся до «воздушки». Малыши — Настя и Никита — смотрели на новую игрушку, разинув рты. А когда Денис, держа в руках ружье, уселся на мотоцикл, заныли в один голос: «Дениска, дай!» Человек он не жадный, хотя из-за игрушек между двумя дядями и племянницей иногда и возникают конфликты. Но на этот раз дал Насте и Никите подержаться за приклад.

- Я немного с ружьем поиграла, — тараторит Настя, — а потом говорю Денису: «Повесь на место!» Но он же меня не слушается…

В какой момент ружье выстрелило, единого мнения нет. Скорее всего, оно сработало случайно, когда дети устроили спор, кому играться, и стали тянуть «воздушку» каждый к себе. Ствол был направлен прямо в лицо девочки.

Щечка девочки распухла, и входного отверстия совсем не было видно

Накануне Настя переболела ангиной, долго температурила и с утра была еще какая-то вялая. Когда ружье сухо щелкнуло и девочка заплакала, схватившись за щеку, прибежавшая на крик Любовь Григорьевна сначала подумала, что внучка просто капризничает из-за болезни. В сбивчивые объяснения Дениса она как-то не поверила — ведь ни крови на лице ребенка, ни входного отверстия не было. Просто под правым глазом малышки вспух небольшой синяк. Но, увидев лежавшую на полу «воздушку», женщина все же забеспокоилась. К тому же все дети дружно утверждали: ружье стреляло. А значит, где-то должна быть пуля. Однако, обшарив самым тщательным образом мастерскую, дедушка с бабушкой ничего не нашли.

Любовь Григорьевна всю жизнь проработала акушеркой, а сейчас, уже будучи на пенсии, трудится фельдшером, поэтому опыт ей подсказывал: отсутствие кровотечения еще не значит, что пуля прошла мимо. Полную гарантию мог дать только рентген, и бабушка стала звонить своей внучке, Настиной маме.

- Бабушка по телефону чуть не плакала: «Приезжайте скорее, мне кажется, Настю ранили», — рассказывает Оля.  — Мы вскочили на мопед и помчались к ним. Выяснить что-нибудь у детей нам тоже не удалось. Дениска все время плакал, повторяя: «Я не хотел», а Настя сама толком ничего не поняла. Но было видно, что с каждой минутой ей становится все хуже…

Юрий Владимирович быстро вывел из гаража старенький автомобиль и повез внучку с плачущей Настей на руках в Синельниковскую райбольницу. Рентген подтвердил самые худшие опасения: на снимке, который показал хирург, четко был виден маленький белый шарик, застрявший почти у основания черепа, сантиметрах в восьми от глаза. «Дело очень серьезное, — покачал он головой, — нужно срочно везти девочку в областную больницу». Машина скорой помощи домчала Настю в Днепропетровск за каких-то полчаса. Но здесь врачи оказались перед серьезным выбором: оперировать практически вслепую, не зная, как подобраться к злосчастной пуле, или хорошо обследовать ребенка и попросить совета у опытных специалистов челюстно-лицевой хирургии. Выбрали второй вариант, тем более что небольшие пульки, не ставшие причиной внутреннего кровотечения, вообще не рекомендуется трогать. Они со временем приживаются в мягких тканях, не причиняя человеку вреда. Но череп ребенка — не ягодица, и как поведет себя пуля в непосредственной близости к мозгу, мог спрогнозировать только ас лицевой хирургии. К счастью, на Днепропетровщине такой доктор есть. Лечащий врач Анна Владимировна Мудренко сразу сказала родителям Насти: «Вам только Анатолий Семенович Комок поможет, я уже позвонила ему».

В детской клинике еще не знали, какой вердикт вынесет светило, но, чтобы не терять ни минуты, стали готовить Настю к операции. Девочку вывели из шокового состояния, за день она прошла полное обследование, — анализы, заключения профильных специалистов. Даже второй экземпляр злосчастной пульки родители ребенка извлекли из «воздушки» и доставили врачам. Консилиум решил все-таки перевести ребенка в областную больницу имени Мечникова. Именно там кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины Анатолий Комок заведует отделением челюстно-лицевой хирургии.

«Как ведет себя в организме свинцовая пулька, мы знали, но пластилин рядом с головным мозгом — такое в моей практике было впервые»

Такой материал, как пластилин, ассоциируется у нас с чем-то мягким, податливым и уж точно неопасным для жизни. Но ни один химик, прекрасно разбирающийся в свойствах пластилина, не скажет, как взаимодействует он со свинцом, какую реакцию даст, оказавшись внутри организма — рядом с мозгом и сонной артерией, или как поведет себя в сплетении сосудов через день, месяц, год.

- Нас сразу предупредили: ситуация очень опасная, — едва сдерживая слезы, вспоминает Оля.  — Оперировать предстояло хирургам буквально в нескольких миллиметрах от мозга, и не было гарантии, что пластилин уже не вытек из пули. Мне объяснили, что к этому месту очень трудно подобраться. Но Анатолий Семенович сказал: «Будем надеяться на лучшее». И я ему верила. Однако, когда Настю увезли в операционную, нервы у меня не выдержали. Вместе со мною рыдала вся палата.

Оля не знала, что врачи уже по ходу корректировали план операции. К пуле, застрявшей у основания черепа, хирург решил добраться через… рот, руководствуясь рентгеновским снимком.

- Мои коллеги знают, насколько это сложное дело — искать пулю в организме человека, — хмурится заслуженный врач Украины Анатолий Комок.  — Не случайно во время войны их очень часто даже не извлекали — в телах многих ветеранов они сидят по сей день. Но у нас был другой случай. Пуля находилась в жизненно важном участке — возле сонной артерии и яремной вены, глаза и зрительного нерва (это еще чудо, что она ничего не задела!). Но из-за вытекания пластилина вот-вот могло начаться нагноение у основания черепа, пулю нужно было срочно извлекать. Причем самым щадящим для ребенка способом. Мы сделали надрез во рту, в защечной области. Инородный предмет искали по рентгеновскому снимку. Есть специальный аппарат, который извлекает металлические пули, но свинцовые он не притягивает, поэтому нам пришлось действовать вручную. Почти час вели операцию, которая осложнилась кровотечением из венозного сплетения, но безуспешно: пули не было.

Тогда хирург принял решение переместить ребенка в зал, где находится электронно-оптический преобразователь — специальный рентгеновский аппарат, который отслеживает процессы в организме, в том числе определяет нахождение инородных тел. Время наркоза истекало, но анестезиолог Светлана Александровна Алексюк — очень опытный доктор, кандидат медицинских наук — сумела найти самое оптимальное для такого маленького ребенка решение. Под контролем экрана, наведенного на личико малышки, до пули, наконец-то, удалось добраться. Последней точкой этой сложнейшей операции был маленький косметический шов, наложенный на входное отверстие под глазом.

- Операция длилась почти два часа, — словно заново все переживает Анатолий Семенович.  — За последние шесть лет я такого сложного случая даже не припомню, хотя мы часто оперируем детей с тяжелейшими лицевыми врожденными патологиями. Думаю, что у Настеньки все будет хорошо: мы промыли место, где находилась пуля, поставили дренаж. Девочка немного, конечно, температурила в первые дни после операции, но сейчас пошла на поправку.

В то, что у дочки все проблемы уже позади, Оля поверила только тогда, когда Настя, несмотря на резиновую трубочку за щекой, стала опять болтать без умолку.

- Все было проведено просто идеально, в том числе и с косметической точки зрения, — сквозь слезы улыбается Оля.  — Конечно, главным для нас было, чтобы Настеньку спасли. Тем не менее врачи выбрали более сложный вариант операции, стараясь уберечь личико девочки. Спасибо им огромное от всей нашей семьи!

Как волновались и казнили себя за то, что не углядели за ребенком, все домочадцы! Можно только представить, как досталось Денису за его опрометчивый поступок. Да мальчишка и сам места себе не находил — каждый час звонил в больницу и просил у племянницы прощения.

- Они раньше из-за игрушек часто ссорились, даже дрались, — признается Оля.  — А теперь Денис предложил: «Настя, бери у меня что хочешь!» Она так довольна, ждет не дождется, когда вернется домой и будет Денискиными машинками играть. Вот только к игрушечным ружьям и пистолетам вряд ли теперь прикоснется…