Украина

«Оформляя документы на свой частный дом, я вдруг узнал, что он уже много лет находится… под арестом»

0:00 — 28 сентября 2010 eye 3135

В подобной ситуации могут оказаться миллионы жителей Украины, владеющие недвижимостью

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что осенью прошлого года постановлением правительства был утвержден упрощенный порядок оформления частных домов, призванный облегчить узаконивание самостроев. Люди, которые годами не могли оформить документы на давно возведенные дома или пристройки к ним, восприняли эту инициативу государства с оптимизмом. Но, как это часто бывает в нашей стране, все благие намерения разбились о двери чиновничьих кабинетов. Еще в апреле мы рассказывали, как киевлянин Николай Старовойт безуспешно пытается узаконить небольшую пристройку к своему частному дому. Тогда он, как и тысячи киевлян, столкнулся с необходимостью платить огромные деньги за справку, которую совсем недавно выдавали бесплатно. Причем платить приходилось неизвестно откуда взявшемуся посреднику.

За прошедшие полгода Николаю Васильевичу таки удалось пройти «упрощенную» процедуру оформления построек и стать полноправным собственником. Но на этом пути он не только потратил немало денег, но и выяснил, что сотни домов только на его улице уже много лет находятся под арестом, причина которого никому не известна.

«На получение только одной справки ушли более двух месяцев и тысяча гривен»

 — Итак, вам все-таки выдали справку, необходимую для окончания оформления постройки…

 — Да. Но на получение в Киевской горгосадминистрации только одной справки о согласовании принятия объекта строительства в эксплуатацию ушли более двух месяцев и тысяча гривен, — рассказал Николай Старовойт.  — Волокита возникла из-за появления в схеме оформления разрешительной документации посредника — коммунального объединения (КО) «Центр». Мало того, что оно берет огромные деньги только за организацию выдачи справки за подписью чиновника горадминистрации, так еще и в этих документах допускаются грубейшие технические ошибки, касающиеся объекта строительства.

Но с горем пополам мне таки удалось вырвать вожделенную справку, подтверждающую, что горадминистрация ко мне претензий не имеет. Кстати, я обращался в региональное отделение Антимонопольного комитета с просьбой выяснить, насколько обоснованно платное предоставление справок КО «Центр» и имеет ли вообще эта посредническая структура право на такую деятельность. К сожалению, ответа так и не получил.

С собранными документами я отправился в Киевскую инспекцию архитектурно-строительного контроля, где выдали сертификат соответствия объекта государственным строительным нормам. Затем съездил в БТИ и без особых проблем получил регистрационное свидетельство. Со всеми собранными документами наконец-то добрался до финальной точки — Киевского главного управления жилищного обеспечения, где должен был оформить свидетельство на право собственности на свой дом. Все документы у меня приняли, свидетельство сделали, но для его получения требовалась выписка из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, которая выдается нотариусом.

 — Странно, ведь БТИ при оформлении постройки проверяет всю подноготную объекта, и у бюро никаких вопросов не возникло.

 — Вот именно. Но заплатив 150 гривен за получение этого документа, я вдруг узнал, что мой дом уже много лет находится… под арестом! Нотариус, выдававший выписку, был удивлен и обескуражен: основанием для запрета послужило письмо столичного Главного управления капитального строительства (ГУКС) от 20 июня 2000 года. Но в базе данных даже не было упоминания о причине запрета, хотя эта информация обязательно должна указываться в реестре.

Естественно, я был шокирован. Оказывается, уже больше десяти лет живу в доме, которым не могу распоряжаться. Я тут же отправился в горадминистрацию, где меня ждал еще один сюрприз: организация, наложившая запрет, давно ликвидирована. С большим трудом мне удалось выяснить, что организация-правопреемник с таким же названием была создана в 2007 году, спустя пять лет после ликвидации первого ГУКСа. Поехал туда, чтобы найти злосчастное письмо, на основании которого наложен арест. Но оказалось, что письма нет, так как архив давно утерян, и узнать причину наложения ареста уже невозможно. Попытался отыскать архивы ликвидированного предприятия в судах. Но там мне сообщили, что такие бумаги хранятся всего три года, после чего уничтожаются. Круг замкнулся.

 — Неужели невозможно было найти ни одной зацепки?

 — Я снова обратился в управление капитального строительства с требованием снять запрет. Пообещал в противном случае подать иск в суд, а также рассказать о творящихся безобразиях представителям прессы. И вот тут мне «по секрету» сообщили, что есть организация, которая имеет право на снятие ареста. Это коммунальное предприятие «Житлоинвестбуд — УКБ». Мне даже сказали, к кому можно обратиться, чтобы без лишнего шума решить проблему. Действительно, я написал заявление, и мне очень быстро дали справку о снятии ареста, которую затем подал в нотариальную контору. Данные были внесены в реестр. Таким образом, проблема решилась, и я наконец-то стал полноправным собственником своего дома. Но пока ходил по всем этим кабинетам, один из чиновников признался, что на самом деле под арестом находятся сотни частных домов на моей улице Раисы Букиной в Святошинском районе столицы. Люди об этом даже не подозревают! Вот только интересно, кто же сейчас заинтересован в том, чтобы огромный участок частного сектора находился под его контролем.

«Самый простой способ узнать, наложен ли запрет на ваше имущество, — обратиться к государственному или частному нотариусу»

История очень тревожная, ведь в подобной ситуации могут оказаться многие из нас. О том, как убедиться, что вы являетесь полноправным владельцем своей недвижимости, «ФАКТАМ» рассказала адвокат Марина Лебедева:

 — Самый простой способ узнать, наложен ли запрет на ваше имущество, — обратиться к государственному или частному нотариусу. Но для того, чтобы нотариус начал проверку, необходимо предъявить ему свой паспорт, идентификационный код и, самое главное, документ, подтверждающий ваше право собственности на проверяемый объект. Нотариус не может предоставлять информацию посторонним лицам. После этого он подключается к Единому реестру запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и делает соответствующую выписку. Эта услуга платная.

Если вдруг выясняется, что на имущество наложен арест, в выписке обязательно должно быть указано, кто и на каком основании это сделал. В случае, когда арест наложен судом, снять его можно только по определению суда. Если инициатором выступал орган власти или другая организация, вопрос нужно решать с ними. Если же учреждение отказывается снимать арест или, как в вышеприведенном случае, организация, наложившая арест, уже не существует, следует обращаться только в административный суд.