Происшествия

«Машины такого класса вы нигде дешевле не купите, можете даже не искать. Подумайте, подобные предложения раз в жизни делаются»

0:00 — 1 октября 2010 eye 772

Столичные правоохранители разоблачили группировку, члены которой, продавая зажиточным людям недорого представительские иномарки, обвели вокруг пальца несколько десятков бизнесменов, заработав более 30 миллионов гривен

Афера была незатейливой. Сначала богатым покупателям продавали дорогие машины с 20-процентной скидкой, втираясь таким образом к ним в доверие. Потом предлагали подобные выгодные условия для родственников и друзей тех же предпринимателей. Правда, уже просили внести стопроцентную предоплату. Стоит ли говорить о том, что, получив ее, продавцы исчезали? Впрочем, следствие по делу только началось, и неясностей в нем еще много. Например, не совсем понятно, как богатые бизнесмены могли так рисковать своими деньгами, доверчиво отдавая сотни тысяч долларов малознакомому человеку? И действительно ли мошенников было трое? Или, может, весь спектакль с машинами организовал один преступник, подставив остальных?

«Если вдруг родным или друзьям потребуется хороший автомобиль, звони. Сам же видишь: все надежно, никакого подвоха»

Придуманная аферистами схема работала безотказно: за полгода им удалось облапошить несколько десятков человек. Причем мошенники так вошли в доверие к своим клиентам, что те хоть и подозревали неладное (не получив вовремя автомобили), писать заявление в милицию опасались. Мало ли, может, у поставщика действительно, как он говорит, возникли проблемы с таможней? А если в дело вмешаются правоохранители, начнется разбирательство… Тогда уж машин точно не дождешься.

 — Надеялись до последнего, — тяжело вздыхает харьковчанин Андрей Стеценко (имена героев истории изменены в интересах следствия.  — Авт. ).  — Ведь когда поставщик автомобилей Игорь Пашковский первый раз предложил мне купить машину, он честно выполнил все наши договоренности. Я познакомился с ним через знакомого киевского предпринимателя Сергея Шульгина, который за несколько месяцев до этого купил у Пашковского два «Лексуса» — себе и жене. И оба на 15-20 процентов дешевле, чем в салоне. Проверил авто по базам ГАИ и таможни — все оказалось в порядке. Я рассказал Сергею, что тоже не прочь приобрести новый автомобиль. Он пообещал свести меня с поставщиком.

Приехав в Киев, Андрей познакомился с Игорем Пашковским. Тот сразу согласился ему помочь.

 — Пашковский производил впечатление типичного «ботаника», — вспоминает Андрей.  — Сам пухленький, носил очки с толстыми стеклами и скромные пиджаки. Но когда мы разговорились, я понял, что передо мной умный и предприимчивый бизнесмен. Так он уверенно и просто обо всем рассказывал. Объяснил, что продавать машины дешевле ему удается благодаря тому, что хорошо изучил процедуру налогообложения. Дескать, даже защитил научную диссертацию по этой теме и понял, как можно грамотно, не нарушая законов, не переплачивать государству лишние деньги. «Вот и весь секрет, — разводил руками.  — У нас в стране существуют проблемы с возвратом НДС (налог на добавленную стоимость.  — Авт. ), и большинство людей не знают, как их решать. А у меня есть своя схема. Думайте. Дешевле, чем у меня, машины такого класса вы нигде не найдете. Подобные предложения раз в жизни делаются».

Действительно, где бы еще я мог купить внедорожник «Лексус» за 70 тысяч долларов, если во всех автосалонах он стоит больше 100 тысяч? Но вот так, с ходу, соглашаться тоже не собирался. Пообещав, что подумаю, уехал домой.

По словам Андрея, с тех пор Игорь Пашковский изредка ему звонил, ненавязчиво интересуясь, принял ли он решение. По работе Андрею часто приходилось бывать в столице, и Пашковский, узнав о его очередном визите, тут же назначил встречу.

 — Я удивился, как это он обо мне еще не забыл, — продолжает Андрей.  — И, когда Игорь снова предложил мне свои услуги, решился. Подстраховавшись расписками, заплатил Пашковскому необходимую сумму. Игорь пообещал, что машина будет через два месяца. Дескать, нужно подождать, пока ее провезут через границу. Пашковский выполнил обещание, вскоре я получил свой «Лексус». Перепроверив автомобиль во всех инстанциях, убедился, что все в порядке: машина не в угоне и не под залогом у банка, стало быть, Пашковский делает все законно. «Если вдруг родным или друзьям потребуется хорошая машина, звони, — улыбнулся Игорь, передавая мне автомобиль.  — Сам же видишь: все надежно, никакого подвоха». Я так и сделал, в следующий раз заказал сразу шесть(!) автомобилей: для жены, кума и друзей. Пашковский снова заверил, что, как только дам всю сумму, он закупит машины и через два месяца они будут у меня.

Но в этот раз начались проблемы. В оговоренные сроки Андрей свой заказ не получил. Пашковский, извинившись, заверил, что все в порядке, дескать, просто из-за большого количества заказов возникла накладка, однако в течение месяца машины будут. Между тем и за этот срок дело не продвинулось. Пашковский ссылался то на проблемы с таможней, то на недобросовестных иностранных партнеров. По телефону отвечал далеко не всегда, чаще всего сбрасывал звонок или говорил, что очень занят. «Ты мешаешь мне работать, — раздражался он порой.  — От того, что ты возмущаешься, машины быстрее не появятся! Зачем постоянно меня дергать? Обращайся к Сергею Шульгину, он моя правая рука». А потом Пашковский и вовсе пропал.

«Количество клиентов росло как на дрожжах, люди ломились в офис чуть ли не толпами»

 — Я понял, что меня развели, как школьника, — горько вздыхает Андрей.  — Шульгин сказал, что сам не может разобраться в ситуации. А через несколько недель позвонил и попросил приехать к нему в офис. Там собралось около полусотни таких же, как я. Причем некоторые ждали машины уже по полгода. Стало очевидно, что это ловко провернутая афера, на которой Пашковский заработал миллионы!

 — Я о Пашковском узнал одним из первых, — говорит бизнесмен из Харьковской области Виктор Курьенко.  — Как-то мой знакомый предприниматель Сергей Шульгин, будучи в командировке в Харькове, со мной по этому поводу советовался: «Представляешь, некий бизнесмен предложил мне поменять трехлетнюю иномарку на «Лексус» последней модели с доплатой всего в 5 тысяч долларов (на авторынке подобный обмен обошелся бы минимум в 30 тысяч). Не знаю, соглашаться или нет». Я посоветовал ему отказаться, поскольку это смахивало на аферу. Но когда мы созвонились через несколько месяцев, Сергей радостно сообщил: «Уже и я, и супруга ездим на новеньких «Лексусах». Пашковский все-таки не подвел». Вскоре я приехал в Киев за автомобилем.

Наша встреча с Пашковским состоялась в кабинете у Шульгина. Игорь внушал доверие: грамотная речь, приятная улыбка, респектабельный вид. Дорогие часы, туфли из крокодиловой кожи — все это говорило о том, что живет он безбедно. Ну и, конечно, машины… Как потом выяснилось, у него было около 15 иномарок! Секреты своего бизнеса Игорь не раскрывал, лишь в двух словах объяснил, что разработал абсолютно легальную схему закупки автомобилей. Я отдал ему 80 тысяч долларов и через несколько месяцев получил машину. Друзья начали расспрашивать меня, откуда такая роскошь. И уже вскоре я заказал Пашковскому еще четыре иномарки общей стоимостью 276 тысяч долларов… Правда, ни денег, ни машин уже не увидел.

 — Пашковский пропал?

 — Не совсем. Когда мне удавалось до него дозвониться, он ссылался на страшную занятость и направлял меня к Сереже. Тот охотно ему помогал, может быть, и не догадываясь, что имеет дело с аферистом.

План Пашковского работал безотказно, за полгода ему удалось заработать более 30 миллионов гривен. На прошлой неделе Департамент по связям с общественностью МВД Украины обнародовал информацию об автомобильной пирамиде. В сообщении было сказано, что в отношении трех участников аферы возбуждено уголовное дело. Сам Пашковский под стражей, его помощник ударился в бега, а предприниматель Сергей Шульгин, которого обвинили в соучастии, дал подписку о невыезде.

Сейчас Сергей Шульгин лежит в одной из столичных больниц: после 14 суток, проведенных в тюремной камере, мужчина слег с гипертоническим кризом. Он утверждает, что невиновен и его, как и других, мастерски обвели вокруг пальца.

 — С Пашковским я познакомился зимой прошлого года, — рассказал «ФАКТАМ» Сергей Шульгин.  — Тогда я занимался мобильными телефонами, и знакомый направил Пашковского ко мне за коллекционным аппаратом. И хотя насчет сотового мы с ним так и не договорились, Игорь с тех пор стал часто наведываться ко мне в офис. Иногда даже не искал повода, просто приходил попить чаю и обсудить последние новости. Однажды Игорь предложил мне поменять трехлетний «Лексус» на новейший внедорожник с небольшой доплатой. Я вежливо отказался. Между тем Пашковский продолжал ко мне приходить. Со временем мы подружились. Игорь даже пригласил нас с женой в гости, где познакомил со своей супругой — тихой и интеллигентной львовянкой, которая на тот момент была беременна. Моя жена как раз тоже ждала ребенка. С тех пор мы начали дружить семьями.

Однажды Пашковский рассказал мне о своем бизнесе. «Я изобрел ноу-хау, — поделился он.  — Никакого криминала, просто грамотный способ экономить при закупке иномарок целых 30 процентов». Игорь назвал фамилии нескольких известных мировых поставщиков и объяснил, что, выплачивая им деньги на год вперед, он получает скидку 20 процентов. Плюс налоги. Дескать, у нас в стране много налогов дублируется, а если подойти к делу с умом и разложить все по полочкам, можно сэкономить еще процентов десять. К тому же через какие-то фонды он умудряется возвращать НДС. «Только пускай это останется между нами, — заговорщицки предупредил Игорь.  — Не хотелось бы, чтобы кто-нибудь позаимствовал мое изобретение».

Когда я купил у Пашковского два автомобиля, его услугами захотели воспользоваться многие мои знакомые. Только и успевал направлять к Игорю клиентов. Однажды он сказал: «Уезжаю в командировку, пускай клиенты дают тебе деньги, а я потом приеду и заберу. Выручишь?» Сначала хотел отказаться, но потом все же решил помочь. Деньги принимал под расписки, точно так же передавал их Пашковскому, чтобы в случае чего ко мне не было никаких претензий. Количество покупателей росло как на дрожжах, люди ломились в офис чуть ли не толпами.

«В прокуратуре неожиданно заявили, что с Игоря… снимаются все обвинения. Дело закрыли «из-за отсутствия состава преступления»

 — Но зачем вы этим занимались? У вас ведь был собственный бизнес, а тут вы, по сути, впустую тратили время на клиентов нового товарища…

 — Увидев, что автомобильный бизнес настолько прибыльный, я планировал в скором будущем стать партнером Пашковского. Игорь пообещал помочь мне открыть собственный автосалон и поставлять автомобили. Поэтому я не мог ему отказать. Когда Пашковский вернулся, честно передал ему деньги, взяв с него расписки. Но вскоре ему опять потребовалось уехать. В результате получилось, что большинство клиентов так или иначе имели дело со мной. До поры до времени меня это устраивало: люди получали автомобили если и с задержкой, то не дольше чем на месяц. Но потом машины перестали поступать. Встревоженные клиенты звонили мне, я — Пашковскому. Тот говорил, что все под контролем, мол, иногда так бывает. «Ты не дрейфь, я знаю, что делаю. Успокой людей, скажи, чтобы еще немножко подождали», — советовал Игорь. Тем не менее мне было не по себе, деньги-то принимал я! Однажды, будучи у Пашковского дома, я заикнулся, что все это смахивает на финансовую пирамиду. Игорь с женой возмутились: «Какие глупости! Почему люди думают, что если умный человек защитил диссертацию и придумал интересную легальную схему заработка, он обязательно должен быть мошенником?!»

Машин все не было. Пашковский перестал отвечать на мои звонки. А однажды позвонил сам: «Понимаешь, на таможне какая-то проверка, и автомобили стоят там уже несколько месяцев. Чтобы их растаможили, надо заплатить 600 тысяч долларов». «Сколько?! — опешил я.  — Ты с ума сошел! Где мы возьмем такие деньги?» Клиенты звонили мне каждый день. Так получилось, что большинство из них Игоря даже ни разу не видели. Дошло до того, что мне начали угрожать. Что было делать? Одолжить такую сумму не соглашался никто. В конце концов мне удалось разыскать одного влиятельного бизнесмена, который дал 600 тысяч на два месяца. Но даже после того, как я передал деньги Игорю, дело не сдвинулось с мертвой точки. И я пошел на отчаянный шаг: обзвонил всех клиентов и пригласил их на встречу.

Обсудив ситуацию, мы решили написать заявления в милицию. Вскоре в отношении Пашковского возбудили уголовное дело, его задержали. Но перед тем, как суд должен был выдать санкцию на арест, в прокуратуре Киева неожиданно заявили, что с Игоря… снимаются все обвинения. Дело закрыли «из-за отсутствия состава преступления», Пашковского отпустили. Мы обращались с жалобами во всевозможные инстанции, но бесполезно. Начали проводить собственное расследование. Тогда все уже понимали, что рассказы Пашковского о его схемах и диссертациях — выдумка. Игорь скупал автомобили в автосалонах по реальной стоимости и продавал людям… дешевле(!), втираясь таким образом к ним в доверие. После чего агитировал их купить машины для родственников и, взяв деньги, пропадал. Стало понятно, почему в автосалонах он был vip-персоной: нечасто встречаются клиенты, закупающие такие большие партии автомобилей. Мне же он отвел роль пешки, которая, сама того не подозревая, подыскивала ему жертв. Также мы узнали, что в прошлом его фамилия фигурировала не только в автомобильных, но и в других финансовых аферах. Однако в последний момент с него почему-то всегда снимали обвинения.

Пострадавшим удалось добиться повторного возбуждения уголовного дела. Вот только на этот раз его завели в отношении и Пашковского, и Шульгина, и еще одного их «партнера».

 — Сотрудники милиции даже не хотели меня выслушать, — сетует Сергей.  — Хотя я сам инициировал возбуждение уголовного дела. Будь я действительно виновен, зачем бы добровольно «сдавал» себя милиции? Теперь потерял свой бизнес, продал обе машины, и у нас с женой нет денег даже на нормального адвоката. На меня продолжают давить клиенты, дававшие деньги. Они требуют миллионы. А дома жена и четверо маленьких детей. Я боюсь за их жизнь…

В милиции ситуацию не комментируют, ссылаясь на тайну следствия.