На завершившемся в минувшее воскресенье на аэродроме «Антонов» под Киевом седьмом международном авиасалоне «Авiасвiт-ХХI» (в нем участвовало 280 предприятий из 32 стран) Украина презентовала свой новый реактивный лайнер Ан-158. Он способен принять на борт 86 пассажиров и преодолеть без дозаправки 3100 километров. Посетители увидели демонстрационные полеты (их программа отличается особой зрелищностью) на небольшой высоте десятков самолетов, в том числе крупнейшего в мире — «Мрии». Каждый желающий мог подняться на борт лайнеров, находившихся на стоянке. Авиасалон вызвал такой громадный интерес, что пробка на подъезде к аэропорту в Гостомеле растянулась на несколько километров.
Самым большим был павильон организаторов выставки — Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова. Рядом с ним разместили красавец-вертолет со «стеклянной» кабиной на двоих человек, созданный энтузиастами из Полтавы.
Кстати, мы показывали эту винтокрылую машину Сергею Сикорскому, сыну выдающегося авиаконструктора, создавшего в США первый в мире вертолет, Игоря Сикорского. Он остался доволен нашим детищем.
Мы наладили выпуск вертолета. Комплектующие отечественного производства, а вот двигатель ставим японский. Стоимость машины — 150 тысяч долларов. Тогда как аналогичные американские вертолеты «Робинсон» продают за 230 тысяч, а «Швайцер» — 300 тысяч долларов. Часть выпущенных нами вертолетов используется в Украине. Несколько штук купили бизнесмены из Бельгии, Австрии, Франции, Южно-Африканской Республики. А один вертолет заказали американцы.
— Вертолет обладает отличной управляемостью, — объясняет пилот Виктор Томилин. — Развивает скорость 160 километров в час.
— А мы представляем конструктор для взрослых, — говорит авиатор Сергей Сергеев из Киева. — Это самолет в разобранном виде. Представляете, какое удовольствие для мужчины построить летательный аппарат своими руками? При этом у тебя много возможностей для импровизации, например, в дизайне кабины. Есть до того увлеченные люди, что, сделав самолет и полетав на нем, продают, чтобы вновь приобрести конструктор и сложить из него более современный.
— Сколько стоит набор для постройки самолета?
— 15 тысяч евро. Но это без двигателя. Мотор вы выбираете сами. Общие затраты составляют 28 тысяч евро.
— Мы представили на «Авiасвiт-ХХI» две модели семейных крылатых машин, рассчитанных на перевозку четырех человек, — рассказывает киевлянин Александр Кузьменко. — Стоят эти воздушные тихоходы (скорость 200-270 километров в час) от 136 тысяч долларов. Они сконструированы в Канаде, собираются в Киеве. Взлететь и совершить посадку такая машина способна на любой более-менее ровной площадке. Людей, которые могут позволить себе иметь собственный небольшой самолет, с каждым годом в Украине все больше — официально уже 960 владельцев, незарегистрированных — еще около пяти-шести тысяч.
Подходим к двухместному самолету «Бекас».
— Его сконструировала группа студентов Харьковского авиационного института, — говорит ветеран авиации Валентин Лосканов. — В первом экземпляре «Бекаса» использовался двигатель от моторизированных нарт. По окончании вуза эти ребята пришли на харьковский завод «Лилиенталь» и наладили выпуск своего детища. Самолетик маленький, но, как и все в авиации, стоит недешево — от 40 до 80 тысяч долларов. Цена зависит от комплектации — эффектный тюнинг, дополнительные фары добавляют с десяток тысяч долларов.
Особенно много посетителей собиралось возле воссозданного в Харьковском авиационном институте легендарного ночного бомбардировщика времен Второй мировой войны У-2.
А копия другого исторического самолета — «Анатра-2», выпускавшегося в 1916 году в Одессе, — уже поднималась в небо.
«Анатра» — это самолет-разведчик времен Первой мировой войны. Тогда было выпущено около 400 экземпляров. Летчик-испытатель Юрий Наконечный, летавший на воссозданной «Анатре», заявил: «Это прелесть по сравнению с современными самолетами. Прекрасные ощущения. Машина вела себя отлично».