Интервью

Народный артист CCCР Владимир Васильев: «Узнав, что у меня «куча свободного времени», одноклассник предложил пойти с ним в танцевальный кружок»

15:33 — 6 октября 2010 eye 1773

В Донецке в рамках фестиваля «Звезды мирового балета» состоялся творческий вечер легендарного танцора, посвященный его 70-летию

На сцене Донецкого национального академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко встретились две легенды мирового балета — народный артист Украины Вадим Писарев и народный артист СССР и России Владимир Васильев. В рамках фестиваля «Звезды мирового балета», организатором и художественным руководителем которого является Вадим Писарев, состоялся творческий вечер Владимира Васильева, посвященный его 70-летию. Васильев в хореографической миниатюре на музыку Шопена легко поднял на руки партнершу — свою ученицу Дарью Хохлову — и закружил. При этом у артиста даже не сбилось дыхание.

Во втором отделении творческого вечера с помощью кинопроектора демонстрировали живопись Владимира Васильева, а затем он читал свои стихи. В зале не было ни одного свободного места, собрался весь донецкий бомонд. Работники облгосадминистрации, высокие чины из милиции, а также новый начальник областной налоговой администрации оказались страстными поклонниками балета. Прямо у входа в театр стояла первая леди Украины. Открывая фестиваль, художественный руководитель театра Вадим Писарев подчеркнул, что Людмила Янукович еще не пропустила ни одного фестиваля. Как бы ни строилась программа, но 9 октября, в честь дня рождения Людмилы Александровны, непременно дают «Дон Кихота» — это ее любимый спектакль.

«Не люблю, когда люди в летах начинают суетиться. Кажется, они сразу мельчают»

На следующий день после спектакля Владимир Васильев побывал в клубе «Интеллигент», созданном Вадимом Писаревым на базе лицея Донецкого национального университета.

- Чтобы посмотреть балет «Спартак» с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой, мы в интернате Киевского хореографического училища тайком под стульями проползали к телевизору, ведь трансляция начиналась после отбоя, — признался Вадим Писарев, представляя лицеистам своего друга и учителя.

Уже известный в то время танцор Васильев впервые увидел Вадима Писарева в 1986 году, когда он завоевал «золото» на конкурсе в Джексоне (США), и сразу отметил неистовое желание этого юноши быть лучшим в каждой партии. Лет пять назад Писареву представилась возможность быть полезным «самой красивой балетной паре СССР» — Максимовой и Васильеву.

 — На международном конкурсе в Сеуле у великой балерины Екатерины Максимовой возникли проблемы со здоровьем, — поделился Вадим Писарев.  — После неудачно сделанного укола она не могла ходить, и я носил ее на руках.

Владимир Васильев пережил недавно тяжелую утрату. В апреле 2009-го не стало его любимой супруги и постоянной партнерши Екатерины Максимовой, с которой он был знаком с первого класса московского хореографического училища — с 1949 года. Образ любимой присутствовал в постановке «Баллады» Шопена.

 — Мне раньше казалось, что семидесятилетние люди — это дряхлые старики, — рассказал Владимир Васильев.  — Конечно, достигнув этого возраста, теперь я так не думаю. Да, не могу быть быстрым и ловким, как в молодости. Но внутри меня все клокочет. Хотя я не люблю, когда люди в летах начинают суетиться, хлопотать. Кажется, они сразу мельчают. Когда педагог Михаил Габович стал преподавать в классе, где я учился, ему было 50. Он казался удивительно мудрым и спокойным. Я с жадностью перенимал у него широту и изящество неторопливых жестов. Ведь ногами в балете танцуют многие, а руками — раз, два и обчелся. Но в каждом жесте есть чувство, мысль.

Не удивительно, что сидевшим за одним столом знаменитым танцорам было что вспомнить, ведь судьбы у обоих удивительно похожи. Ни родители Васильева, отец которого работал водителем, а мама трудилась на заводе, ни шахтерская семья Писарева не имели никакого отношения к театру, богеме. Вадима Писарева педагоги Киевского хореографического училища заметили случайно: он приехал туда вместе с мамой и старшей сестрой, которая поступала в это училище. Случайно попал в балет и Владимир Васильев.

 — Мама, собираясь рожать, попросила меня погулять в школьном дворе пару часиков, — рассказал донецким лицеистам Владимир Васильев.  — Там я встретил своего однокашника Славу, который, узнав, что у меня «куча времени», предложил: «Айда со мной во Дворец пионеров, я там в танцевальном кружке занимаюсь». У меня не было приличной обуви, но я пошел, гонимый любопытством. Во Дворце пионеров встретил удивительного человека не от мира сего. Преподаватель Елена Романовна Россе поразила меня, мальчишку. За ней тянулся шлейф духов, она была прекрасно причесана. В танцевальный кружок я пришел в 1947 году, а в 1949-м был принят в хореографическое училище.

«Мы с Катей никогда даже не думали о том, чтобы остаться за границей»

Васильев, вспоминая детство, признался, что никогда не стеснялся своей бедности.

 — Не жалуйтесь, что родители деньгами не помогают — недостижимого в жизни нет, — сказал Владимир Викторович, напутствуя лицеистов.  — Безусловно, сейчас тяжело тем, у кого нет материальной поддержки. Но я всегда говорю этим детям: может быть те, кто сейчас потрясает дорогими мобильниками и набитыми кошельками, вскоре будут готовы отдать все за возможность общаться с вами — теми, кто был беднее, но оказался настоящим талантом, достиг высот в своей профессии.

К собственной известности Васильев относится совершенно спокойно, он даже заверил собкора «ФАКТОВ», что все свои награды никогда не надевал. И, несмотря на горячий прием за рубежом, даже в самые тяжелые перестроечные времена не помышлял о том, чтобы остаться за границей.

 — Находясь за границей и попав, в частности, в Париж в первый же месяц нашей совместной жизни с Катей (Екатериной Максимовой.  — Авт. ), мы понимали, что, оставшись там, могли бы стать богатыми людьми, запросто могли купить ваш лицей, помочь фестивалю в Донецке, — пошутил мэтр русского балета.  — Но мы никогда не думали о том, чтобы остаться. В Советском Союзе были близкие нам люди. Мы не могли бросить тех, кто нас воспитал, был дорог нам, кто любил и обожал нас. К тому же было важно еще и то, что здесь мы со всеми говорили на одном языке.

«Изгнание из Большого театра не помешало нам с Максимовой выступить с аншлагом в 30 городах США»

- Но ведь вас не всегда понимали — вашу красивую пару дважды «уходили» из Большого театра.

 — Не скажу, что подобное приятно, хотя скорее это драма, а не трагедия. Когда нас с Катей в 1988 году в первый раз изгнали из Большого театра, мы понимали, что публика хорошо знает нашу пару. Мы как раз собрались в большое турне по 30 городам США. Позвонили импресарио, чтобы убрал из афиш фразу «звезды Большого театра». Он нисколько не смутился. Когда мы приехали в Америку, на афишах было написано «суперзвезды балета» — без «приставки» Большой театр. Гастроли прошли с аншлагом во всех без исключения городах.

Во второй раз меня «упразднили» вместе с должностью. Это был 2000 год. Я очень быстро понял, что ничего не потерял, наоборот, обрел новую, более интересную жизнь. Не нужно было ни у кого ничего выпрашивать. А то бы еще просидел лет пять в директорском кресле с утра до вечера. Тогда меня моментально пригласила Римская Опера, где я даже сыграл в «Длинном путешествии в Рождественскую ночь» Петра Чайковского. И на итальянском языке говорил, и танцевал. А до этого сыграл Нижинского.

Васильев и Максимова покинули сцену в 55 лет — это невероятно много для танцоров балета. При этом оба находились в прекрасной форме, не придерживаясь никаких диет.

 — В 1993 году Екатерина Максимова еще танцевала Золушку с Андресом Лиепой в постановке своего супруга, — рассказала пресс-секретарь Васильева Марина Панфилович. — Владимир Викторович, кстати, станцевал Мачеху. Когда меня просят написать пресс-релиз о каком-то событии из творческой деятельности Владимира Викторовича, меньше двух страниц не получается, как бы ни ужимала текст. Именно при Васильеве в Большом была впервые создана пресс-служба, веб-сайт, собственная телестудия, записывавшая спектакли и специальные программы для телеканала «Культура». Васильев уже десять лет возглавляет Фонд Галины Улановой, ученицей которой была его супруга. Если бы не он, наследия великой Улановой просто не было бы сейчас. После смерти балерины за ее квартирой в Москве охотились лишь риелторы. Все, что она собрала для истории балета, вообще никого не интересовало.

По мнению пресс-секретаря, если бы Максимова и Васильев не были востребованы в балете после ухода со сцены, они стали бы прекрасными драматическими артистами, ведь, сыграв в нескольких телеспектаклях и фильмах, создали образы, сотканные «не из лозунгов, а из полутонов человеческих чувств».

 — Я очень люблю находить что-то человеческое, положительное в любом образе, — признался напоследок Владимир Васильев.  — Вот, например, Иван Грозный злодей, убийца, но ведь он тоже человек…