Вчера вечером начался Песах — праздник, установленный в честь исхода евреев из Египта и освобождения их от египетского рабства. Название его переводится с иврита как «обойти, миновать, пройти мимо». Когда накануне исхода Всевышний обрушил на Египет свою «десятую казнь» — гибель всех первенцев, — смерть не коснулась семей евреев, двери домов которых были помечены кровью жертвенных ягнят.
Неукоснительно соблюдается заповедь Торы в течение праздника из мучных изделий есть только мацу (пресный хлеб из муки с водой). Этот закон напоминает о том, что, уходя из Египта, люди так спешили обрести свободу, что не успели заквасить хлеб, и в пустыне им пришлось есть пресные лепешки. Поэтому к началу Песаха еврейские жилища полностью очищают от всего квасного.
В первую и вторую ночи праздника выполняется одна из центральных заповедей Песаха — устраивается седер (»распорядок») — трапеза, проходящая со строгим соблюдением определенных правил. В первую ночь все желающие могли собраться на седер в синагогах, а вторую трапезу проводили дома, приглашая к себе родственников и друзей. Во время седера читают повествования об исходе из Египта (Пасхальную Агаду) и молитвы, прославляющие Всевышнего. На пасхальном столе обязательно должно быть специальное блюдо (кеара), на которое выкладываются маца, марор (салат-латук, базилик и хрен), хазерет (тертые горькие травы), вареная картошка (ее едят, окуная в соленую воду) и харосет (смесь тертых яблок, фиников, орехов и вина). Туда же кладут и символические блюда, которые не едят: сильно прожаренный кусок баранины с косточкой или куриное мясо и крутое яйцо. В ходе седера выпиваются четыре бокала красного вина.
Вне Израиля этот праздник длится восемь дней, по 5 апреля (в Израиле — семь). Праздничными считаются два первых и два последних из них, остальные называются «обычными днями праздника».