Украина

«Если на Одесскую таможню из Киева приехала очередная комиссия, то это значит, что редкая машина покинет порт»

14:56 — 12 октября 2010 eye 548

Руководители украинских экспедиторских фирм заявляют, что в связи с осложнением процедуры таможенного досмотра грузов в Одессе и Ильичевске импортеры уже меняют маршруты своих судов, направляя их в черноморские порты Румынии и Болгарии

Крайне сложная ситуация сложилась в портах Одесской области. Из-за проблем с таможенным оформлением грузов тысячи емкостей международного стандарта с различными товарами простаивают на причалах. Страдают таможенные брокеры, автоперевозчики, предприниматели, экспедиторы и в конечном счете потребители, ведь во многих контейнерах находятся скоропортящиеся продукты. Длится это уже несколько месяцев, однако в последнее время противостояние между таможенниками и бизнесменами обострилось.

«Вскоре мы попросту не сможем разгружать суда из-за отсутствия места на причалах»

Недавно таможня пересмотрела так называемые справочные цены на фрукты, увеличив их по некоторым позициям вдвое. К примеру, бананы в августе оформляли по цене 600 долларов за тонну, а в сентябре — уже по 1650 долларов. Ценовой порог для лимонов вырос в полтора раза — с 900 до 1400 долларов за тонну. А ведь от этого показателя зависит сумма налога, который взимается с импортеров при ввозе товара в Украину. Естественно, дополнительные расходы в итоге перекладываются на конечных покупателей, и мы это уже ощущаем. Так, стоимость лимонов на рынках достигла 20 гривен за килограмм, а бананов — 13-15 гривен.

 — Только за период с 17 по 29 сентября текущего года убытки нашего государственного предприятия составили свыше 600 миллионов гривен, — рассказал «ФАКТАМ» начальник Одесского морского торгового порта Герой Украины Николай Павлюк.  — Дело в том, что структурные подразделения Государственной таможенной службы крайне медленно досматривают контейнеры, практически блокировали вывоз пшеницы.

Была надежда, что ситуация изменится после рабочей поездки в Одесскую область премьер-министра Украины Николая Азарова, состоявшейся 24 сентября. Поэтому сотрудники порта выставили пикеты под стенами областной администрации.

 — Требование у нас одно. Перед президентскими выборами Виктор Янукович пообещал, что оформление в портах займет не более четырех часов, — объясняли митингующие свою позицию.  — Более того, у нас есть соглашение, подписанное тогда еще кандидатом в президенты. Вот мы и требуем, чтобы соблюдались условия этого соглашения.

Одного представителя митингующих пригласили на заседание, которое проводил Николай Азаров. В итоге премьер-министр подписал поручение упростить процедуру контроля грузов, пассажиров и транспортных средств в отечественных морских торговых портах. Согласно документу, руководителю Государственной таможенной службы поручено запретить проведение таможенного досмотра транзитных грузов (кроме особых случаев). Что касается других грузов, то на досмотр одного контейнера должно уходить не более двух часов.

 — В принципе, «двухчасовой лимит» сейчас стремятся не превышать. Однако проблема не только в оперативности, — продолжает Николай Павлюк.  — Таможенники по-прежнему досматривают 75 процентов транзитных контейнеров и абсолютно все — с импортным грузом. Хотя в крупных портах мира досматриваются только контейнеры, по которым есть соответствующая оперативная информация, а также пришедшие из стран, относящихся к группе риска, например, Венесуэлы или Колумбии. К сожалению, убедить таможню перейти на общепринятые принципы досмотра грузов пока не удалось. В порту накапливаются контейнеры, и вполне реальна угроза того, что вскоре мы попросту не сможем разгружать суда из-за отсутствия места на причалах.

Еще одной проблемой стали киевские проверяющие. Таможенные брокеры и экспедиторы прекрасно знают, что если на Южную таможню из Киева приехала очередная комиссия, то во время ее работы редкая машина покинет территорию порта. По имеющимся сведениям, за две недели простоя в двух украинских черноморских портах — Одесском и Ильичевском — скопилось около 12 тысяч контейнеров. Дополнительные расходы за каждый простаивающий контейнер составляют около 150-200 долларов в сутки.

 — Уже несколько недель в порту идут всевозможные проверки, — рассказывает директор транзитно-грузового терминала Владимир Проценко.  — Бурная деятельность ревизоров привела к тому, что объемы обработанных грузов с сентября уменьшились в десять раз. В среднем обработка составляла 180-190 автоконтейнеровозов в режиме «ПП — транзит», сейчас этот показатель упал до 10-15 машин в сутки. Руководители экспедиторских фирм заявляют, что клиенты уже меняют маршруты, направляя грузы в соседние черноморские порты — Румынии и Болгарии. Ведь за каждый день простоя они несут огромные потери, связанные с невыполнением обязательств перед получателем груза.

«Не секрет, что сегодня существуют списки фирм, которые платят деньги на таможне»

Возмущенные предприниматели устроили митинг протеста у здания Южной таможни. Они держали в руках плакаты с лозунгами и дружно скандировали: «Позор таможне!»

 — Не секрет, что сегодня существуют списки фирм, которые платят деньги на таможне, — поясняет руководитель профсоюза таможенных брокеров и предпринимателей Одессы Вероника Тома.  — Добровольно-принудительно, но они оформляются соответствующим образом. Тем же, кто денег не платит, создают всевозможные препятствия. Что касается комиссии, то она работает следующим образом: контейнер ставится на рампу, полностью разгружается (это занимает 7-8 часов в лучшем случае), а затем загружается. Потом документы идут на выпуск. Это в том случае, если нет вопросов по таможенной стоимости, потому что после выпуска декларация почему-то возвращается в отдел тарифов, который она уже прошла. То есть после таможенного досмотра могут поднять стоимость.

К митингующим вышел первый заместитель начальника Южной таможни Юрий Соколов. Он взял у предпринимателей список требований и пообещал ответить на все вопросы исключительно в письменной форме. Предприниматели заявили, что будут ждать аргументированного ответа в течение десяти дней. Если ситуация не изменится, профсоюз брокеров обещает провести массовую забастовку и полностью заблокировать работу портов.

В то же время таможня имеет свой взгляд и на происходящее в порту, и на рост стоимости фруктов.

 — Действительно, в Одесском порту возникли некоторые задержки с таможенным оформлением грузов, — признала руководитель пресс-службы Государственной таможенной службы Украины Светлана Судак.  — Одесса — очень большой порт, через который проходит огромный объем товаров, требующих тщательного осмотра. Сейчас мы утвердили временные рамки таможенного оформления контейнерных грузов, и вскоре работа порта войдет в обычный режим.

Что же касается повышения розничных цен на овощи и фрукты, то таможня к этому подорожанию отношения не имеет. Таможенная стоимость товара — лишь один аспект в ценообразовании продуктов, и далеко не самый важный. По нашей информации, рентабельность бизнеса по поставке из-за рубежа овощей и фруктов немалая. Но даже несмотря на это, торговцы, не желая терять сверхприбыли, пытаются переложить свои расходы на плечи потребителей и обвинить во всем таможню.

Кстати, Министерство транспорта и Государственная таможенная служба намереваются ввести электронный контроль грузов в портах. Это позволит таможенным и портовым службам получать все необходимые документы по грузам в течение 15 минут, как это делается в крупнейших портах мира.

Стоит отметить, что именно на Украину пока приходится наибольшая часть контейнерооборота в Черноморском регионе — 35 процентов, в то время как доля Румынии составляет 23 процента, России — 21 процент, Грузии — 12 процентов, Болгарии — 9 процентов. Если ситуация с блокированием грузов в ближайшее время не изменится, то это соотношение быстро поменяется, и не в пользу Украины.