Ровно 15 лет назад на экраны вышла первая часть знаменитого фильма Евгения Матвеева «Любить по-русски»
Никита Джигурда получил роль в картине Евгения Матвеева «Любить по-русски» совершенно случайно. Выход этого фильма на экраны был настоящей бомбой, он вселял веру в будущее. Ведь тогда, в середине 90-х, люди были полны надежд и ждали, что жизнь изменится к лучшему, что простой русский человек способен взять судьбу в свои руки, а коррупция победима. Это теперь, спустя пятнадцать лет, эту ленту уже смотришь как сказку для взрослых. Работа над фильмом, по воспоминаниям Никиты Джигурды, была очень интересной, сопровождаясь частыми скандалами. Впрочем, это неудивительно: там, где Джигурда, всегда много шума
- Никита, фильму «Любить по-русски» исполняется 15 лет. А как все начиналось?
— Моя первая встреча с режиссером Евгением Матвеевым состоялась в ресторане «Седьмое небо», расположенном в Останкинской башне. Там снимал свою передачу известный ведущий Виктор Балашов, мы с Матвеевым были в числе приглашенных и оказались за одним столиком. Евгений Семенович тогда уже начал работу над картиной, в которой должен был играть, по-моему, Боря Невзоров.
-В передаче Виктора Балашова гости, сидевшие за столиками, читали стихи, прозу, пели, -продолжает Джигурда. — Когда очередь дошла до меня, я исполнил свою песню «Гори, гори ясно». Матвеев слегка прифигел и ошарашенно спросил: «А кто ты та- кой?!» — «Актер!» — ответил я. Потом оказалось, что Евгений Семенович все-таки видел мои работы, в частности фильм «Раненые камни». Но у меня там волосы черные, и Матвеев сказал: «Я думал, ты горец! Слышал, вроде ты с Кавказа. Я сейчас фильм буду снимать, называется «Любить по-русски». Жаль, что не подходишь для этой картины. У тебя княжеская внешность, а у меня в фильме простые фермеры. Но в следующий раз я тебя обязательно сниму».
- А когда же Матвеев все-таки согласился взять тебя на роль?
— В тот же вечер. Снимать программу Балашова мы начали в семь часов вечера. Я прочитал лирическое стихотворение, посвященное женщинам. А Матвеев ведь родился 8 марта и женщин просто боготворил. Короче говоря, он заговорил о том, что, возможно, найдет роль для меня в своей картине. А где-то в час ночи Матвеев заплетающимся языком говорит: «Значит так! Завтра, — но, посмотрев на часы, уточнил, — сегодня жду тебя на кинопробах. Я тебя полюбил». Пока я доехал домой, уснул часа в три ночи. Какой там «Мосфильм», где следовало быть в девять часов утра! Но случилось невероятное — какая-то сила разбудила меня. Приезжаю на «Мосфильм», а дядя Женя, как мы любя называли Матвеева, уже там и выглядит как огурчик: «Никита! Как замечательно, что ты пришел! Хорошо, что не воспринял приглашение как пьяный разговор». Устроил мне кинопробы с потрясающей Леночкой Майоровой, царствие ей небесное, и сразу утвердил на роли. А вскоре, когда должны уже начинаться съемки, вдруг пришло известие, что Лена Майорова трагически погибла. Матвеев утвердил на роль Елену Яковлеву, известную по фильмам «Интердевочка», «Анкор, еще анкор». Но накануне съемок Яковлева заявляет, что Галина Волчек не отпускает ее с гастролей театра «Современник». Тогда Евгений Семенович взял Ларису Удовиченко, но при этом поставил ей условие: во всем слушаться режиссера, чтобы не было никаких жеманностей и прочего.
- У твоего героя необычная фамилия.
— Мой герой Виктор Курлыгин по сценарию был Фуфлыгин. Автор сценария Валентин Черных, чтобы уравновесить пафос, потому что и так получалась сказка-лубок, дал главному герою Валерьяну Петровичу, которого играет Матвеев, фамилию Мухин, а моему герою Фуфлыгин. Но Матвеев, как выяснилось, не знал, что значит «фуфло». И когда я ему говорил: «Дядя Женя, ну что за Фуфлыгин?!», он недоумевал: «А что? Фуфлыгин — от слова «фуфайка». — «Фуфайка здесь ни при чем, это от слова «фуфло», что значит ложь, обман». — «Да ты что?!» — «Раз вы Мухин, я должен быть хотя бы Пчелкиным. Но не Фуфлыгиным». — «Тогда придумай себе фамилию». — «Давайте он будет Бурлыгин? Поскольку бурлит все время».
- И ты начал бурлить!
— А как же! Проходит первый день, сняли лирическую сцену. Затем пошли напряженные моменты разборки: Матвеев, Раков и Джигурда. Я начал уже «реветь глоткой». Матвеев говорит: «Ты че орешь, блин?!» — «Бурлю. Я же Бурлыгин!» А дядя Женя так по-простому: «Да мне по х.. , что ты Бурлыгин! Ты «одеяло на себя тянешь», когда нас трое в кадре!» — «Так у меня же персонаж такой!» — «Ты мне здесь нужен лирический». — «Тогда мой герой не может быть Бурлыгиным». — «Ну, пусть остается, как написано в сценарии». — «Фуфлыгиным я не буду!» — «Да как угодно называйся, только будь лирическим». — «Тогда пусть будет Курлыгин. Курлы-гурлы, нервный». Матвеев говорит: «Хорошо! Только не ори!»
- Неужели ты прекратил орать?
— Конечно, нет. Но на озвучивании первой серии мне все-таки срезали голос, убрали низкую частоту, а во второй и третьей сериях звук писали сразу. Кстати, во время озвучивания первой серии произошел скандал. Была лирическая сцена с Ларисой Удовиченко — объятия, поцелуи. Матвеев насторожился: «А что это там за рыки такие?» — «Дядя Женя, это мой герой урчит от удовольствия». — «Прекратить. Что это за животное?» Лариса говорит: «А мне нравится». Матвеев взорвался: «Мы не порнографию снимаем, а лирическую историю!» И что-то жесткое сказал, он за словом в карман не лез. А ведь пробуя меня на роль, предупредил: «Я тебя утверждаю, потому что ты напоминаешь меня в юности: такой же дурной и безбашенный». Но тут он на меня «наехал» основательно, и я в запале выдал: «Остались кадры кинопроб, где Высоцкий репетировал роль Пугачева. Он там буквально ревел, но его «зарезали». Ваш худсовет завалил роль, потому что мяукающее создание — не Пугачев. Это совковый подход, когда мужики бесполые, без яиц».
- Чем же закончился этот спор?
— Матвеев заявил, что не хочет со мной озвучивать, сказал, что буду работать со вторым режиссером. Но потом мы помирились. На Новый год была пауза в съемках, а на Рождество мы с Матвеевым были приглашены на какую-то тусовку актерскую. Я с бокалом в руке подхожу к Евгению Семеновичу и говорю: «Дядя Женя! Мы общее дело делаем, надо как-то все уладить. Я не хочу со вторым режиссером озвучивать, хочу с вами!» Матвеев заликовал: «А-а! Испугался?» — «Чего мне пугаться? Просто я уважаю вас и хочу, чтобы фильм получился настоящим. Понимаю, что должен быть лирическим, но иногда надо искать компромисс. Вы же понимаете, что вдвоем мы сделаем лучше, чем порознь». Дядя Женя успокоился: «Да, в этом логика есть. Если бы ты не подошел сегодня, я бы точно разочаровался в тебе». Мы с ним выпили, расцеловались, и все устаканилось. Хотя при этом Матвеев сказал: «Но все равно примирение мало что меняет. Вот будет вторая серия «Любить по-русски» — я тебя не возьму. Твой герой будет убит. Пристрелю». — «Да делайте что хотите. Я же подошел не подлизываться. Извинился за форму, а не за содержание». — «Как так?» — «Ну вы же кричали, вот и я тоже. По форме я был не прав, а по сути от своих слов не отказываюсь». — «Ну ты и наглец. Хотя именно этим мне и нравишься!» И добавил: «Но все равно во второй серии сниматься не будешь».
- Пристрелил?
— Ты же знаешь, что нет. После первого фильма пошли премьеры, мы стали ездить по стране, и люди, особенно старшее поколение, падали на колени в прямом смысле слова. Понимаешь? Так что Матвеев решил пощадить моего героя.
- Что было привнесено в фильм такое, чего не было в сценарии?
— В первой серии был «наезд» одного из мафиози, продажного председателя колхоза, который говорит: «Ребята, вы еще не знаете, с кем связались!» Я Матвееву сказал, что в ответ возьму себя за пах и скажу: «Мы тоже сварены не всмятку!» Евгений Семенович говорит: «Хорошо, давай один дубль сделаем по-твоему, а другой — так, как я хочу!» — «Дядя Женя, в ваших руках монтаж, и вы сделаете по-своему. А я так не хочу. Считаю, что для моего персонажа и для современного кино этот жест здесь обязателен». Матвеев пошел на компромисс: «Хорошо, я сниму один крупный план, а другой общий». — «Да каким угодно планом, но я от своего не отступлюсь». И в результате этот кадр остался.
А во второй серии, когда наши герои выходят из тюрьмы, тот же председатель колхоза едет в поле на машине, встречает их и притворно приветливо говорит: «Ой, ребята! Как я рад вас видеть!» Я предложил: «Дядя Женя, можно я по-пацански пошлю его на х.. ?» Матвеев загорелся: «Вот здесь да, это действительно нужно! Подойдешь и скажешь ему на ухо!» На первых показах фильма реально было слышно и видно по губам, что я говорю шепотом: «Пошел на х » И потом громко: «Дорогу знаешь?» Матвеев сперва это оставил, но члены худсовета сказали: «Евгений Семенович, это уж слишком авангардно!» Матвеев отвечал: «Это я поддался влиянию Джигурды». И потом убрал этот шепот, хотя по губам видно, о чем речь
- С Ларисой Удовиченко сработались?
— Сложный вопрос. Мы снимали в Обнинске, что в двух часах езды от Москвы. Жили в гостинице, и наши с Ларисой номера были напротив. Я всю первую серию, буквально каждый день, находил какой-то предлог для отъезда, садился в электричку и ехал в Москву, а утром приезжал. Понимал, если останусь в гостинице, то просто выломаю дверь в номер Ларисы и изнасилую ее! (Смеется. ) Таким образом мне удалось удержаться. Хотя потом оказалось, что Удовиченко была поражена. Она привыкла, что к ней мужики постоянно «клеятся», а тут ни одного приставания. И то, что между нами случилось, произошло после озвучивания и скандала с Матвеевым. Тогда я сказал: «Дядя Женя, не могу держать эту женщину в руках и при этом не урчать и не рычать. Это не есть правда жизни». Поругавшись с Матвеевым, мы с Ларкой совершили, если мягко говорить, воплощение и завершение любви на экране лирической сценой в жизни.
- В фильме ты гоняешь на мотоцикле. Специально учился?
— Когда Матвеев спросил: «Как чувствуешь себя за рулем мотоцикла?», я ответил: «Как бог!» Хотя до этого на мотоцикле никогда не ездил, только на велосипеде и мопеде. В первый же съемочный день мне пришлось сесть за руль. Я подошел к хозяину мотоцикла и попросил: «Покажи, как он заводится». — «Ты что, никогда не ездил?» — «Только на велосипеде». — «Да ты что?» — «Тихо! Молчи, никому ни слова».
Снимали сцену, где я говорю Ларе: «Давай прокачу. Садись сзади». Она садится, я завожу мотоцикл и — впервые в жизни — еду. Набираю скорость, еле-еле вписываясь в поворот. Но это было так лихо. Ларка потом сказала: «Ты просто как ас водишь». — «Ну-ну! Если бы ты еще знала, что я впервые сел за руль мотоцикла » Тут такие дикие вопли, испуганные крики и ор понеслись, что места было мало. А Матвеев о моем дебюте на мотоцикле узнал только под конец съемок первой серии. Ругался жутко: «Джигурда, ты не понимаешь. Я сам Шолохова обманул, что умею на лошади скакать, в результате свернул себе позвоночник». Матвеев два года провел в гипсе, даже в фильме «Цыган» в гипсе снимался. «Ты же мог убиться!» — кричал Евгений Семенович. «Дядя Женя, не мог я убиться. Я это знал». Зато сам все сделал, только на общих планах ездил дублер.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»; с сайта nnov. kp. ru