Культура и искусство

«Внук прикоснулся к образу, помолился и попросил: «Господи, сделай так, чтобы я ходил!» И на 11-й день Максим пошел»

13:49 — 13 октября 2010 eye 1083

Ровно десять лет назад после долгого перерыва была впервые выставлена для поклонения одна из величайших святынь христианского мира — Холмская чудотворная икона Божьей Матери

Информация о возвращении в Луцк Холмской чудотворной иконы Божьей Матери, являющейся одной из величайших святынь христианского мира, долгое время хранилась в строжайшей тайне — пока продолжались работы по ее реставрации. 19 сентября 2000 года она была впервые выставлена в Музее волынской иконы. После многих лет неизвестности и мытарств один из четырех апостольских образов, которыми когда-то владела Киевская Русь, нашел, наконец, свое пристанище. Поклониться чудотворному лику едут верующие со всех уголков Украины и из-за рубежа. А недавно стало известно о чуде, свершившемся у священного образа: исцелении десятилетнего жителя Луцка Максима Пушкаря. До сих пор об этом удивительном факте знали лишь родные и близкие мальчика…

*Художник-реставратор музея Волынской иконы Анатолий Квасюк (на фото): «Икона хранится в специальной витрине из бронированного стекла, обеспечивающей необходимые температуру и влажность воздуха».

«Сейчас внук уже и не вспоминает, как это — быть прикованным к постели»

 — Максимка родился с тяжелой врожденной патологией — детским церебральным параличом (ДЦП), — рассказывает бабушка исцеленного мальчика, главный хранитель Волынского краеведческого музея Наталья Пушкарь.  — Он отставал в физическом развитии, медленно набирал вес, рос слабым и болезненным, в три годика еще не ходил. Мы делали для него все, что могли, но наши усилия оказывались безрезультатными. Так продолжалось до тех пор, пока в нашем городе не появилась чудотворная икона. Я предложила невестке и сыну отнести Максима к образу. Когда мы пришли, художник-реставратор Анатолий Квасюк, который знал о нашей беде и согласился помочь, снял икону с рабочего стола и установил на мольберте на высоте, доступной для трехлетнего ребенка. Я поставила внука перед образом. Он уперся в него ладошками. «Максим, — говорю, — читай «Отче наш». Эту молитву он знал наизусть. А затем сказала: «А теперь попроси Господа и Матерь Божью об исцелении своими словами». Он несколько раз повторил: «Господи, сделай так, чтобы я ходил!»

Следующие десять суток никаких изменений в состоянии внука не наблюдалось. На 11-й день позвонила невестка и сказала: «Максимка пошел!» Божья Матерь помогла нашему мальчику, я не перестаю Ее за это благодарить. Конечно, болезнь отступала постепенно. Тем не менее со здоровьем внука происходили разительные перемены, о которых мы раньше могли только мечтать.

Вскоре после того, как Максим пошел, ему сделали две операции на ногах. Если раньше он хромал — левой стопой вставал на пальчики, то теперь ходит ровно. А бегает — не догонишь! Сейчас Максим уже и не вспоминает, как это — быть прикованным к постели. Зато молитву, с которой обращался к образу, повторяет регулярно.

Внук и сейчас находится под постоянным наблюдением врачей. Занимается в учебно-реабилитационном центре. Старательно выполняет лечебную физкультуру, массаж, плавает в бассейне… И самое главное — живет полноценной жизнью. Конечно, некоторые особенности, связанные с непростым диагнозом, пока остаются, однако не мешают быть счастливым, строить планы на будущее. И вы знаете, своим оптимизмом, жизнелюбием Максим заряжает всех вокруг себя. Глядя на него, мы верим, что у мальчика все будет хорошо.

 — Помимо основного диагноза ДЦП у Максима была диагностирована гиперметрофия — патология зрения, часто возникающая как следствие слабости глазных мышц, — рассказывает заместитель директора по медицинской реабилитации Луцкого учебно-реабилитационного центра Елена Саух.  — Мальчик плохо видел, носил очки. Сейчас этот диагноз у него снят, очки больше не нужны.

Максим очень подвижен. Много бегает. Если споткнется, упадет — кувыркнется, тут же вскочит на ноги и бежит дальше. Также все отмечают неизменный позитивный настрой мальчика: с его лица не сходит приветливая улыбка. Максимка очень умный, любознательный, с добрым характером. Все это радует и одновременно удивляет. Произошедшие положительные изменения в здоровье ребенка — действительно чудо. Убеждена: его ждет полноценная жизнь практически здорового человека.

«Позитивная энергия накапливается не только в иконах, но и в воде, и даже в стенах»

 — У чудотворных икон действительно исцеляются больные, однако важно помнить: чудеса творит Господь, а не деревянная основа, ткань и краски, из которых изготовлен образ, — говорит настоятель Луцкого храма Христового Воскресения протоиерей Олег Ведмеденко.  — Одно из главных условий осуществления чуда — искренняя молитва и безусловная вера в Бога, в Его милосердие и любовь. Как правило, чудотворный образ находится в публичном месте, например, в намоленном храме. В таких местах позитивная энергия накапливается не только в иконах, но и в воде, крестах, Евангелии, других предметах церковной атрибутики, и даже в стенах…

История Холмской иконы Божьей Матери на протяжении столетий была тесно связана с Холмом. Не один раз изображение Девы Марии покидало этот город, переходило из рук в руки последователей разных вероисповеданий, таинственно исчезало и чудом появлялось снова.

Согласно преданиям, икона была написана святым евангелистом Лукой. В Киев ее вместе с другой церковной атрибутикой привез принявший крещение равноапостольный князь Владимир. По другой информации, икона находилась в приданом невесты князя царевны Анны. В 1001 году Владимир установил образ в построенном им Богородичном соборе в Холме.

Заступничеством Матери Божьей в первой половине XIII века Холм был спасен от нашествия татаро-монгольской орды. Вот как это описывают историки. В конце 1240 года город окружили войска Батыя. Положение казалось безнадежным. Но две княжны, давшие при образе Богородицы монашеский обет, велели вынести его на оборонный вал. И вдруг небольшой город показался врагу как «сияющий за облака». Потрясенные видением, захватчики отступили.

Лишь во время военных действий в 1261 году татарам удалось ворваться в Холм, разрушить православный собор, ограбить икону Божьей Матери, содрав с нее драгоценные ризы, и бросить в руинах храма. Однако, по преданиям, вандалы не остались безнаказанными — они ослепли, а их головы вывернуло на 180 градусов.

Сто лет икона пролежала среди обломков, но все же была найдена и с почестями внесена в отстроенный храм. Перед святыней преклоняли колени и византийские священники, и киевские князья. Изображение Девы Марии признал чудотворным Рим, увенчав двумя золотыми коронами. Москва изготовила для иконы убранство из серебра.

В ХVII веке холмские униатские епископы собрали и зафиксировали в официальных исторических документах рекордное количество (около семисот!) фактов о чудесах, произошедших благодаря священному образу.

Ощутил на себе чудодейственную силу знаменитой иконы и российский царь Александр III. После паломничества в Холм он вместе с семьей на поезде возвращался в Санкт-Петербург. Под Харьковом состав потерпел жуткую катастрофу. Погибло много людей. Вагон-столовая, где как раз завтракал Александр, в один миг превратился в кучу искореженного металла и деревянных обломков. Но царь, царица и их дети выбрались из-под обломков живыми и невредимыми…

В 1944 году Холмская икона Богородицы неожиданно исчезла. По этому поводу высказывались различные предположения: святыню где-то прячут, увезли в другую страну… Неизвестность продолжалась почти полвека — пока в ноябре 1996 года в реставрационную мастерскую Волынского краеведческого музея не пришел художник Николай Черенюк. Он обратился к одному из лучших художников-реставраторов Украины Анатолию Квасюку с просьбой о квалифицированной реставрации очень ценного раритета. Николай Иванович рассказал, что чудотворный образ, который считался утерянным… хранится в Луцке в семье выходцев из Холмщины. Икона в аварийном состоянии и нуждается в безотлагательном «лечении». Единственное условие допуска к святыне — хранить все в строжайшей тайне. Анатолий Квасюк без колебаний согласился…

Как выяснилось, более 50 лет икону прятала семья известной мастерицы вышивки Надежды Горлицкой. В 1944-м, когда линия фронта вплотную приблизилась к Холму, архиепископ Илларион, чтобы избежать репрессий, был вынужден эмигрировать. Очевидно, икону он планировал взять с собой. Однако эшелон, в котором находилась святыня, остановили под польским Люблином и отогнали в поле. В Люблин вступили советские войска. Пассажиры поезда, прихватив самое необходимое, разошлись кто куда. Одна из пассажирок, Иллария Михайловна Булгакова (двоюродная сестра писателя Михаила Булгакова), обнаружила среди брошенных вещей икону Богородицы и, оставив все свое имущество, тайком принесла святыню в Люблин. Там передала ее местному православному священнику, который, в свою очередь, сообщил об этом в Холм протоиерею Гавриилу Коробчуку, отцу Надежды Горлицкой.

Образ пытались обновить, но такая «реставрация» принесла больше вреда, чем пользы

Икону перевезли в Холм, но уже не вносили в храм, она осталась в семье отца Гавриила. В декабре 1945 года началось принудительное выселение украинцев из Холмщины. Коробчуки выехали в Луцк, взяв с собой и чудотворный образ.

Летом 1946 года отец Гавриил послал своих дочек Надежду и Любовь в Почаевскую лавру, чтобы сообщить о местонахождении иконы и передать ее в монастырь. Однако архимандрит обители отговорил сестер нести святыню в Почаев, опасаясь, что советская власть конфискует ценный раритет. В результате было решено хранить икону в семье протоиерея до лучших времен.

После смерти сестры в 1967 году и отца в 1968-м икона осталась на попечении Надежды Горлицкой. В 1979-м реликвию без согласия хранительницы попытались «обновить», наложив краски поверх потемневшей древней живописи. Сделано это было крайне непрофессионально. Неудачная «реставрация» принесла больше вреда, чем пользы. В 1996 году Надежда Гаврииловна решила передать святыню в местный краеведческий музей.

 — Икона подверглась значительным разрушениям, поскольку произошло отслоение паволоки (ткани, на которую наносились краски) от основы, — рассказывает реставратор Анатолий Квасюк.  — Кроме того, авторская живопись была плотно зарисована масляными красками, нанесенными на хозяйственную шпаклевку на масляной основе. От времени шпаклевка, достигавшая в некоторых местах толщины в четыре-пять миллиметров, зацементировалась и почти не поддавалась воздействию растворителей. Поэтому эти наслоения снимались в основном с помощью скальпеля под микроскопом или бинокулярной лупой…

Постепенно из-под грубых масляных наслоений и шпаклевки проявлялось выполненное иконописцем изображение Богородицы с младенцем, поражающее особенной проникновенностью образов. Одновременно с реставрацией проводилась работа по подтверждению подлинности иконы. Вскоре последние сомнения отпали: перед исследователями находилась легендарная Холмская чудотворная икона Богородицы.

15 сентября 2000 года состоялась официальная передача реликвии в Волынский краеведческий музей с обязательным условием: она должна постоянно находиться в Луцке. Четыре дня спустя образ был впервые выставлен для поклонения в одном из залов музея Волынской иконы…

Анатолий Квасюк отмечает: святыня — бесценна. Определить ее стоимость в денежном эквиваленте невозможно. Реликвия хранится в отдельном помещении, в специальной витрине из бронированного стекла со сложной системой сигнализации, которая обеспечивает необходимые температуру и влажность воздуха.

Музей стал местом паломничества. Молиться перед образом Пречистой Девы приходят и православные, и католики, и протестанты. Чудотворная икона продолжает дарить им надежду и спасение.

Фото автора