Культура и искусство

Джоан Роулинг: «Моя мать умерла от осложнений, связанных с рассеянным склерозом»

12:40 — 14 октября 2010 eye 1969

Известная писательница, автор книг о юном волшебнике Гарри Поттере, пожертвовала более 15 миллионов долларов на создание клиники по исследованию этого заболевания

Самый большой страх — потерять тех, кого она любит, — поселился в сердце Джоан еще в подростковом возрасте. Ей было 15, когда матери поставили диагноз рассеянный склероз. С каждым днем Энн Роулинг становилось хуже.

Джоан откровенно делится своими тревогами. «Недавно мне исполнилось 45 лет — в этом возрасте моя мать умерла от осложнений, связанных с рассеянным склерозом, — рассказывает писательница.  — И я знаю, что она больше хотела бы видеть свое имя на вывеске клиники, которая изучает причины и ищет способы лечения этой болезни, чем на статуе или мемориальной доске. Таким образом, это пожертвование сделано от ее имени в благодарность за все, что она дала мне за свою слишком короткую жизнь».

Клиника, на создание которой Джоан пожертвовала более 15 миллионов долларов, будет носить имя Энн Роулинг. Она открывается на базе Эдинбургского университета. Среди направлений клиники — исследования не только рассеянного склероза, но и других дегенеративных неврологических недугов: болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и заболеваний так называемых двигательных нейронов.

Эдинбургский университет называет это пожертвование самым большим подарком, который когда-либо получало заведение. Кроме того, это самое значительное прямое пожертвование, которое делала Джоан. «Я много лет поддерживала исследования, связанные с выяснением причин и поиском лечения от рассеянного склероза, — говорит Роулинг.  — Но когда впервые взглянула на предложения этой клиники, поняла, что нашла самый потрясающий инновационный проект. Я верю, что у этого проекта большие шансы на успех в деле раскрытия тайн рассеянного склероза, чем у любого другого, о котором я читала или слышала».

Роулинг уже давно занимается благотворительностью в области медицинских исследований. Она даже основала фонд «Volant Trust» с годовым бюджетом почти в восемь миллионов долларов. Этот фонд также финансирует исследования рассеянного склероза.

Благодаря волшебству мага, которого она придумала, Роулинг стала самой успешной писательницей в мире. Теперь даже страшно представить, что, будучи безработной матерью-одиночкой, Джоан собиралась покончить с собой. Ее спасла дочка Джессика. Глядя на спящую трехмесячную малышку, Роулинг решила бороться с обстоятельствами. На следующий день она отправилась к врачу и прошла интенсивный курс психотерапии. После одного из сеансов Джоан начала писать. Каждый вечер, как только дочка засыпала, она садилась за работу. «Я писала свой первый роман о Гарри, когда мне было очень плохо, — признается Джоан.  — Пришлось бросить вызов самой себе, иначе я сошла бы с ума». Первый тираж книги «Гарри Поттер и философский камень» вышел в 1997 году и составил всего тысячу экземпляров. В Великобритании роман назвали лучшей детской книгой года, а американцы выкупили права на его издание за 110 тысяч долларов. Джоан, окрыленная первыми успехами, писала по десять часов в день. Через год она закончила еще один роман о приключениях юного мага и его друзей. Тогда же в Голливуде задумали экранизировать обе книги о Гарри Поттере. Еще через год свет увидел третий роман. А потом случилось чудо — Гарри Поттер покорил весь мир: за три года первые три книги были проданы тиражом более 35 миллионов экземпляров и переведены на 35 языков.  

У Джоан появилось достаточно денег, чтобы не беспокоиться за их с дочкой будущее. Но в ее жизни не было мужчины. «Я думала, что навсегда останусь одна и никого не встречу, — вспоминает Роулинг.  — Но также считала: мне повезло, ведь у меня есть работа, ребенок и мне не на что жаловаться. Знаю, что могу выжить и одна, я и выживала в течение долгого времени. Я могу быть самостоятельной, но это не значит, что я не чувствовала себя очень одинокой… » На одной из благотворительных вечеринок в родном Эдинбурге 35-летняя Джо встретила 28-летнего врача-анестезиолога Нила Мюррея. Через несколько недель, на следующий день после Рождества 2001 года, они поженились. В марте 2003 года у пары родился сын Дэвид, а еще через два года — дочь Маккензи. «Я никогда не была так счастлива, — признается Джоан.  — Это самое большое волшебство, которое только могло со мной случиться в жизни».

*Со своим мужем Нилом Мюрреем Джоан познакомилась накануне Рождества 2001 года. В марте 2003–го у них родился сын, а еще через два года — дочь.

Джо просто лучилась счастьем, и это не могло не отразиться на ее внешности. Она заметно помолодела, благодаря умелому макияжу черты лица стали казаться более тонкими и изящными. Ее кожа выглядит свежей, исчезли веснушки, двойной подбородок и глубокие морщины. Пластические хирурги не раз пристально изучали ее фотографии, пытаясь найти на лице Роулинг следы вмешательств своих коллег. Но, похоже, Джоан действительно не прибегала к услугам врачей. Сама писательница не раскрывает секреты, утверждая, что ничего не делает для того, чтобы хорошо выглядеть, а просто наслаждается жизнью. Сегодня она с удовольствием ухаживает за собой, любит пробежки, дома занимается йогой и пилатесом. «Я делаю это для хорошего самочувствия, — говорит Джоан.  — Мне даже в голову не приходит бороться со своим телом».