Мир

Токсичное наследие коммунизма в Восточной Европе

17:58 — 14 октября 2010 eye 717

Потоки токсичного шлама — это еще один пример экологического кошмара, который угрожает Восточной Европе спустя двадцать лет после разрушения железного занавеса.

Из заброшенных шахт в Румынии в реки попадает вода, зараженная тяжелыми металлами. Венгерский химический завод производит в год более 100 000 тонн токсичных отходов. Почва в восточной Словакии отравлена полихлорированными бифенилами (ПХБ).

Потоки токсичного шлама — это еще один пример экологического кошмара, который угрожает Восточной Европе спустя двадцать лет после разрушения железного занавеса. Все это является напоминанием о том, что этот регион ожидают новые катастрофы.

Значительная часть Восточной Европы освободилась от большинства последствий экологических грехов прошлого с помощью западных фондов, а также благодаря тем условиям, которые были навязаны Венгрии, Румынии, Болгарии, Словакии и Чешской Республике в обмен на членство в Европейском Союзе.

И тем не менее разлившийся шлам заставляет обратить внимание на менее заметные опасности, которые существуют и в настоящее время, несмотря на многочисленные работы по очистке в этом регионе.

Разлив ядовитых веществ – самая крупная экологическая катастрофа в Венгрии – также сделал актуальным вопрос о виновности инвесторов, которым государство 20 лет назад передало контроль над фабриками советской эпохи, но они, как оказалось, не вкладывали необходимых средств в обеспечение безопасности.

Восемь человек погибли 4 октября этого года в результате разлива красного шлама, который вылился из специального резервуара  площадью 10 гектаров, где хранятся побочные продукты алюминиевого производства.

Призывы к проведению более основательных очистных мероприятий относятся не только к Венгрии, которая, по ее собственному мнению, опережает большинство других стран бывшего восточного блока в области устранения экологического ущерба, но также и к таким соседям как Сербия, которая надеется вступить в этот блок, объединяющий 27 государств.

«Вызывает опасение наша неосведомленность о том, что такого рода опасность существовала и что могут быть другие происшествия подобного рода, — подчеркивает директор Дунайско-карпатской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Андреас Бекманн (Andreas Beckmann), намекая на разлив в Венгрии. – Столько еще существует подобных сооружений и объектов, представляющих собой тикающую часовую бомбу?»

Экологи предупреждают о других катастрофах, которые могут произойти на семи отстойниках в 60 милях (100 километрах) к северо-востоку от Будапешта. В них с 1945 года скопилось 12 миллионов тонн шлама, и это более чем в десять раз превышает то количество ядовитых отходов, которое вылилось на этой неделе.

«Если задвижки не выдержат, то под угрозой окажется почти вся питьевая вода в Венгрии», отмечает сотрудник WWF Мартин Гайгер (Martin Geiger).

Завод компании Borsodchem на северо-востоке Венгрии, представляет такую же серьезную опасность для грунтовых вод. Это предприятие производит 100 000 тонн токсина ПХБ, в котором содержится диоксин – такой же яд, который попал в атмосферу после взрыва в Севезо, Италия, 34 года назад. Тогда погибли сотни животных, а сам город был превращен в безлюдную пустыню.

У Словакии – северного соседа Венгрии – есть свои проблемы с токсичными веществами, в том числе можно говорить и об огромной территории на востоке страны, которая была заражена ПХБ еще в коммунистическую эпоху.

Правительственные чиновники в Болгарии, напуганные разливом шлама в Венгрии, приказали провести исследования десятка дамб – огромных стен очистных резервуаров, в которых часто находится насыщенные металлами отходы. В этих дамбах образуются трещины, и они вообще могут разрушиться.

В Болгарии самый серьезный инцидент такого рода произошел о тот момент, когда рухнули стены фабрики по обработке свинца и меди в Згориграде в 1966 году, в результате чего образовался поток шлама, который стал причиной смерти 488 человек, и большая часть загрязненной земли стала тогда непригодной для обитания.

Активисты экологического движения сообщают о том, что небольшие утечки не являются редкостью. По мнению эколога Даниэля Попова, шлам из отстойника, в котором содержатся остатки  медной руды, попал в реку Топольница в центральной части Болгарии, и это стало причиной гибели в ней рыбы.

Инспекции проводятся только на дамбах действующих резервуаров, и это вызывает критику со стороны активистов экологических групп.

Особую тревогу, как указано в одном из докладов WWF, вызывает дамба, расположенная в городе Чипровцы в северо-западной части Болгарии, так как она находится в непосредственной близи от реки Огосты – главного притока Дуная.

Венгерские резервуары со шламом – это наследие советской эпохи, когда Москва назначила эту страну главным производителем окиси алюминия, которая используется при производстве алюминия. Резервуары со шламом, насыщенным этим металлом, также представляют собой угрозу в других местах.

Огромный отстойник в Румынии, наполненный ядовитым  шламом, является частью ландшафта порта Тулча, расположенного на песчаном берегу Дуная. Активисты WWF утверждают, что там происходят утечки, а также воздушное заражение, в результате чего в этом районе погибают рыбы и птицы.

Дунай – вторая по протяженности в Европе водная артерия – не пострадал, насколько можно судить, от недавнего разлива шлама в Венгрии. Такого же рода разлив шлама в Тулче приведет к загрязнению большой площади озер и болот в том месте, где Дунай впадает в Черное Море, а это место вошло в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Там  обитают более 300 видов птиц и 45 видов пресноводных рыб.

Воспоминания об экологической катастрофе, которая произошла десять лет назад в Румынии, заставили принять чрезвычайные меры в Тулче, а также в других местах. Речь идет об разрушении отстойника на золотом руднике в расположенном на северо-востоке страны городе Бая-Маре, которая произошла 30 января 2000 года, когда насыщенная цианидом вода попала в местные реки. Количество уничтоженной рыбы, а также других животных измерялось тоннами.

Министр окружающей среды Румынии Ласло Борбели (Laszlo Borbely) заявил в пятницу, что его страна усиливает работу по очистке 1000 зараженных участков.

«Мы должны быть очень осторожны после того, что произошло сначала здесь в Байя-Маре, а затем в Венгрии», сказал он. Румыния может получить до 100 миллионов евро (133 миллиона долларов) из фондов Евросоюза на работы, связанные с деконтаминацией загрязненных участков, добавил он.

Некоторые из самых страшных экологических катастроф произошли в Румынии, и среди них события в Копса-Мике. Переданные по телевидению в  1989 году репортажи о том, как ядовитай черная сажа из труб фабрики по окраске резины покрывала дома, поля, пасущихся овец и жителей города, потрясли мировое сообщество.

Международное возмущение способствовало тому, что в 1993 году эта фабрика была закрыта. Однако «историческое загрязнение» тяжелыми металлами после 40 лет работы этого предприятия продолжает отравлять воздух.   Продолжительность жизни в этом районе на десять лет меньше среднего показателя по стране, который составляет 72 года.

Дунай протекает по территории нескольких стран, и в него попадали отравленные вещества еще до разлива в Венгрии насыщенного щелочью красного шлама.

Один из самых серьезных инцидентов произошел 11 лет назад во время натовской бомбардировки Сербии, когда боевые самолеты нанесли бомбовые удары по фабрикам по производству удобрений, винилхлорида, а также по нефтеперерабатывающему заводу в городе Панчево около Белграда, в результате чего произошло попадание в эту реку ртути, диоксионов, с также других смертельно опасных веществ.

Предоставленная иностранная помощь после войны позволила ликвидировать некоторые утечки, однако время от времени там происходит выброс токсичных газов, что приводит к загрязнению воздуха сверх допустимых пределов.

Также недалеко от Белграда, в Обреноваце находится открытый карьер, расположенный всего в 100 метрах от Савы – притока Дуная. В нем содержатся миллионы тонн угольной золы – результат работы ТЭЦ имени Никола Тесла. В воздухе там распылено опасное количество газовой сажи, которую иногда называют ламповой копотью, и это загрязнение отмечается почти четыре месяца в году. Применение разбрызгивателей для того, чтобы сажа не распространялась по воздуху, не дает желаемого эффекта в ветреную погоду.

В Хорватии существует девять мест, где десятилетиями хранятся опасные отходы, и их до сих пор необходимо подвергать очистке, говорит Тони Видан (Toni Vidan) из группы Зеленая акция (Green Action).

Во Враньиче (Vranjic), около Сплита, несколько лет назад была закрыта фабрика по производству асбеста, но перемешанные с асбестом отходы – около 7000 кубических метров – не были в полной мере очищены. Два года назад содержание асбеста во Враньиче было в три раза выше допустимой нормы. И даже сейчас жители города говорят о том, что в ветреную погоду в воздухе разносятся частицы асбеста.

Над материалом работали репортеры Associated Press Веселин Тошков (Veselin Toshkov) в Софии, Болгария; Душан Cтоянович (Dusan Stojanovic) в Белграде, Сербия; Карел Яничек (Karel Janicek ) в Чешской Республике и Алина Вольфе Маррей (Alina Wolfe Murray) в Бухаресте, Румыния.