Здоровье и медицина

Лапароскопическое вмешательство первым в Украине выполнил столичный хирург Александр Иоффе

16:17 — 14 октября 2010 eye 3057

Начав применять такую методику, Иоффе за пять месяцев сделал уже около 20 подобных операций. Теперь готов поделиться своим опытом с коллегами

38-летняя Алена не могла терпеть сильную боль в правом подреберье и вызвала «скорую». Выяснилось, что приступ спровоцировали камни в желчном пузыре.

 — Желчнокаменная болезнь у меня, очевидно, начала развиваться во время беременности, когда, как говорят врачи, у многих женщин нарушается обмен веществ, — рассказывает Алена.  — Сейчас сыну два с половиной года. Все это время я не имела возможности заниматься своим здоровьем. Да и необходимости такой, как мне казалось, не было. О том, что возникли проблемы с желчным пузырем, я просто не знала, а камни росли. Приступ боли был очень сильным, но его удалось снять. Тогда я стала искать в Интернете информацию о том, какие новые методы применяют в мире, чтобы избавить человека от камней в желчном пузыре. К сожалению, предлагается только удалять камни вместе с пузырем. Кроме того, стало ясно, что наполненный камнями орган просто не работает. И тут я наткнулась на информацию об израильских врачах, которые удаляют желчный… через пупок. Попробовала найти таких специалистов у нас — и оказалось, они есть. В Украине эту методику применяет Александр Юльевич Иоффе.

 — В ней нет ничего сложного, — утверждает хирург, профессор кафедры хирургии N1 Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, работающей на базе Киевской городской клинической больницы N18, Александр Иоффе.  — Нужен специальный набор инструментов к обычной лапароскопической аппаратуре. Через один прокол вводим оптику, передающую изображение на монитор, ультразвуковые ножницы и другие манипуляторы. Диаметр отверстия — полтора сантиметра. Это чуть больше, чем прокол в брюшной стенке при обычной лапароскопии. Но ведь проколов надо делать четыре! А при однопортовой лапароскопии (так называется новая методика) прокол один, и на брюшной стенке через месяц вообще не остается рубцов. Операции успешно отработаны, мы выполнили их около двадцати. Первую сделали в середине мая, когда в Киеве проходил мастер-класс, в котором участвовали 150 украинских хирургов. Некоторые больницы уже приобрели оборудование и осваивают новую методику. Думаю, скоро такие операции в Украине будут широко применяться.

«Зачем нужны рубцы, если без них можно обойтись?»

Удалять желчный пузырь через один прокол через пупок хирурги начали недавно. В мире выполнено около 500 таких операций. И пока нет специалиста, который сделал больше 30 подобных вмешательств. А вот лапароскопическая хирургия уже давно считается золотым стандартом при лечении желчнокаменной болезни. По сравнению с обычными (открытыми) операциями лапароскопия совершила просто прорыв в медицине.

 — До 1992 года все операции по поводу желчнокаменной болезни в Украине проводились открытым способом, — говорит Александр Иоффе.  — После внедрения лапароскопии, стало очевидным, что послеоперационный период у пациентов протекал значительно легче, снизилась продолжительность их пребывания в больнице. Теперь создатели медицинской техники сделали еще один шаг вперед. Думаю, скоро новшеством будут пользоваться многие коллеги. В мае этого года на базе нашей больницы прошел мастер- класс, который провели хирурги из Москвы. На их счету тогда было 20 операций, теперь столько же выполнили мы. И готовы поделиться опытом.

- Почему возникает желчнокаменная болезнь?

 — Причина — нарушение концентрационной функции желчного пузыря, в результате чего формируются камни. Известно, что среди взрослого населения Европы заболевание встречается у 10-18 процентов. Женщины болеют чаще, чем мужчины.

- Кому противопоказана лапароскопия одного доступа?

 — Пациентам с острым холециститом (острое воспаление желчного пузыря), а также тем, у кого ожирение (если индекс массы тела превышает 30).

- В желчном образовываются или несколько больших камней, или много мелких. Всегда ли удается извлечь заполненный пузырь через маленькое отверстие?

 — Всегда. Однопортовая холецистектомия, как и традиционная лапароскопия, позволяет сделать это в любой ситуации.

- Есть ли другие заболевания, при которых можно выполнять вмешательство, делая лишь один прокол?

 — Да. Однопортовая хирургия на сегодняшний день применяется при остром аппендиците, гинекологических операциях, хирургии ожирения, лапароскопической хирургии толстой кишки. Для молодых женщин такой подход особенно важен. Зачем нужны рубцы, если без них можно обойтись?

- Если у наших читателей возникнут вопросы, каким образом они смогут с вами связаться?

 — Все вопросы можете присылать на мой электронный адрес: new_surgery@ukr. net.

«Люди часто откладывают хирургическое вмешательство и живут от приступа до приступа»

57-летняя Мария Петровна была в числе первых пациентов, которым Александр Иоффе удалил наполненный камнями желчный пузырь, применив лапароскопию одного доступа -  через пупок.

 — Мы почти год готовились к таким операциям, я стажировался в Париже, в Москве, — продолжает Александр Юльевич.  — Для многих пациентов основным аргументом становится отсутствие рубцов на передней брюшной стенке и, конечно, быстрое восстановление. Ведь люди часто откладывают операцию, так как у них… нет на нее времени. Живут от приступа до приступа. Я же, разговаривая с такими людьми, всегда говорю: появившиеся в желчном пузыре камни никуда уже не денутся. Рано или поздно вы попадете на операционный стол. Но если болезнь осложнится, начнется гнойное воспаление, придется делать не лапароскопическое вмешательство, а обычное. Кроме того, приступ может случиться в самое неподходящее время: в пути, в другом городе, да где угодно. И нет гарантии, что медицинскую помощь можно будет оказать быстро.

 — Я, например, в последние два года просто боялась уезжать далеко от дома, не бывала за границей, — говорит Мария Петровна.  — Сначала врачи не могли поставить мне диагноз. Когда пожаловалась на тошноту и ноющую боль, мне провели гастроскопию, чтобы выяснить, нет ли язвы желудка. Врачи решили, что у меня опять возобновился хронический гастрит. Я лет десять сидела на диетах, пила лекарства, пока грамотный специалист не сказал, что причиной гастрита и язвы чаще всего бывает хеликобактер — живущая в желудке бактерия. Вылечили меня антибиотиками за месяц. Некоторое время я чувствовала себя нормально, а затем вновь появилась боль. Но гастроскопия показала, что с желудком у меня все в порядке. Известие было радостным. Однако приступы не прошли, а со временем участились. Боль адская, рвота… Только в январе этого года врач направил меня на УЗИ. Обнаружились камни в желчном пузыре. Сразу лечь на операцию не могла — работа не позволяла. А в мае терпеть приступы было уже невозможно. Хирург Александр Иоффе, к которому меня направил гастроэнтеролог, предложил прооперировать меня по новой методике. Предупредил, что буду лишь четвертой пациенткой. Это меня не испугало.

- Надо было как-то подготовиться?

 — Обследования прошла, анализы сдала. Вот и все.

- А после операции как себя чувствовали?

 — Нормально. Первое время надо было диету соблюдать, пупок смазывать зеленкой и заклеивать. Прямо как у новорожденной! Тем, кто еще сомневается, скажу: желчнокаменная болезнь очень опасна, на то, что «может быть, обойдется», в этом случае рассчитывать не стоит. А ведь всего-то и надо — обратиться к врачу и при необходимости дать согласие на операцию.