В противном случае действия сотрудников ГАИ можно легко оспорить
Сообщение о начале кампании по борьбе с тонированными стеклами встревожило немало автолюбителей. Расставаться с тонировкой совсем не хочется — мы к ней привыкли. В машине с темными стеклами летом не так жарко, чувствуешь себя защищенным, да и выглядят такие авто более стильно и солидно. С другой стороны, штраф за превышение допустимого светопропускания весьма не маленький — от 340 до 425 гривен. Однако стоит ли его опасаться?
По словам экспертов, грамотный водитель в поединке с инспектором, решившим проверить тонировку его автомобиля (проверять могут только лобовое стекло и стекла передних дверей), вполне может отстоять свои права. Все дело в том, что ГАИ использует для контроля степени светопропускания стекол относительно недорогой (его продают за 2,5 тысячи гривен) и довольно несовершенный портативный прибор «ЛЮКС ИС-2». Его показания можно принимать во внимание лишь при соблюдении целого ряда условий.
Самое важное из них — температурный диапазон. По условиям эксплуатации прибора, проверку допустимо проводить лишь при температуре воздуха от +15 до +25 градусов. Если на улице жарче или холоднее, показания «ЛЮКСа» могут оказаться искаженными. Также нельзя проводить измерения при высокой (выше 80 процентов) или при низкой (ниже 40 процентов) влажности воздуха. Есть ограничения и по атмосферному давлению. Подключается прибор, как правило, к прикуривателю. При этом двигатель должен быть заглушен, поскольку напряжение в сети автомобиля должно составлять 12 вольт с погрешностью 0,24 вольта.
В итоге, по мнению экспертов, чтобы выписать штраф, инспектор ГАИ обязан иметь не только свидетельство на сам прибор (в документе должна содержаться информация о госпроверке, которая проводится не реже раза в год), но и сертифицированные устройства для измерения температуры, влажности и давления воздуха, а также напряжения в сети машины (или специальный и тоже сертифицированный источник питания). В противном случае у водителя будут все шансы оспорить действия сотрудника милиции в суде, ссылаясь на нарушение указанной в соответствующем ГОСТе процедуры контроля за светопропусканием стекол автомобиля.
По словам специалистов, правоохранители, скорее всего, прекрасно понимают все эти сложности. А потому проверка степени тонировки стекол, вероятно, будет происходить, как и раньше, лишь при обязательном техосмотре, который, как известно, проводится на частных техстанциях. Кроме того, ГАИ заявила, что не планирует закупать дополнительные «ЛЮКСы», а это может быть еще одним признаком того, что массового «отлова» затонированных авто не предполагается. Впрочем, от неожиданных проверок на дороге водители не застрахованы, следовательно, знать о своих правах будет совсем не лишним.