Политика

«Задержание Анатолия Макаренко и Игоря Диденко напоминает знаменитую басню Крылова о волке и ягненке, суть которой: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

18:57 — 18 октября 2010 eye 348

Об этом заявил известный правозащитник Эдуард Багиров в ходе круглого стола на тему соблюдения прав человека в Украине

Вопросы, связанные с соблюдением прав человека в Украине, продолжают оставаться одними из самых злободневных. Особенно много нареканий со стороны и граждан, и экспертов вызывают условия содержания в местах лишения свободы и следственных изоляторах, обоснования возбуждения дел по фактам правонарушений, а также мотивы избрания меры пресечения в виде лишения свободы для подозреваемых в совершении экономических преступлений. Разобраться в причинах подобных проблем пытались эксперты в ходе состоявшегося на днях в столичном Институте имени Горшенина круглого стола «Реалии украинской юстиции».

«Из-за перенаселения  в следственных изоляторах задержанные могут спать только по очереди»

О том, что в Украине далеко не всегда соблюдаются права человека во всех сферах общественной жизни, свидетельствуют социологические исследования, которые на протяжении 2009 года проводил Институт имени Горшенина. Согласно полученным данным около 60 процентов опрошенных считают, что закон нужно выполнять безоговорочно в любом случае. Однако почти 30 процентов наших сограждан готовы применять к требованиям закона избирательный подход точно в соответствии с известной народной поговоркой — закон что дышло: куда повернул, туда и вышло. Еще семь процентов соотечественников уверены: законы для того и существуют, чтобы их нарушать.

Что касается судебной системы, то лишь 11 процентов участников социсследования склонны полностью доверять судам. Более 30 процентов уверены, что добиться справедливости у отечественной Фемиды вообще невозможно, а 40 процентов полагают, что обращаться в суд с целью отстоять свои права — слишком дорого стоит.

«Судьи-»колядныки» у нас есть и будут. Драконовскими методами эту систему уничтожить нельзя», — так прокомментировал ситуацию в украинской судебной системе участник круглого стола, руководитель правозащитной организации «Международная Лига защиты прав граждан» Эдуард Багиров. Впрочем, несмотря на свое заявление, он призвал воздержаться от обвинений в адрес всех представителей судейского корпуса страны.

По словам Эдуарда Багирова, в Украине ежегодно в судах первой инстанции рассматривается около трех миллионов дел и как минимум половина принимаемых по ним решений выносится, что называется, бесплатно. То есть вне всякой связи с коррупцией. Вместе с тем, признал известный правозащитник, в последнее время из-за активной борьбы представителей СБУ и Генпрокуратуры с коррупцией в судах значительно повысились «тарифы» на нужные решения украинских служителей Фемиды. «Из-за риска (быть застигнутым за получением мзды.  — Авт. ) суммы взяток судьям выросли в разы», — уверяет Эдуард Багиров.

Комментируя же условия содержания задержанных, очень часто идущие вразрез с элементарными правами человека, Эдуард Багиров сообщил: «По роду своей деятельности я часто бываю в местах лишения свободы. Так вот, следственные изоляторы Киева и 60 процентов таких же заведений в Украине не соответствуют нормам содержания задержанных». А известный правозащитник Татьяна Яблонская добавила: «За последние

20 лет в Украине был построен только один новый следственный изолятор. Остальные находятся в зданиях, которые строились еще до революции 1917 года. Условия содержания людей в таких СИЗО уже можно назвать одной из форм пыток… Из-за перенаселения в следственных изоляторах задержанные могут спать только по очереди».

В контексте соблюдения прав человека участники круглого стола проанализировали и ситуацию с содержанием под стражей подозреваемых в совершении экономических преступлений. Прежде всего речь шла об обоснованности лишения людей свободы на период расследования. «Мер пресечения много: подписка о невыезде, внесение залога, ходатайство известных людей — народных депутатов, деятелей культуры и искусства, спорта. Но в последнее время суды почему-то применяют только форму лишения свободы. Я считаю, это делается для того, чтобы принудить человека заведомо чувствовать себя виновным», — считает правозащитник Татьяна Яблонская. В ходе дискуссии она вспомнила об одном прокуроре, с которым сталкивалась по работе. Он очень гордился тем, что добился

90-процентной раскрываемости дел. «Но позвольте, — недоумевает правозащитник, — в Европе самым лучшим показателем раскрываемости считается 40 процентов. А поскольку у нас нет абсолютно никаких оснований считать наше следствие лучше европейского, то получается, что как минимум 50 процентов (из 90, о которых отрапортовал прокурор) задержанных содержались под стражей незаконно».

«Нельзя использовать судебную систему для преследования своих противников»

Обсудили участники круглого стола также тему влияния политики на принимаемые в судах решения. «Когда в 2005 году задержали Бориса Колесникова (тогдашнего оппозиционного власти главу Донецкого облсовета.  — Авт. ), то я открыто заявил, что это политическое дело, и мы, как правозащитники, готовы были поддержать его», — вспоминает Эдуард Багиров. «Но ведь и нынешнее дело «РосУкрЭнерго», фигурантами которого являются бывшие руководители «Нефтегаза» и Гостаможни Игорь Диденко и Анатолий Макаренко, — тоже политическое!» — говорит правозащитник. По его мнению, суть расследуемого дела ярко характеризует цитата из басни Крылова о волке и ягненке: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

В ходе дискуссии Эдуард Багиров предположил, что и Диденко, и Макаренко являются просто исполнителями. «Ведь премьер предыдущего правительства во всеуслышание заявила, что они всего лишь выполняли ее поручения», — напомнил правозащитник. И добавил: «Нельзя использовать законы на короткой дистанции и только для решения своих сиюминутных интересов. Тем более что Президент Виктор Янукович публично заявил о том, что выступает противником задержания по политическим мотивам… То есть у высшего руководства страны есть понимание того, что нельзя использовать судебную систему для преследования своих противников. Но ведь никто не прислушивается к заявлениям Президента».

Свое мнение высказала и Татьяна Яблонская: «Выбирая содержание под стражей для подозреваемых в совершении экономических преступлений, суды злоупотребляют своими правами. Если человек не совершил тяжкого преступления, то суд имеет полное право применить к нему более лояльную меру пресечения». Эдуард Багиров солидарен с коллегой: «В Европе, например, под денежный залог выпускают 70 процентов подозреваемых в совершении экономических преступлений, а у нас — меньше восьми процентов».

В свою очередь, политический эксперт Павел Бурлак непосредственно по поводу дела «РосУкрЭнерго» заявил: «Так создается основание для того, чтобы любая последующая власть позволяла себе преследование оппонентов по политическим мотивам, ссылаясь на то, что прецеденты подобного уже были». По мнению эксперта, такой практики нужно всеми силами избегать.