Известный режиссер и сценарист, отметивший 45-летие творческой деятельности, намерен снять третью часть киноповести о легендарной воровке
Вниманию украинских зрителей предложены новые похождения легендарной авантюристки конца XIX века Соньки — Золотой Ручки. Фильм «Сонька. Продолжение легенды» включен в программу только по выходным дням. Съемки картины проходили в Одессе, Карелии, Ялте и Санкт-Петербурге. Ради работы над телесериалом автор сценария и режиссер-постановщик Виктор Мережко практически переселился в северную столицу России.
- Виктор Иванович, признайтесь, как это вы, именитый сценарист, кинодраматург, дошли до жизни такой криминальной?
- Ценю одесский юмор! История эта, однако, не криминальная, как полагают многие. Я бы сказал, это история грехопадения. Однажды попав в омут пагубной страсти, человек может разрушить и собственную семью, и жизнь своих близких. Я грешен, каюсь! Так очарован этой женщиной, сводившей с ума мужчин, прошедшей две каторги, что просто не мог не стать автором сценария и режиссером картины о ней. Изучив архивы, был поражен талантами Соньки. Она знала шесть языков, имела блестящее музыкальное образование и обладала гипнотическим талантом.
Это была удивительная женщина. Родилась в еврейском гетто, воспитывалась мачехой. Соня рано вышла замуж, но вскоре бросила супруга и стала путешествовать, выдавая себя за даму из высшего света. Люди, с которыми она встречалась, поражались ее образованности, музыкальной одаренности и манере поведения. Она красиво обворовывала богатых ювелиров и блестяще играла на фортепиано. Прозвище Золотая Ручка получила за музыкальный талант, причем задолго до того, как взошла на криминальный олимп.
Погубила ее дикая любовь к Володе Кочубчику — игроку, альфонсу и редкостному негодяю. Соня обеспечивала его деньгами, золотом. Ради его благополучия и комфорта опустилась до карманных краж, а он сдал ее полиции.
- Печальный финал!
- Это еще не финал! Когда в конце первого сериала Сонька входила с младшей дочерью Михелиной в ювелирную лавку, я сказал Насте Микульчиной (исполнительнице главной роли): «Подмигни в камеру!» Это был намек на то, что не исключено продолжение. Сериал «Сонька — Золотая Ручка» имел высокий рейтинг. Книга с таким же названием тоже хорошо разошлась, продано около ста тысяч экземпляров. Продюсеры Владимир Досталь и Леонид Маркин и руководство канала «Россия» предложили мне подумать о продолжении фильма. Я согласился и стал писать сценарий. Если первая часть «Соньки» построена на некоторых реальных фактах, то вторая — чистый вымысел. Ведь в действительности никто не вел биографию этой неординарной особы, существуют лишь короткие полицейские сообщения.
Вторую часть «Сонька. Продолжение легенды» я написал быстро, за два с половиной месяца. Решил взять 1905 год, когда начался крах Российской империи: поражение в русско-японской войне, погромы, безвластие, брожение умов, декаданс Соньке в это время должно быть уже хорошо за пятьдесят, но мы сделали ее 45-летней женщиной с фарфоровыми зубами. Телеканал попросил, чтобы героиня оставалась привлекательной и сексапильной. У нее две дочери: Табба — прима оперетты Императорского театра и Михелина, которая, находясь рядом с матерью, подворовывает. Однако такого воровства, как в первой части, уже нет.
- Не опасаетесь обвинений в романтизации блатного мира, пусть и дореволюционного?
- Никакой романтизации в моем фильме нет. Картина о воровке, но при этом женщине предельно яркой и драматичной судьбы. По сравнению с нынешними преступниками, ворующими миллиарды и не несущими никакого наказания, Сонька занималась пустяками! Она присваивала драгоценности, иногда у загулявших купцов крала деньги. Но за всю жизнь никого не убила. При этом за свои дела понесла чудовищную расплату: прошла две каторги, лишилась детей. Да, она отдалась пагубной страсти, воровала и создала, по моим сведениям, «общак». Сонька правильно говорит, что у нас в стране существуют два государства: те, кто сидит за решеткой, и те, кто там не сидит. Так продолжается уже много столетий.
Благодаря работе над сериалом я изменился. Теперь меня сложно запугать либо обмануть. Я советовался с несколькими консультантами по криминалу. Они мне даже пообещали лучшую шконку (кровать, лежанка. — Авт. ) в тюрьме на случай, если попаду туда.
- Бог миловал, как говорится, хотя от сумы и от тюрьмы
- Абсолютно верно, у нас никто не застрахован. В качестве потерпевшего выступать мне доводилось.
- Потерпевшего от сценариев?
- Да нет, от обычных граждан. Помните картину «Полеты во сне и наяву»? Там есть фрагмент, связанный и с моей жизнью, — путешествие на поезде. Я ехал из Одессы погостить у мамы, а на вокзале цыганка украла у меня деньги. Пришлось добираться домой на товарных поездах. Еще был случай, когда ради человека, которого считал своим другом, взял кредит в банке. А друг возьми и исчезни
Зато в продолжении «Соньки» я и соучастник преступления, и главарь, и подстрекатель. Сонька хочет завязать с воровской профессией. Но верховный главарь Мамай, которого играю я, просит ее в последний раз пойти на дело. История с бриллиантом «Черный могол», вокруг которого завязывается сюжет второй части, содержит лишь долю вымысла. В действительности существует такой камень, который приносит удачу своему законному владельцу и несчастья тем, кто владеет им не по праву.
- Кого из актеров можете отметить?
- В этот раз я набрал много питерцев, о чем нисколько не жалею. Хотел опять пригласить Дмитрия Нагиева, но он за один день съемок запросил почти такой гонорар, который я, режиссер, за весь фильм получу. Задействованы более пятидесяти артистов. Есть настоящие звезды и совсем неизвестные, много молодежи. Большая роль — дворецкого Никанора — досталась Андрею Мартынову, которого вы помните по фильму « А зори здесь тихие». Роль знаменитого поэта Рокотова, одну из самых ярких в сценарии, исполнил петербургский актер Владимир Кошевой, которого я увидел в сериале Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание». После роли Родиона Раскольникова он много снимается. Сейчас живет в Париже, где ему предложили несколько интересных кино- и телепроектов.
С моей точки зрения, сегодня Володя — один из самых интересных артистов, человек необычной внешности. Он абсолютно подходит на сложную роль поэта, находящегося в состоянии шизофрении. Персонаж этот вымышленный. Бог меня простит, я использовал стихотворения Гумилева и Иванова, а одно даже сочинил сам. После написания сценария узнал, что многие поэты работали в качестве воров. Украденные деньги отдавали на революцию, террор, бомбы. Вот какая была невероятная страсть к разрушению!
Сериал получился масштабным и сложнопостановочным. Работали актеры в очень плотном графике. Часть съемок проходила в Карелии на территории Важеозерского монастыря, для чего мы получили благословение батюшки. Внутри монастырских стен выстроили лагерное поселение: высокий забор, смотровую вышку, нужник, бутафорскую поленницу. А одну сцену снимали в петербургской синагоге, где также получили разрешение и благие напутствия.
- Как выбирали исполнительницу главной роли?
- На роль Соньки пробовались более 70 актрис. В том числе Александра Самохина, Лиза Боярская, Эмилия Спивак Выбор пал на выпускницу Санкт-Петербургской театральной академии Настю Микульчину. Меня сразили в ней два фактора: глаза (таких выразительных еще не видел никогда) и произношение. Оно наряду с магическим взглядом гарантировало успех ленты. В чем-чем, а в специфическом южном прононсе я разбираюсь. Наша семья длительное время жила в Русской Поляне под Черкассами.
Как оказалось, Настя Микульчина — наполовину одесситка. С ролью она справилась идеально! При этом прошла «трансформацию» от шестнадцатилетней девушки до пятидесятилетней женщины, битой жизнью. Для этой цели подбирали необходимые атрибуты: косметику, парики, одежду Одних только платьев сшили более 50!
- А как же с актерским опытом?
- Помогали, наставляли. Она же схватывала все на лету. Тяжелыми оказались для актрисы сцены с возлюбленным — вором Кочубчиком. Сонька очаровывала всех мужчин, а вот с Кочубчиком попалась — безумно влюбилась сама. Он был наглый и хитрый вор. Кстати, чтобы выглядеть фартово, Сергей Перегудов, исполнивший роль Кочубчика, играл с золотой фиксой на переднем зубе. Специально ходил к стоматологу, который отлил ее точно по его зубу. Стоила фикса 10 тысяч рублей. Каждый день после смены он отдавал фиксу реквизитору. После съемок этот «сувенир» актеру подарили.
Непросто дались и сцены пребывания в тюремном карцере. Настя не понимала, как Сонька может так унижаться. Даже играть отказывалась. Приходилось объяснять ей, что страстная любовь к мерзавцу — плата за то, что Сонька постоянно крутила достойными людьми. Вообще, все ее авантюрные проделки — прелюдия к страшной расплате. На грани нервного срыва актриса играла каторгу. Когда закованными ногами двигала кровать, я думал, что еще немного — и она в самом деле сойдет с ума
- Обучал ли ее кто-то воровскому таланту?
- Ловкости рук учили цирковые фокусники. Актрисе пришлось освоить несколько Сонькиных уловок: в ювелирном магазине собирать упавшие драгоценности при помощи кусочка смолы на туфлях, «скармливать» ручной обезьянке бриллианты у прилавка. Та их глотала, а дома доставляла Соньке естественным способом. Не обошлось без инцидентов: на съемках одесская цирковая обезьянка покусала актрису. Один из трюков Настя придумала сама. На балу в Одессе она решила пошутить и стащила булавку с галстука одного из актеров. Я увидел и попросил повторить это на камеру. Эпизод так и остался в фильме.
Скорее всего, появится и третья часть: «Сонька. Конец легенды». Так что с Петербургом я связан надолго. Уже три года живу в Питере, снимаю квартиру. Мне тут хорошо работается. Другая аура и очень сильная актерская школа. Пятый год не появляется в Москве и мой сын Иван (художник-постановщик сериала о Соньке. — Авт. ). У него тут своя квартира на Васильевском острове. На его личном счету уже пять картин.