Критические резолюции и заявления, высказанные в адрес украинского руководства, являются негативным сигналом предпринимателям, заинтересованных в работе с Украиной
На прошедших неделях украинская внутренняя политика стала частью необычно большого количества критических резолюций и публичных заявлений европейских институций, неправительственных организаций (НПО) и политиков.
Прежде всего, большой резонанс получила исключительно критическое заявление Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Совсем незадолго до этого Европейская Народная Партия (ЕНП), самое влиятельное объединение партий Европейского Союза (ЕС), сделало необычно резкое по тону и содержанию заявление по Украине. Кроме того, послы Германии, Франции и США чётко высказали свои опасения по поводу развития внутренней политики в Украине, «Репортёры без границ» публично призвали Федерального канцлера Германии высказаться со словами критики, много международных журналистов и экспертов сообщают о нарушении свободы слова, давлении на оппозицию, о скандальных действиях спецслужбы и нарушениях, связанных с приближением местных выборов.
Жёсткая критика ситуации внутри Украины во всех этих резолюциях касается ограничения свободы прессы, проблем вокруг правового государства и нарушений принципов разделения власти, сомнительной роли спецслужбы как политического игрока, преследующего оппозиционных политиков, неправительственные организации, журналистов и даже блоггеров, а также недавних нарушений стандартов свободы и справедливости накануне местных выборов и решения Конституционного суда о возврате к Конституции образца 1996 года. ПАСЕ, ЕНП, послы наиважнейших западных держав, неправительственные организации и эксперты считают, что стандарты демократии и правового государства подвергаются в Украине опасности.
Как Украина может отреагировать на резолюции?
Реакция на такую однозначную критику может, конечно же, быть абсолютно разной.
Во-первых, украинская сторона могла бы заявить, что все эти резолюции, суждения и заявления являются всего лишь продуктом пропаганды политической оппозиции. Тем самым высказавшихся европейских политиков, которые управляют своими государствами, международных дипломатов высшего уровня, неправительственные организации и экспертов, с которыми считаются благодаря независимости и объективности их аналитики, можно обвинить, что они просто пошли на поводу у украинской оппозиции. Но это значило бы, что авторов резолюций очень сильно недооценивают. Уже давно известно, что политики высшего звена в Евросоюзе и вообще на так называемом «Западе» не особенно доверяют политическому классу Украины. Многолетний опыт невыполнения обещаний, непрогнозируемости и изменения взглядов украинских собеседников сделали своё дело. И это – независимо от того, кто в Киеве находится при власти, а кто – в оппозиции.
Во-вторых, украинская сторона могла бы оспорить все пункты резолюций, аргументируя тем, что западные наблюдатели не знают толком, что происходит в Украине. Мол, иностранцам по большому счёту вообще не понять, как строится украинская политика, у них нет необходимой информации, и они не понимают особенности ситуации, истории и культуры Украины. Но в эпоху глобализации и Интернета это – не особенно убедительная аргументация. Новости и информация из Украины доступна тем, кто интересуется ею, практически во всём мире. Политики западных демократий имеют широкий спектр различных источников получения информации – через посольства в Киеве, через журналистов, неправительственные организации, международные экспертные каналы, специализированные издания и т. д. Много прекрасных и выдержанных публикаций о политике, истории и культуре Украины вышло на английском, немецком, русском и французском языках. Как в уже упоминавшемся Совете Европы, так и в ЕНП, в Германии, Франции и США работают хорошо подготовленные эксперты, единственной задачей которых является анализ и профессиональная оценка информации из Украины. Кроме того, известно, что часто критический взгляд со стороны может лучше оценить обстановку, чем предвзятое суждение изнутри. Не говоря о том, что обвинение западных собеседников Украины в отсутствии информации или даже в глупости просто не может серьёзно восприниматься. Некоторые могут воспринять это как оскорбление.
И наконец, в-третьих, представители Украины могли бы просто заявить, что им абсолютно всё равно, что западные НПО, Совет Европы, ЕНП, ЕС или какие-то послы думают и говорят. В конце концов, ни ЕС, ни правительства отдельных государств, а тем более НПО, аналитические центры или эксперты не располагают какими-либо инструментами, чтобы изменить политику Украины или одобрить изложенные в резолюциях нарушения стандартов демократии и правового государства. Так называемый «Запад» может, конечно же, говорить, делать заявления и критиковать, но что-либо изменить он не может. В конце концов, для Украины речь идёт о хорошем имидже, от которого в случае необходимости можно и отказаться.
И всё же резолюции и заявления Совета Европы, ЕНП, ЕС, послов, НПО и экспертов – это не просто политические сигналы в адрес Украины. На них обращают внимание западные предприниматели и инвесторы. Поэтому к позиции партнёров Украины в ЕС и США по поводу демократии и принципов правового государства всё же следует отнестись очень серьёзно. Речь – не только об имидже. Речь об очень крупных деньгах.
Украина нуждается в иностранных инвестициях – для этого важны стабильность и прогнозируемость
То, что Украина зависит от иностранных инвестиций, серьёзно никто не оспаривает. Уже сейчас всюду в стране идёт активный поиск инвесторов, которые оказали бы помощь в реализации инфраструктурных проектов, в трансфере технологий и импортировании конкурентоспособных стандартов в области экономики, управления и труда. То, что огромная Украина за 19 лет своей независимости получила меньше прямых инвестиций, чем, например, небольшая Венгрия всего за один год, говорит только о громадном и пока что неиспользованном потенциале. Очень много предпринимателей и инвесторов из ЕС и США рассматривают Украину как исключительно интересный рынок, на котором собрано воедино много выгодных факторов. Страна находится непосредственно у границы ЕС, имеет выход к морю с важными портами и большое количество жителей с высокой степенью урбанизации. Уровень образования рабочей силы – очень высок. Имеется основная инфраструктура в области транспорта и коммуникаций, которую относительно легко можно расширить. Несмотря на всё это волна прямых иностранных инвестиций пока что в Украину не пришла.
Старая германская мудрость говорит, что капитал «пуглив, как молодая лань». Новая администрация президента Януковича и премьер-министра Азарова заявила об ориентации на стабильность и прогнозируемость, что положительно было воспринято предпринимателями и инвесторами. Ясные и понятные рамочные условия привлекают инвестиции, в то время как постоянные споры о полномочиях, блокирование работы, хаос, отсутствие прозрачности и неожиданные изменения политического курса действуют отпугивающее.
Недостаточная независимость судов, ограничение свободы прессы, коррупция и препятствование свободной конкуренции отпугивают серьёзных инвесторов
Прежде всего, инвесторы заинтересованы в защите своего имущества. Для этого необходимо наличие независимых судов и чётко работающей юстиции. Критика решения Конституционного суда, представленная в резолюции, вызывает у многих потенциальных инвесторов подозрение, что суды в Украине действуют в угоду или даже по указке исполнительной власти. В дополнение к этому предприниматели и инвесторы чувствуют себя неуверенно в связи с резкой критикой действий спецслужбы и прокуратуры, поскольку создаётся впечатление, что они политически заангажированы. Как иностранному инвестору можно защитить свою фирму и свой капитал в случае конфликта? Именно в таких странах, как Украина, где политика и экономика тесно переплетаются, предприниматели видят опасность того, что никогда не смогут выйти победителями из юридического конфликта с представителем власти, если суды принимают заведомо выгодные власти решения.
Читая резолюцию ПАСЕ или другие заявления, потенциальный инвестор понимает, что в случае конфликта ему не помогут и масс-медиа. Описанные в них ограничения свободы слова и административное давление на владельцев средств массовой информации (СМИ) практически не допускают представления правды или объективного изложения дела. Наоборот – масс-медиа позволяют использовать себя в качестве инструмента против предпринимателей, при этом последние не имеют шанса защищаться. Именно такие страны как Россия или Венесуэла, о которой недавно заговорили в Украине, показывают многим инвесторам дурной пример того, как иностранные инвесторы, попавшие в немилость руководства, атакуются с помощью СМИ, а иногда и теряют своё имущество.
Кроме того, тесное переплетение экономики и политики не допускает в Украине развития настоящей конкуренции. Серьёзные иностранные инвесторы не всегда готовы вступить в борьбу с конкурентами, которые имеют «правильную» партийную принадлежность и соответствующие преимущества. Для всех участников рынка должны обеспечиваться равные условия, независимо от того, кто находится у власти. Про коррупцию много говорить не приходится, поскольку каждый понимает, что серьёзный предприниматель вряд ли будет готов за свой счёт финансировать кучу чиновников только потому, что они отвечают за выдачу справок и разрешений. Интересной с этой точки зрения является для предпринимателей и критика со стороны ПАСЕ, ЕНП и других институций, направленная на ситуацию вокруг местных выборов. Из этих заявлений становится ясно, какие административные рычаги и юридические приёмы задействуются для того, чтобы ограничить честное соревнование или полностью воспрепятствовать ему. Среди западных инвесторов найдётся совсем немного авантюристов, готовых выйти на такой исковерканный рынок.
Если честно, то можно, конечно же, и на так называемом «Западе» найти авантюристов, хорошо чувствующих себя в авторитарных, коррумпированных и непрозрачных системах и обеспечивающих себе на этом хорошую прибыль. Но ведь экономическую и структурную модернизацию, передачу технологий и рост благосостояния обеспечивают не отдельные инвесторы, добивающиеся для себя особых условий от действующего режима. Действительный подъём может наступить только тогда, когда в страну приходит целая волна инвесторов, готовых работать по надёжным и справедливым схемам. Примером тому служат почти все новые члены Европейского Союза в Центральной и Восточной Европе.
Дорогая цена недемократической политики
Можно оспаривать критику европейских и трансатлантических партнёров Украины вокруг демократии и принципов правового государства, можно заявить, что она ошибочна, можно проигнорировать её или заявить, что авторы документов просто некомпетентны. Но нельзя обойти тот факт, что критические резолюции и заявления, высказанные в адрес украинского руководства, являются негативным сигналом предпринимателям и инвесторам, заинтересованных в работе с Украиной. Тем самым будет упущено много возможностей для обеспечения модернизации, подъёма и благосостояния. Капитал, «пугливый как лань», потечёт не в Украину, а в другие страны, где будет поддерживать положительное экономическое и общественное развитие. Не в Украине, а в других странах в бюджет будет приходить больше налогов, будут задействоваться новые технологии, а граждане будут получать более высокие зарплаты. Недемократическая внутренняя политика, являющаяся причиной подобных резолюций, отпугивает партнёров Украины, готовых помочь её модернизации, и в конце концов стоит больших денег украинским гражданам.