Спорт

Чемпион Паралимпиады–2010 Виталий Лукьяненко: «Десять лет мечтаю съездить на рыбалку. Уже даже удочку купил»

0:00 — 1 апреля 2010 eye 612

Украинский слабовидящий спортсмен, завоевавший в Ванкувере полный комплект медалей, награжден орденом «За заслуги» I степени

На Играх-2010 в Ванкувере украинская паралимпийская сборная завоевала 19 медалей: 5 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых. Полный комплект наград — «золото», «серебро» и «бронзу» — собрал наш 31-летний слабовидящий лыжник и биатлонист Виталий Лукьяненко. Все победы он посвящал недавно родившейся дочке Анастасии, которую видел всего два раза. В Харькове его возвращения с нетерпением ждали жена и дети.

В Канаде спортсмен повторил свой успех четырехлетней давности на Паралимпиаде в Турине. Что ж, стабильность — признак профессионализма. Профессионализм Виталия Лукьяненко Президент Украины отметил орденом «За заслуги» I степени и призовыми. Паралимпийцы уже получили карточки, на которые начислены суммы за завоеванные награды: 700 тысяч гривен — за золотую медаль, 500 тысяч — за серебряную и 350 тысяч — за бронзовую. Всего месяц спортсмены с ограниченными возможностями отдохнут, а затем начнут подготовку к новой зимней Паралимпиаде, которая в 2014 году пройдет в Сочи.

«Дочку Настеньку только два раза видел»

- Так уже хочется своих родных увидеть, — признался спортсмен, встреча с которым состоялась через день после его возвращения на родину.  — Соскучился страшно! Дочку Настеньку, которая родилась два месяца назад, только два раза и видел. Первый раз — когда забирал жену Тамару с малышкой из роддома. Спасибо тренерам, что отпустили меня на денек со сборов домой. Это у меня уже вторая дочка. Старшей — от первого брака — пять лет. Болела за меня у телевизора╔

- Виталий, у многих моих знакомых, следивших за трансляциями из Ванкувера, возник вопрос: «Как стреляют незрячие биатлонисты?».

- Мы стреляем из специальных лазерных винтовок. В стволе установлен лазерный излучатель, который и нужно наводить на мишень. Каждый спортсмен при стрельбе надевает наушники, в них подается звук. Чем выше тональность, тем ближе цель. При такой стрельбе, например, не нужно делать поправку на ветер. Единственное, что нам может помешать, — сильный снегопад (тогда лазерный луч прерывается).

Техника стрельбы такая же, как и у здоровых биатлонистов. И тренируемся мы точно так же. Я ведь начинал заниматься среди здоровых спортсменов, но потом появились серьезные проблемы со зрением.

- Есть ведь еще одно отличие: на трассу вместе с незрячим спортсменом выходит гайд, который и ведет на дистанции.

- Да, свои медали я выиграл вместе с Володей Ивановым — моим гайдом и тренером. Знакомы мы уже очень давно. Учились в одном институте — в Харькове, жили в одной комнате в общежитии. Володя был в олимпийской сборной по биатлону — выступал в Солт-Лейк-Сити. После завершения активной спортивной карьеры его пригласили в паралимпийскую сборную.

На дистанции намного легче соревноваться, когда перед тобой кто-то едет. Гайд «рассекает» воздух, и я получаюсь в потоке. Как-то мне пришлось соревноваться без Володи — он заболел. Было намного тяжелее. Прежде всего он мой личный тренер. Так и записано в контракте.

На трассе его помощь неоценима. Пока я стреляю на огневом рубеже, Володя в это время узнает все результаты (сколько выигрываем, сколько проигрываем). Выходим на трассу, и он мне всю информацию выдает — поднажать нужно или держаться в том же темпе.

- Разногласия между вами случались?

- Конечно. Ругались даже (улыбается). Что ж мы, не люди? Вот повода сразу и не вспомню… Так, рабочие моменты. Если бы было что-то серьезное, тогда, наверное, точно запомнил бы.

- Сколько дней в году проводите на сборах?

- Вы неправильно спрашиваете. Легче подсчитать, сколько дней в году мы дома. Ох, — вздыхает Виталий, — только один месяц в году удается отдохнуть. Остальное время — на сборах, в разъездах. Хорошо, что теперь для нас во Львовской области построили западный центр подготовки и реабилитации спортсменов-инвалидов, не нужно будет далеко ездить.

«Гарантии, что буду видеть после операции, не дает ни один врач»

- Как обычно проводите отпуск?

- Десять лет мечтаю съездить на рыбалку. Да вот все никак не получается. Уже даже удочку купил. Какую самую крупную рыбу поймал? Плотву. Граммов на 400 потянула.

- Сколько медалей в вашей спортивной коллекции?

- Больше сотни точно. Вообще-то, я специально не считал. Пришел в лыжные гонки и биатлон десятилетним мальчишкой. Профессионально занимаюсь уже 12 лет. Так что есть чем гордиться. Спортивный уголок дома еще не обустроил. Вот недавно с женой переехали в Харьков, купили там квартиру.

- На что потратите призовые?

- Прежде всего отложим часть денег на образование детей. Их у меня теперь трое (у жены есть сын от первого брака). В квартире ремонт сделаем. Не знаю, появится ли у меня еще такая возможность отличиться на Паралимпиаде. Буду надеяться, что да.

- Вы совершенно не производите впечатление незрячего человека.

- Просто ношу сильные линзы. А вообще, люди приспосабливаются и привыкают ко всему. Зрение я начал терять лет в пять. Родители заметили, что я очень близко смотрю телевизор. Оказалось, у меня началась атрофия зрительного нерва. Операция? Не хочу рисковать оставшимися процентами зрения. Гарантии, что буду видеть после операции, не дает ни один врач.

- В спортивные приметы верите?

- На каждую новую гонку надеваю одну и ту же спортивную шапочку — ту, в которой уже не раз побеждал.