Украина

Производителям сигарет могут запретить предоставлять покупателям любые сведения о своей продукции

18:22 — 27 октября 2010 eye 459

По мнению экспертов, законопроект, поступивший на рассмотрение парламента, нарушает конституционное право граждан на получение информации о продуктах

О вреде курения все мы знаем еще с детства. Во многих странах, в том числе в Украине, государство ведет борьбу с табакокурением. Для этого у нас уже практически полностью запрещена реклама табачных изделий на телевидении, радио, в печатных изданиях, на биллбордах и других внешних носителях.

И это правильно, поскольку Украина, ратифицировав Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, обязалась к сентябрю 2011 года привести свое законодательство в соответствие с этим соглашением. В частности, одна из статей гласит, что Украина должна «ограничить рекламу, стимулирование продаж и спонсорство по радио, телевидению, в печатных СМИ» табачных изделий. Все это уже сделано. Но, похоже, наши законодатели решили пойти дальше. В начале ноября Верховная Рада будет рассматривать законопроект N5164 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий)», которым предлагается ввести полный запрет распространения любой информации о табачных изделиях, в том числе абсолютно запретить всю внешнюю коммуникацию табачных компаний. Таким образом, потребитель может быть лишен возможности узнать объективную информацию о сигаретах, легально продаваемых в наших магазинах. К примеру, подобные меры по ограничению рекламы уже давно введены в Канаде. Но статистические исследования показали, что на количестве курильщиков это никак не отразилось. А вот удар по легальным производителям и государству нанесен колоссальный. Почти треть табачного рынка Канады ушла в тень, а в провинциях Квебек и Онтарио каждая вторая покупаемая пачка сигарет контрабандная. Страна ежегодно теряет на этом около 2 миллиардов долларов недособранных налогов.

Прокомментировать данный законопроект «ФАКТЫ» попросили генерального директора Украинской ассоциации издателей периодической печати Алексея Погорелова:

 — В этом законе фактически заложен полный запрет для легальных производителей табачных изделий всех форм коммуникации с потребителями. Компаниям оставляется право указывать на пачке сигарет информацию о вреде курения и о содержании вредных веществ. Передача любой другой информации, включая название бренда, станет фактически незаконной.

Ну и самое главное то, что этот законопроект нарушает конституционное право гражданина получить полную информацию о легальном продукте, который он потребляет.

Свою точку зрения «ФАКТАМ» высказали и производители сигарет. Так, директор по корпоративным вопросам одной из табачных компаний Юрий Кишко отметил:

 — Статьи и положения законопроекта противоречат не только принципам конкуренции, предпринимательства, действующему законодательству, но и здравой логике. Авторы документа хотят запретить нам все — любую коммерческую информацию о сигаретах, подготовку прайс-листов и коммерческих документов для наших бизнес-партнеров, коммуникацию с журналистами на какую-либо тему, а также реализацию всех социальных инициатив.

Данный законопроект — очередной этап разрушения легальной табачной отрасли, которая ежегодно приносит в бюджет Украины миллиардные поступления. Кроме того, он напрямую стимулирует развитие контрабанды и производство контрафакта, объемы которых в нашей стране увеличиваются из года в год. Ведь нет ничего проще, чем ввозить в Украину нелегальную продукцию и производить контрафакт, если у покупателя нет никакой информации о легальных табачных изделиях.

Директор по корпоративным вопросам одной из табачных компаний Александр Когут сообщил:

 — Важно отметить, что действующее законодательство запрещает рекламу табачных изделий. На сегодняшний день в Украине разрешено только минимальное общение со взрослыми курильщиками. Дело в том, что конкуренция между производителями табачных изделий основывается на переходе потребителей на другие торговые марки. При этом важно, чтобы курильщик имел доступ к информации, которая поможет ему сделать выбор по таким характеристикам, как вкус, качество, цена, формат. Именно поэтому возможность общаться с покупателем имеет большое значение для табачных компаний, и именно поэтому мы считаем ограничения, предложенные в данном законопроекте, неоправданными и чрезмерными. Они не снизят уровень распространенности курения, то есть не будет достигнута главная цель законопроекта, но они могут нарушить основы конкуренции на табачном рынке.