Известный российский актер, телеведущий, продюсер представил в Киеве фильм о войне «Брестская крепость»
Эта лента — хроника первых дней Великой Отечественной войны. Брестская крепость приняла на себя удар в ночь с 21-го на 22 июня 1941 года и выдержала чудовищный артиллерийский обстрел, не прекращавшийся несколько суток. «Во всем, что касается войны, всегда была какая-то надежда, — сказал Александр Котт накануне премьеры. — По фильмам, книгам мы знали, что победим. А вот оказаться в положении, когда нет уже ничего, в том числе и надежды, которая, как известно, умирает последней Как вели себя люди, попав в такую ситуацию, я не знал. Немцы не понимали, почему крепость держится, зачем люди сражаются. Я тоже до сих пор не понимаю, почему они стояли насмерть».
Картина получилась очень достойной и правдоподобной. Здесь нет неоправданных спецэффектов, зато много человечности и трагической нелепости. Во время просмотра даже мужчины не могли сдержать слез.
- Игорь, тема войны сейчас модная в кино: «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова, «Край» Алексея Учителя. Вы тоже замахнулись на великое?
— Этим фильмом я хочу вернуть доверие телезрителей. Поэтому мы создавали его с абсолютной достоверностью. Не имели права сделать ни единого шага в сторону. Это касается и сценария, и подбора актеров, и вооружения, и костюмов, и декораций. Картина — реализация моей детской мечты. Как-то отец дал почитать мне книгу Сергея Смирнова «Брестская крепость». Я был потрясен. Представлял, какое кино могло бы получиться. Но в жизни я занимался совершенно другими делами и никогда не думал, что смогу приблизиться к своей идее. Поэтому когда четыре года назад мне предложили стать председателем телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии, сразу согласился. Отчасти потому, что это был шаг к осуществлению моей мечты. И предложил создать фильм «Брестская крепость» как первый кинопроект Союзного государства, объединяющий нас. Понятие Союзного государства через этот фильм было бы правильно подано для наших народов. Удивительно, но мое предложение нашло поддержку, хотя бюджет на фильм я пробивал не без труда.
- Большой?
— Сначала выделили 225 миллионов российских рублей, потом Владимир Путин, которому очень понравилась идея фильма, дал на окончание производства картины еще 28 миллионов рублей. Всего получается восемь с половиной миллионов долларов, хотя для такой картины это крайне мало. Продюсеры, к которым обращался, соглашались начинать переговоры, когда речь шла не меньше чем о 20 миллионах долларов. Но нам удалось снять фильм за восемь. Мало кто верит, что с таким бюджетом подобное осуществимо. (Бюджет «Утомленных солнцем-2», например, составил 55 миллионов долларов, «Края» — 11 миллионов долларов. — Авт. ) Я очень устал за эти три года, но счастлив, что удалось все доделать.
- Имея актерское и режиссерское образование, вы выступили в фильме в роли продюсера. Не хотелось самому сыграть одну из ролей или стать у камеры?
— Во-первых, в этом фильме для меня роли нет, во-вторых, считаю некорректным сниматься в картине, которую сам продюсирую. Режиссерских амбиций у меня тоже не было. Понимал, что не сделаю хорошо. Нужен профессионал, способный осуществить это лучше меня. Слава богу, такой человек нашелся. Гораздо больше мне нравится заниматься продюсерской деятельностью. Этому и постараюсь посвятить свою жизнь.
- Правда, что одну из ролей в «Брестской крепости» должен был сыграть Владимир Машков?
— Я предлагал ему роль майора Гаврилова, но на тот момент у него был очень плотный график, Владимир снимался в «Крае». «Я бы с удовольствием, но будет не очень хорошо, если у меня одна за другой выйдут сразу две военные картины, — сказал Машков. — С этой ролью достойно справился Саша Коршунов».
- Главный герой фильма — мальчик. Как ребенок перенес военные съемки?
— Меня предупреждали, что с детьми сложно работать, особенно в таких фильмах. Но Алеша Копашов просто подарок судьбы. Как только этот мальчик-кадет пришел на пробы на «Мосфильм», мы с режиссером Сашей Коттом сразу поняли, что он и есть наш герой: маленький, но уже взрослый мужчина. И играл замечательно. Все трюки сам делал: и с дерева прыгал, и в воду под бомбами нырял. Мы просто не могли найти другого мальчика-каскадера. Не знаю, как решит Алеша дальше свою судьбу, захочет ли стать актером, но в этой картине он состоялся.
- Снимали в Брестской крепости или строили декорации?
— Для меня было принципиально — работать в самой крепости. На ее территории построили трехслойную декорацию, позволявшую производить съемки в мирное время, в годы войны и после нее. Очень важно, что в картине снимались жители города Бреста, которые, как вы понимаете, по-особому относятся к этой теме. Вот и премьеру фильма мы решили сделать именно в крепости, под открытым небом, пригласив всех желающих. Был эффект 3D: сидим с актерами в Брестской крепости и видим ее на экране
В фильме много компьютерной графики. Но старались сделать так, чтобы зритель не заметил, где настоящие самолеты и взрывы, а где — бутафория. Конечно, воспроизвести взрыв 1800-килограммовой бомбы, которую немцы сбросили на Брестскую крепость, без компьютерной графики нельзя. Этот взрыв снимался частями на полигоне, потом компьютерщики все это собирали, дорисовывали. Работа была интересной, во многом даже уникальной.
- Кроме того, что занимаетесь продвижением фильма, вы еще и участвуете в проекте «Лед и пламень», где танцуете и катаетесь на коньках.
— Для меня проект является своего рода отдушиной, я там абсолютно переключаюсь. В силу возраста (в декабре Игорю Угольникову исполнится 48 лет. — Авт. ) мне тяжело бороться с молодежью, но стараюсь. У меня замечательная партнерша — Лена Бережная. Нас называют особой парой, не похожей на остальных. Понятно, что сражаться за первое место наряду с Татьяной Навкой и Алексеем Воробьевым или Алексеем Ягудиным и Марией Кожевниковой трудно, но за второе — поборемся.
- Вы в танце сильны, учились же степу в Нью-Йорке.
— В Америку я поехал главным образом для того, чтобы посмотреть страну, пройти стажировку на канале Эн-би-си, но параллельно увлекся танцами. Начал посещать танцевальную школу в свободное от телевидения время. Даже получил степовые ботинки от знаменитого американского актера, хореографа и танцора Грегори Хайнса. «Вот это ботинки для русских ног. Вы посмотрите на эти русские ноги!» — сказал он, вручая мне обувь.
- Чем же они отличаются от американских?
— Честно говоря, я так и не понял (смеется). Разумеется, тренироваться нужно ежедневно, чтобы не потерять навыки. А я степовые ботинки не надевал почти 20 лет. Думал, придется учиться заново. Но воспоминания будто сами включились. Лена Бережная быстренько за мной подтянулась, и получился отличный номер.
- На льду обошлось без травм?
— Я умудрился упасть прямо во время выступления. В середине номера, посвященного дискотеке 80-х, вдруг споткнулся, в прямом смысле слова растянувшись на льду. Долю секунды лежал на спине, не понимая, как такое могло случиться, а затем перевернулся на живот и начал картинно ползти. Прополз чуть ли не половину катка. После окончания номера мы с Леной пошли к бортику делиться впечатлениями с Настей Заворотнюк, и я снова растянулся, не заметив ковра. Ну и денек выдался! Но, как ни странно, жюри поставило нам высокие оценки, и мы остались пока в проекте.
Мне нелегко кататься, ведь недавно перенес операцию на руке. В театре получил травму. Из-за постоянной усталости и физической слабости (все-таки «Лед и пламень» выматывает) во время спектакля сел мимо кресла, сильно ударившись локтем об пол. Рука повисла, онемела, но я, сцепив зубы, доиграл сцену, хотя и были мысли: «Ну все! Откатался и отыграл». Пока находился на сцене, локоть распух, став вдвое больше. Но, к счастью, обошлось без перелома. Просто сильный ушиб. Пришлось делать операцию, чтобы убрать гематому. Теперь стараюсь кататься аккуратно, чтобы ничего не сломать.
- Вы стали популярным примерно 20 лет назад благодаря юмористическому шоу «Оба-на!» Оно вас уже не привлекает?
— Телевидение изменилось с той поры. Когда я работал, советское телевидение уходило, и мы делали новое. Нам не были нужны деньги, никто не составлял рейтинги, рекламы практически не было, поэтому мы занимались чистым творчеством. Через какое-то время я почувствовал, что творчество уходит на второй план. И зритель уже другой, и мы. Казалось, что покидаю навсегда телевидение, но прошло время, и появилось желание вернуться.
*Картина «Брестская крепость» (кадр из фильма), продюсером которого стал Игорь Угольников, очень точно передает реальную действительность. В главной роли снялся популярный актер Андрей Мерзликин.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»