Похоже, что гостеприимные украинские степи становятся меккой для путешественников, в частности для тех, кто передвигается по свету, оседлав мотоцикл. Недавно мы писали о том, как в Мариуполь заглянул потомок шведского коммуниста, ищущий родственников на просторах бывшего СССР. А теперь в этом же городе побывал британский пенсионер Йэн Коутс. Он таки нашел нечто родное в Украине — могилу своего прадеда, павшего в Крымской войне XIX века.
67-летнего англичанина Йэна Коутса уже давно прозвали «Одиссеем нашего времени». Родное графство Йоркшир в Британии он покинул в 1999 году. За это время Коутс проехал порядка 270 тысяч километров, посетив 70 стран мира. Он пересек Африку, Австралию, Новую Зеландию, Северную и Южную Америку, из Канады направился на Аляску — а оттуда паромом во Владивосток.
(На фото)О проделанном Коутсом пути свидетельствуют многочисленные наклейки на его мотоцикле. На этой машине уже просто свободного места нет!
— Жизнь очень коротка, и многие из нас становятся мертвецами задолго до своей смерти, — говорит Йэн Коутс. — Когда твоя семья уже выросла, езжай! Если жена хочет отправиться с тобой, бери ее, если нет — все равно поезжай. Своей жене Джудит я перед отъездом сказал, что отправляюсь на четыре месяца в Африку. Но, когда путешествие растянулось до года, понял, что торопиться не стоит, — все равно безнадежно опоздал.
Единственными постоянными спутниками этого человека на долгие годы стали старенький мотоцикл «Хонда» 1991 года выпуска, палатка, простая одежда и фотоаппарат. Правда, выглядит этот немудреный багаж, навьюченный на мотоцикл и спереди, и сзади, все равно внушительно. Передвигается Йэн Коутс без GPS, ориентируясь по солнцу и карманному атласу. Стоит отметить, что старая «Хонда» вызывает у любого байкера неподдельный восторг. Эту модель давно сняли с производства, но именно на ней совершают свои кругосветки самые заядлые мотопутешественники. С женой, детьми (их у него двое) и внуками Коутс поддерживает связь по электронной почте. Впрочем, жена Йэна не выдерживает такой долгой разлуки: она уже шесть раз навещала своего «Одиссея» в пути, предварительно договариваясь с мужем о встрече. Побывала госпожа Коутс и в Украине.
На обратном пути из Владивостока британский пенсионер проехал через Хабаровск, Улан-Удэ, Иркутск, озеро Байкал, Ангарск, Красноярск, Кемерово и заехал в Новосибирск, где немного задержался. Потому что в Новосибирской области у британца есть соотечественник, который создал в Сибири ферму. А Коутса хлебом не корми, дай поработать: «Мне нравится жить на фермах, там я помогаю по хозяйству, чем могу». Впрочем, хлопочет старый бродяга не без пользы для себя: останавливаясь на фермах, он пасет скот, зарабатывая себе на бензин и пропитание. Его даже брали на судно в качестве инженера. И неудивительно: Коутс по профессии инженер, он запатентовал больше 40 изобретений. Когда Йэн понял, что родных он обеспечил, то решил, что пора уйти на пенсию и наконец-то осуществить мечту юности: объехать мир не спеша.
В Сибири Коутс, по его словам, жалел об одном: о том, что не встретились ему по пути волки и медведи. Он считал, что Сибирь, как показывают в голливудских фильмах про СССР, — это безлюдная глушь, населенная в основном непуганым зверьем, которое бродит возле редких деревенек в лесу. А во Владивостоке таможенники приняли путешественника за шпиона. Этот город из-за своего приграничного положения до самого развала СССР был «закрытым» — въезд только по пропускам. И менталитет у дальневосточных таможенников остался, вероятно, еще с тех времен: раз въезжает в город, а по-русски не говорит, значит, непременно шпион, везущий в город ядерную боеголовку.
В общем, если бы не байкеры, которых англичанин постоянно встречал на постсоветском пространстве (в том числе и в Сибири), то пришлось бы ему очень трудно. Бывать на байкерских фестивалях — еще одно любимое занятие Коутса. Так он забывает о своем возрасте.
Именно байкеры спасли британца от дальневосточных таможенников. А украинские байкеры, с которыми он встретился в Севастополе, собрались увезти Коутса в Москву — на свое шоу, которое должно было состояться в крупнейшем байкерском центре «Ночные волки». Кстати, в Крыму Коутс встретил не просто мотолюбителей, а севастопольское отделение самого известного в Украине клуба «Ночные волки». У «волков» ему так понравилось, что он задержался в городе аж на три месяца!
— К Йэну даже его супруга на три недели в Севастополь приезжала, и планирует приехать сын с внуком, — рассказал президент Севастопольского отделения «Ночных волков» Виктор Потапов. — Коутсы уже подумывают о том, чтобы приобрести недвижимость в Крыму. Эта идея посетила англичанина после того, как он нашел, можно сказать, могилу родственника: на мемориале памяти в Симферополе Йэн увидел фамилию своего прадеда, павшего на нашей земле в годы Крымской войны.
Для юного читателя напомним: Крымская война 1853-1856 годов велась между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства.
«Ночные волки» из Севастополя, с которыми Коутс прибыл в Мариуполь, в Москву на свой слет попали, а вот англичанин — нет. Оказалось, для того, чтобы Коутсу снова разрешили въехать в Россию, ему нужно было вернуться за визой в Англию! Тогда Йэн прямо от границы взял да и дернул обратно в Крым, где ему так понравилось. Ведь домой в Англию, даже ненадолго, он пока возвращаться не планировал: впереди ждала Европа.
Из Украины англичанин намерен был двинуться в Польшу и лишь затем, покатавшись по Европе, вернуться в Великобританию. И сколько там той Европы по сравнению с просторами Сибири? Но, по мнению заядлого путешественника, на преодоление этого отрезка пути у него уйдет не менее года! Правда, изучив за три месяца «совместной жизни» характер своего англоязычного попутчика, севастопольские «волки» заявили, что не удивятся, если из Европы дедушка махнет в Японию. Путь, конечно, не прямой будет, но для Коутса такая «верста» — не крюк. Не поехал же он в свое время из Владивостока в Москву. Сначала отправился в Крым, а лишь потом заинтересовался Белокаменной. И то только из-за легендарного байкерского центра, о котором ему так красочно рассказывали севастопольские «Ночные волки».
На въезде в Мариуполь «волков», привезших с собой британца, встречали приазовские байкеры. Кормили своих крымских «братьев» и их английского подопечного ухой и арбузами. Кого мариупольские байкеры только не встречали в этом году! Напомним, в августе в наши края наведывался потомок шведского коммуниста, который ищет на просторах СНГ родственников — внебрачных детей своего дедушки.
Британский пенсионер, в отличие от шведа, ничего подобного в наших степях не искал. Однако женщины России и Украины не оставили англичанина равнодушным.
— Они потрясающе красивы, притом не только молоденькие, но и дамы в возрасте, — поделился Коутс.
С нашими женщинами, по мнению Йэна, не стыдно и по центральным улицам Лондона пройтись! А во Владивостоке, по словам британского пенсионера, женщины так нарядно одеваются, что он, увидев местных жительниц, решил, будто в городе праздник.
О своих впечатлениях от многолетнего путешествия Коутс планирует рассказать в мемуарах, за которые возьмется, как только вернется в Англию. Вот только когда он вернется? Он же еще в Японии не побывал. Домой Йэн опять же не торопится