Посетив Киев, известный винный эксперт из Тосканы Розарио Камильери рассказал «ФАКТАМ» об особенностях вин «мерло», которые предпочитают президент Италии Джорджо Наполитано и король Швеции Карл Густав ХVI
Зарубежные винные эксперты в Украине нынче частые гости. Заграничных вин на полках супермаркетов появляется все больше, но пока немногие потребители могут ответить на вопрос, чем «мерло» отличается, к примеру, от «каберне».
Как утверждают отечественные сомелье, многие покупатели в Украине приобретают вина, ориентируясь на цену: мол, чем дороже напиток, тем лучше. Еще часть потребителей отдают предпочтение вину «по названию». Но пока очень немногие оценивают качество вина, исходя из того, в каком регионе его изготовляют и кто производитель.
Винодельня была основана в 1972 году, когда четыре состоятельных семейства из Рима стали владельцами 250 гектаров земли и двух старинных двухсотлетних вилл. В конце 1970-х в хозяйстве начались активные эксперименты с сортами винограда. В 1982 году впервые в Тоскану был завезен сорт винограда «мерло».
Время расцвета винодельни наступило в 1988-м, когда управление компанией перешло в руки 23-летней Лоренцы Себасти — представительницы второго поколения владельцев. Выпускница университета, не задумываясь, покинула Рим и поселилась на тосканской вилле, решив посвятить свою жизнь виноделию. А спустя еще четыре года состоялась помолвка Лоренцы и тосканского энолога (специалиста по вину и технологии его изготовления. — Авт. ) Марка Палланти. Молодожены начали воплощать в жизнь амбициозный план, решив стать лучшими в регионе. Задача оказалась не из простых, так как виноградники располагались на высоте 400-500 метров над уровнем моря. Однако прошло совсем немного времени, и самый авторитетный справочник Италии Гамберо Россо поставил высшую оценку — «три бокала» — одному из вин хозяйства.
Далее награды посыпались одна за другой. В 2002 году Марко Палланти признали лучшим энологом Италии. Вершиной виноделия Кастелло ди Ама стало легендарное вино L' Apparita 2006 года. Оно считается лучшим «мерло» в мире, а 2006-й — лучший год урожая винограда в Италии.
- Какие тона характерны для «мерло»?
— Ежевики, черносмородинового ликера, мореной вишни, брусники и йода. Аромат вина очень интенсивный, а послевкусие яркое. Очень необычен цвет вина — оно практически черного цвета.
- Общеизвестно, что «мерло» — красный сорт винограда. Однако недавно прочла, что бывает и белый. Это правда?
— Думаю, ошибка.
- Чем отличается «мерло» от «каберне»?
— «Мерло», в котором присутствуют легкие тона лесных красных ягод и мяты, считается более женским. «Каберне» же более строгое, поэтому часто их купажируют (изготовление напитка из нескольких сортов винограда. — Авт. ).
- Как объяснить, что «мерло» одного и того же года сбора урожая стоит по-разному: одно — десять евро за бутылку, второе — сто евро?
— Все элементарно. Для первой бутылки понадобилось десять килограммов винограда, для второй — 70 килограммов. Каждый винодел сам решает для себя: получить с гектара виноградников 100 бутылок вина по 10 евро или 10 бутылок по 100 евро. Конечно, продать вино стоимостью десять евро за бутылку получится быстрее. Поэтому второй путь выбирают те, для кого виноделие — не ремесло, а искусство. Они вкладывают в создание вина всю свою душу и сердце. Их вино — не просто напиток, а произведение искусства, нередко достигающее уровня шедевра.
К слову, все производственные операции на винодельне Кастелло ди Ама делаются вручную. Это тоже один из показателей качества вина.
- Ваши вина продаются на мировых аукционах?
— Мы продаем в год не больше шести бутылок старого вина. Это железное правило нарушалось лишь однажды, когда приезжали друзья семьи Палланти и очень просили продать несколько бутылок из запасников. Им продали три бутылки.
- Какие новые тенденции наметились в продажах вин после кризиса?
— Итальянские и французские элитные вина становятся доступными среднему классу. До кризиса они считались атрибутом роскошной жизни. Покупатели со средним достатком порой к ним даже не подходили, заранее решив, что это им не по карману. Поэтому покупали аргентинские, чилийские, южноафриканские вина. Ситуация изменилась. Потребитель понял, что хорошее итальянское и французское вино — не обязательно дорогое. Многовековые традиции не позволяют нам делать некачественное вино. Халтурить мы просто не умеем.