Житейские истории

«Боюсь, сейчас найдется отец старших внучек, о котором мы уже тринадцать лет не слышали, заявит о правах на детей, и государство перестанет выплачивать им сиротские деньги»

0:00 — 3 апреля 2010 eye 1146

Две сестрички-мулатки покорили сердца зрителей после участия в отборочном туре конкурса «Україна має талант!», который был показан телеканалом СТБ 19 марта

Оказывается, у Эвелин и Жаслин есть еще младшенькая сестричка Настя. Их бабушка, 64-летняя полтавчанка Надежда Матийченко, одна воспитывает трех внучек. Каждая из девочек обладает множеством талантов, для развития которых нужны немалые средства.

В тридцать три года полтавчанка Анна Рафанумезана оставила сиротами трех дочерей. У нее был еще и сын, самый младший. Но мальчик умер (как считают в семье, по вине медиков), едва ему исполнилось восемь месяцев. Этой трагедии Аня не смогла пережить — на фоне нервного потрясения женщина начала стремительно угасать. Ее не стало три года назад, когда младшей из девочек не было еще и шести лет.

Перед смертью Анна просила свою мать: «Я бы хотела, чтобы дети остались с тобой. Никуда не отдавай их».

«Когда у вас появятся свои внуки, вы можете отдать их в интернат. А мои будут со мной… »

«Надя, мне очень жаль тебя, — встретил как-то сосед Надежду Матийченко, только похоронившую дочь.  — Как ты одна на старости лет будешь справляться с тремя детьми? Могла бы оформить их в интернат, а к тебе они приходили бы только по выходным… » «Вот когда у вас появятся свои внуки, вы можете их туда отдать. А мои будут со мной… » — резко ответила Надежда Константиновна.

- Конечно, я была против дочкиного замужества, — сознается многодетная бабушка, пока девочки нас не слышат.  — Когда она рассказала мне, что встречается с темнокожим парнем, я запретила ей появляться с ним в нашем дворе, чтобы люди не судачили. А чуть позже Аня поставила меня перед фактом: они с Мартином расписались и переезжают жить из Харькова, где оба учились, ко мне в двухкомнатную квартиру.

Вопреки ожиданиям зять-мадагаскарец Надежде Константиновне сразу же понравился. И не таким уж он темнокожим оказался, и мамой ее сразу же начал называть, и с домашними обязанностями легко справлялся — стирать любил, готовить. Да и во дворе все его стали уважать, потому что Мартин был очень культурным, воспитанным человеком и со всеми приветлив. Даже сейчас, когда женщина бывает в своем старом дворе, люди спрашивают, нет ли новостей от него.

- Появления первой внучки я ожидала с тревогой, — продолжает моя собеседница.  — Меня мучили мысли: как я буду относиться к этому ребенку? Но как только Эвелин родилась, тут же все сомнения исчезли. Я прикипела к ней всем сердцем, и даже сейчас, не в обиду остальным внукам, она моя любимица. Мартин тоже души не чаял в дочке. По ночам, бывало, даже чаще вставал к ней, чем Аня, — кормил, носил на руках, когда плакала.

Но была в молодой семье одна проблема: Мартин, окончивший сельскохозяйственный вуз, нигде не мог устроиться на работу. Аня, имея грудного ребенка, продолжала учиться на художника в Харькове. В общем, единственным источником доходов для молодой семьи являлась бухгалтерская работа Надежды Константиновны. А ведь у нее был еще и сын, в то время несовершеннолетний.

- Дочка, глядя на моральные страдания мужа, пыталась всячески его приободрить. Вплоть до того, что находила ему друзей среди студентов из Африки, чтобы он мог общаться с ними по-французски, — вспоминает прошлое Надежда Матийченко.

Эвелин был годик с небольшим, когда молодая семья в поисках лучшей жизни отправилась на остров Мадагаскар. Увы, счастья там не нашла. Супруги жили то у одних родственников, то у других, так как своего дома не имели. И денег у них по-прежнему не было — найти работу в бедной аграрной стране не удавалось даже специалисту по сельскому хозяйству, а уж его жене-иностранке и подавно.

- Мартин оказался непрактичным в жизненных вопросах, — вздыхает Надежда Константиновна.  — Аня рассказывала, что ей пришлось заниматься трудоустройством мужа на его родине. Она решила использовать его талант музыканта и певца. Ведь Мартин имел необыкновенный голос и прекрасно владел множеством национальных музыкальных инструментов. В общем, дочь уговорила мужа заняться организацией вечеров отдыха для местной молодежи и сама активно помогала ему в этом, будучи беременной уже вторым ребенком. Но рожать там все же не рискнула, вернулась в Полтаву.

Имя для второй дочери тоже выбирал отец. В одном из писем он написал, что хотел бы назвать девочку Жаслин. Жося, как теперь обращаются близкие и друзья к этой симпатичной мулаточке, так и не узнала отцовской ласки — ее папа еще до ее рождения вдруг перестал отвечать на письма. Где он и что с ним, никто не знает до сих пор.

«Я совсем упала духом, когда Игорь Кондратюк сообщил, что «доброе» жюри завалило всех участников, выступавших передо мной»

- Вот папа сестричек, — порывшись в чулане, достает оттуда рисованный портрет красивого темнокожего мужчины самая младшая из девочек, девятилетняя Настя.  — А это мамин автопортрет, — ставит рядом еще одну картину.  — Она рисовала сама себя, глядя в зеркало. И вот эти картины, что у нас на стенах висят, тоже ее работы. Правда, красивые?

- Очень красивые! — восхищаюсь.  — Она их продавала?

- Нет, — отвечает Надежда Константиновна.  — Писала для души. Работала не по специальности, на заводе, получала за это копейки, однако своим талантом не торговала. Такая активная, шустрая была, но, как многие творческие натуры, непрактичная.

Анна оставалась замужней женщиной без мужа. Поиски Мартина оказались безуспешными, и через какое-то время в ее судьбе появился другой мужчина. Однако он тоже исчез, как только родилась Настя. Забрал маму с малышкой из роддома, и на этом его участие в жизни девочки закончилось. Даже свою фамилию не захотел дать ребенку. Поэтому Настя носит столь необычную при своей славянской внешности мадагаскарскую фамилию.

Попытка Анны обрести в третий раз женское счастье закончилась и вовсе трагически. Смерть маленького сына привела к смерти и ее самой.

Все, что могли оставить детям их родители, — это таланты. Все три сестрички — чрезвычайно одаренные девочки. У них не дом, а целый музыкальный оркестр. Собравшись под вечер все вместе, девчонки по очереди принимаются играть каждая на своем музыкальном инструменте. Девятилетняя Настя складывает маленькую флейту, чтобы я послушала только что разученную ею «Перепелку». Берет за душу старенькая скрипка в руках тринадцатилетней Жаслин. А пятнадцатилетняя Эвелин подносит к губам строгий черный кларнет…

Эвелин — самая титулованная и самая знаменитая из сестер. Помимо кларнета, она освоила уже электрогитару. Кроме того, серьезно занимается вокалом, играет в самодеятельном театре, рисует. А после участия в отборочном туре народного конкурса «Україна має талант», который был показан телеканалом СТБ 19 марта, у нее появилась масса поклонников. Теперь каждый день юная артистка получает десятки электронных писем с восторженными отзывами. «Это приятно, но утомительно — у меня нет времени отвечать каждому», — сознается Лина.

По итогам трех отборочных туров Эвелин Рафанумезана вошла в полсотню лучших участников конкурса (к сожалению, Жаслин, тоже принявшая в нем участие, отборочные туры не прошла). Песня украинской певицы Гайтаны «Не йди!» принесла ученице полтавской средней школы № 4 большой успех. Едва девочка взяла первые аккорды песни, зал буквально взорвался аплодисментами. Ее сильный чистый голос передавал настоящие эмоции, поэтому зал пел и плакал вместе с ней.

- Я могла бы лучше выступить, если бы мне добавилось хоть чуть-чуть уверенности на сцене, — говорит Эвелин.  — Во-первых, нанервничалась за кулисами, часа три ожидая своей очереди. Хорошо, психолог подсказала, как убрать дрожь в коленках. Во-вторых, председатель жюри Игорь Кондратюк, только я появилась перед жюри, «успокоил» тем, что еще никому передо мной не удалось пройти конкурс.

«Вот кого нужно на «Евровидение»! Настоящий талант. Без всяких там примочек и денег», — тут же появились отзывы в интернете на выступление Эвелин. А на звонки и sms-ки с поздравлениями она едва успевала отвечать.

- Меня даже на улице начали уже узнавать, — скромно улыбается черноглазая красавица с пышными длинными волосами.  — Люди говорят, что будут болеть за меня и дальше. Моей следующей конкурсной песней будут «Чорнобривцi».

Увы, профессионально учиться вокалу в ближайшее время Эвелин не сможет — бабушка боится отпускать ее в другой город в столь юном возрасте, а в Полтавском музыкальном училище нет соответствующего отделения. Остается идти «на кларнет».

- Хочешь выиграть миллион гривен? — спрашиваю девочку.

- Нет, что вы! Бабушка говорит, нам деньги не нужны. Не ради них я участвую в конкурсе. Моя цель — показать себя и попасть в десятку лучших. Посмотрев выступления других, я убедилась, что в Украине очень много самых разнообразных талантов. Лично меня поразила женщина-»пластилин». Как она выкручивает свое тело, ума не приложу.

«В нашем старом частном доме просторно, вот только ни газа, ни воды у нас нет»

Свободного времени у сестричек мало. Жаслин рассказывает, что в понедельник после уроков она, например, учится играть на фортепиано и изучает историю искусств, во вторник у нее занятия по классу скрипки, в четверг и в субботу ходит в театральную студию, в пятницу — на сольфеджио и опять на скрипку. Только по средам никаких дополнительных нагрузок. Поэтому этот день девочка отводит на то, чтобы сделать часть уроков заранее.

- А по воскресеньям мы ходим в церковь, — дополняет Жосю Настя — малышка с огромными белыми бантами в двух косичках. Она, как и старшие девочки, готова записаться еще в несколько кружков — ей все интересно. Однако бабушка просит сосредоточиться на чем-то одном. Тем более что одаренную девочку Малая академия искусств готовит к участию на следующий год в областном конкурсе талантов «Юный виртуоз» (в нем, кстати, дважды успешно выступала и Лина), и нужно серьезно трудиться. То, что Настю взяли в ансамбль флейтистов, в котором она сейчас самая маленькая, уже говорит о многом.

- А я очень хочу на спортивные танцы записаться, но это стоит восемьдесят гривен в месяц. Бабушка точно не сможет оплатить, — огорченно вздыхает Жаслин, сидя за компьютером.

- Да уж, спонсора у нас нет. Конечно, детские увлечения обходятся мне очень дорого. Уроки вокала для старших — по 120 гривен, театральные студии — по сто, да еще занятия на электрогитаре для Эвелины столько же, — подсчитывает бабушка.  — И практически каждый инструмент надо купить за свои деньги: флейта в 150 обошлась, кларнет — в полторы тысячи… Я не говорю уж о ценах на наряды. А девчата же у меня переборчивые! «Это платье под мою песню не подходит!» — заявляет Эвелин, всего дважды надев его. Ищем новое, упрашиваем продавцов о скидках… Конечно, многое от старших переходит младшим. Жося уже догоняет по комплекции Лину, поэтому могут меняться одеждой. Хотя тут же начинают ругаться из-за этого — просто потому, что в один и тот же момент обеим нужна одна и та же вещь. Но я всегда наряжаю своих внучек, как куколок. На чем-то сэкономлю, себе чего-то не куплю, а им отказать не могу.

- И вы говорите, что вам не нужен миллион?

- Зачем так много? Нам бы только веранду достроить этим летом. Вы же видите, живем мы в старом частном доме, который достался мне в наследство от покойной свекрови. Квартиру с удобствами оставила сыну, у него тоже ребенок растет, а нам тут просторнее, хотя здесь удобств никаких. Газ не подведен, слива нет. Поэтому у нас ни ванны, ни туалета, и автоматическую стиральную машину нельзя установить. В общем, условия спартанские. Но самое главное — мы все вместе, и дети у меня просто замечательные.

Чем дальше, тем больше девочки осознают цену своих жизненных утрат. Конечно, больше всего в родительском тепле нуждается Настя. Это чувствуется по тому, с какой нежностью она смотрит на мамин портрет, который недавно нарисовала Эвелин, как искренне говорит, что больше всех любит свою бабушку. Старшие сами уже начали разыскивать отца в интернете. Им ведь так хочется, чтобы папа гордился их успехами! Да и просто не на фото или портрете увидеть его… К сожалению, никаких зацепок.

- А я снова боюсь, — вытирает влажные глаза Надежда Константиновна.  — Вдруг объявится Мартин и заявит свои права на дочек? Тогда государство перестанет выплачивать им материальную сиротскую помощь. Сейчас лишь благодаря этой поддержке они могут развивать свои таланты. Он же не сможет их обеспечить… Хотя зла я на него не держу. И понимаю, что отца детям не заменит никто.