В Государственной таможенной службе Украины грядут значительные перемены. Например, за последние месяцы упразднено несколько региональных таможен, изменился порядок определения таможенной стоимости многих товаров. Однако на этом руководство Гостаможслужбы останавливаться не собирается. На днях на суд общественности была вынесена концепция реформирования ведомства, в которой предлагается целый ряд принципиальных нововведений. О том, как планируется изменить работу таможни, рассказал председатель Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник.
— Зачем понадобилась глубокая реформа таможенной службы?
— Таможенная служба Украины требует достаточно серьезного реформирования. Семь месяцев назад, когда наша команда приступила к работе, мы столкнулись с тем, что служба представляла собой полностью разбалансированную систему. Негативные тенденции, в частности контрабанда, минимизация налогообложения путем занижения таможенной стоимости, приносили существенный ущерб экономике Украины. Изучив все проблемы, мы разработали концепцию реформирования таможенной службы, которая получила название «Лицом к людям». В ней изложены организационные, технические, структурные и другие изменения, внедрение которых позволит радикально улучшить работу таможенной службы и привести ее к европейским стандартам.
В результате предложенных реформ бизнес получит прозрачные правила внешнеэкономической деятельности, условия для честной конкуренции. Гражданам будут созданы условия для комфортного пересечения границы. А государство выиграет от увеличения поступлений в бюджет, более эффективной борьбы с контрабандой.
— Каким образом вы планируете этого достичь?
— Предлагается достаточно много новшеств, которые в корне изменят работу таможенной службы. Назову лишь основные из них.
В первую очередь необходимо сократить влияние человеческого фактора на работу таможенной службы. Ведь всем известно, что даже самые лучшие начинания могут провалиться из-за некомпетентности, халатности или саботажа работников. Поэтому уже издан целый ряд приказов, которые устанавливают четкие временные рамки таможенного оформления товаров, создают систему контроля действий должностных лиц и их ответственности за нарушения законодательства.
Кроме того, таможня выступила с инициативой декриминализовать статью Уголовного кодекса Украины о борьбе с контрабандой. Мы считаем, что нарушение таможенных правил должно считаться не уголовным, а административным правонарушением. Ведь мотивом такого преступления, как контрабанда, является жажда наживы. И наказание за экономическое преступление тоже должно быть экономическим. Сегодня мы предлагаем внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми контрабандистам угрожала бы не тюрьма, а конфискация товара и штрафы. Это позволит более эффективно бороться с правонарушениями и пополнить госбюджет.
Естественно, такие новшества не должны касаться преступлений, связанных с перевозкой наркотических, психотропных веществ, культурно-исторических ценностей. В этих случаях необходимо уголовное преследование.
Еще одно наше предложение — предоставить таможне право заниматься оперативно-разыскной деятельностью. Украинская таможня — последняя в Европе и даже в странах СНГ, которая до сих пор не наделена таким правом. А поскольку мы не имеем необходимых полномочий, то лишены возможности оперативно реагировать на совершающиеся правонарушения. Мы не можем даже на равных участвовать в обмене оперативной информацией с нашими коллегами из соседних стран.
— Одна из задекларированных целей реформы — увеличение поступлений в бюджет. Означает ли это, что будут повышены размеры пошлин?
— Нет. Так вопрос не ставится вообще. Никакого повышения таможенных сборов не планируется. Речь идет о том, чтобы добиться правильного таможенного оформления всех без исключения товаров. Таким образом мы сможем достичь значительного повышения поступлений в бюджет.
Кроме того, очень важно, чтобы пошлину платили с реальной стоимости товаров. Ведь сегодня импортеры в ряде случаев указывают в декларациях заниженные цены товаров и таким образом сокращают таможенные платежи. Именно поэтому за последнее время в таможенной службе проведена большая работа, направленная на то, чтобы дать ее сотрудникам возможность правильно оценивать реальную таможенную стоимость различных товаров.
— Недавно были ликвидированы несколько региональных таможен. Улучшило ли это работу службы?
— Семь месяцев назад в составе Государственной таможенной службы работали 46 таможен. Теперь их только 28. Раньше в некоторых областях было по три-четыре таможни с одинаковыми полномочиями. Естественно, это негативно сказывалось на управляемости системы и противоречило административному делению страны. Ведь в каждой области есть одно управление внутренних дел, одна налоговая администрация и так далее. И при этом почему-то несколько таможен. Теперь наша система приведена к общему правилу. В каждой области работает одна таможня. Это положительно сказывается на работе системы, обеспечивает однотипность принимаемых решений.
— Часто можно слышать нарекания на то, что прохождение таможни занимает слишком много времени. Сократится ли время досмотра после реформы?
— На сегодняшний день при пересечении границы Украины товары проходят не только таможенную проверку. На границе располагаются девять различных контролирующих организаций, каждая из которых работает независимо от других. Естественно, это затягивает процесс пересечения границы. Наши предложения состоят в том, чтобы на границе Украины, как и в большинстве европейских стран, остались только две службы — пограничники и таможня. Это ускорит и упростит процесс перемещения товаров.
Если удастся создать такую систему, то, по нашим расчетам, время таможенного оформления одного человека на границе не будет превышать трех минут, легкового автомобиля — семи минут, автобуса — 20 минут. Таким образом, мы избавимся от очередей на границах.