Отменено сразу несколько очень важных для защиты прав автомобилистов инструкций и приказов, в том числе разрешавших гаишникам контролировать скоростной режим на расстоянии не меньше чем километр от начала населенного пункта
Сейчас автомобилисты уже привыкли к новым, гораздо более высоким штрафам за нарушение Правил дорожного движения. Но, когда два года назад они лишь вступали в силу, многие автолюбители не скрывали возмущения. Не секрет, что нарушения в нашей стране зачастую провоцируются плохим состоянием дорог или абсурдными дорожными знаками. И пользоваться этим, сурово наказывая водителя под предлогом формального выполнения закона, в какой-то мере даже цинично.
Вероятно, по этой причине в милиции постарались по возможности исключить спорные ситуации на дороге. Появилось несколько приказов и распоряжений, в которых, к примеру, инспекторам предписывалось во время несения патрульной службы использовать только служебный транспорт ГАИ (были случаи, когда съемка «Визиром» велась из обычных, припаркованных у обочины автомобилей). Контролировать скорость гаишники обязаны были не где удобнее подлавливать водителей, а на участках дороги, на которых по причине превышения скорости часто происходят ДТП. Вдобавок, если съемка велась в автоматическом режиме, водителей об этом должен был предупреждать специальный дорожный знак. Запрещалось «прятаться в кустах» — следить за соблюдением Правил дорожного движения инспектор имел право с открытого места. Ловить на «фару» за превышение скорости разрешалось лишь на расстоянии не меньше чем тысяча метров от начала населенного пункта (за городом можно ехать 90 километров в час, в населенном пункте, название которого написано на знаке на белом фоне, — не более 60 километров в час).
Сотрудникам ГАИ также предписывалось «исключить случаи документирования нарушения Правил дорожного движения, совершенных в результате ненадлежащего содержания проезжей части». Иными словами, если вы были вынуждены, объезжая огромную яму на своей полосе, пересечь сплошную разделительную линию и выехать на встречную полосу, не создавая помех встречному транспорту, то такое нарушение инспектор ГАИ не имел права фиксировать. Гаишникам также запрещалось при составлении протоколов игнорировать показания свидетелей и очевидцев. Инспекторам указывалось, что они при вынесении наказания обязаны неукоснительно выполнять статьи Админкодекса, где говорится о смягчающих вину факторах (например, совершение нарушения под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств).
Разумеется, не везде и не всегда все эти предписания выполнялись. Однако нарушение инспектором ГАИ инструкций и распоряжений МВД в любом случае давало автолюбителям хорошие шансы, что написанную ими в вышестоящие инстанции жалобу рассмотрят и удовлетворят. Увы, недавно Департамент ГАИ заявил о том, что ряд нормативно-правовых документов, о которых мы сказали выше, теперь отменен. Появятся ли вместо прежних, защищавших права автолюбителей распоряжений, какие-либо новые документы, не известно. Так что лишняя бдительность водителям сейчас не помешает.