История современности

Народный артист Украины и России Матвей Ошеровский: «Идея взлетающего в небо Олимпийского Мишки пришла мне во сне»

17:44 — 17 ноября 2010 eye 1728

Исполнилось 90 лет со дня рождения известного театрального режиссера, «крестного отца» знаменитого талисмана Олимпиады-80

Выпускник актерских и режиссерских курсов ГИТИСа (Государственный институт театрального искусства, ныне — Российская академия театрального искусства) Матвей Ошеровский дебютировал как актер в Украине, в Харьковском украинском драматическом театре имени Шевченко, сыграв Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Там же он впервые выступил в качестве режиссера, поставив пьесу Александра Галича «Вас вызывает Таймыр». Уже в 26 лет Ошеровский стал главным режиссером Воронежского, а чуть позже — Краснодарского театра музыкальной комедии. А спустя шестнадцать лет он возглавил Одесский театр музыкальной комедии. Но самой фантастической его идеей стал «улетающий Мишка» на Московской Олимпиаде-80, навечно оставшийся в памяти миллионов людей всего мира…

«Марлен Хуциев, снимавший в Одессе «Весну на Заречной улице», сказал мне: «Если поймешь душу этого города, построишь подлинно одесский театр»

 — В Одессу я попал случайно, — рассказывал Матвей Ошеровский корреспонденту «ФАКТОВ».  — Вынудили личные обстоятельства. В Краснодаре у меня не сложились отношения с одной женщиной, и мне хотели пришить аморалку… Я уехал в Москву в полном неведении: как быть, что делать? Благо, в друзьях недостатка не испытывал. В высоких кабинетах министерства культуры я познакомился с тогдашним директором Одесской музкомедии Дмитрием Островским, который как раз искал человека на должность главного режиссера. Он предложил это место мне. Я, конечно, заинтересовался и решил посоветоваться с друзьями. Дома у Николая Озерова в тот вечер собрались Сергей Бондарчук, Алексей Баталов, Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий, Марлен Хуциев. Друзья поддержали меня и посоветовали создать что-то чисто одесское. Марлен, снимавший на Одесской киностудии знаменитую «Весну на Заречной улице», сказал мне: «Если ты поймешь душу этого города, построишь подлинно одесский театр».

Это пожелание оказалось пророческим. Осуществив постановку трилогии — «На рассвете», «Трое с улицы Жанны» и «У родного причала», — Матвей Ошеровский навсегда связал свою судьбу с Одессой. Независимо от того, через какие испытания ему довелось пройти, он до последнего оставался одесситом.

Одесса изменила и личную жизнь режиссера. Здесь он познакомился с молоденькой выпускницей ГИТИСа Галей Грачевой, получившей распределение в музкомедию. Они расписались несмотря на то, что Матвей был на 24 года старше Гали, и счастливо прожили 35 лет.

 — В 1997-м и 2004-м в Одессе проходил Международный конкурс артистов оперетты и мюзикла имени Водяного. Жюри возглавлял Ошеровский, — вспоминает народный артист Украины Владимир Фролов, один из воспитанников Ошеровского, солист Одесской музкомедии.  — Я также входил в жюри, сидел рядом с Матвеем Абрамовичем, вместе мы выбирали победителей. Ошеровский очень любил молодых исполнителей, пытаясь дать им возможность проявить себя…

Первый курс, который он набрал в 1964 году, был наш — на базе Одесского театрального училища. О том, что главреж проводит набор, я узнал, когда уже месяц шли занятия. Рискнул, пришел на прослушивание, и меня взяли. Вот так в 16 лет определилась моя судьба, и в 1968 году я был зачислен в труппу.

Пройти сквозь «чистилище» МАО (такую аббревиатуру актеры придумали в театре для любимого Матвея Абрамовича Ошеровского) было непросто. Он был очень требовательным, жестким, подчас жестоким человеком, однако всегда справедливым. Доходило даже до… ботинкометания. Именно так поступил маэстро, разгневавшись на одну из своих воспитанниц. Правда, она сама — ныне известная певица Варвара — уточняет, что это произошло из-за ее взрывного характера. «Он брал меня к себе на курс, чтобы петь оперетту, — рассказывала Варвара, — а я после четвертого курса твердо решила, что буду выступать на эстраде, и замечания педагога меня выводили из себя. В конце концов Матвей Абрамович не смог сдержаться, снял ботинок и кинул его (конечно, не в меня, а на сцену). Это было только один раз».

Помню, меня назначили на роль Кости-одессита в спектакле «Одесские лиманы» с участием самого Семена Крупника (народный артист Украины.  — Авт. ). Параллельно готовился другой спектакль — «Сильва», где мне дали роль Бони. Естественно, хотелось играть обе роли, а Ошеровский негодовал: «Иди в свое козье болото! Я его назначаю с Крупником на роль, а он… Бони ему нужен… » Бесполезно пытался я возражать: «Это же классика».

МАО был очень взрывной, но отходчивый. На репетициях был фанатичен и всех заводил до предела. Говорил, что актер должен играть так, будто он только что съел сырое мясо. Всегда мечтал иметь свой театр: не театр оперетты, а драматический с музыкальным уклоном. Такой, как потом создал Марк Захаров. Все свои задумки Матвей Абрамович демонстрировал с присущим ему темпераментом. Во время репетиций он выбегал на сцену и все роли — от эпизодической до главной — показывал сам. Темпераментный мужчина небольшого роста с животиком — такой себе медвежонок,- он бегал по сцене, что-то показывая и размахивая руками, кричал на актеров.

Ошеровский одним из первых поставил в СССР мюзиклы. После поездки в Лондон Матвей Абрамович создал спектакль «Человек из Ламанчи». Этот мюзикл, поставленный в одесском театре, был новизной для того времени.

 — Бывая в Москве, мы стремились попасть на спектакли Эфроса, Любимова, Ефремова. По возвращении обсуждали эти постановки с Ошеровским, — продолжает Владимир Фролов.  — Даже не подозревая, что сам он уже тогда был основоположником нового направления в музкомедии. Большинство из 30 спектаклей, созданных им в Одессе, были первыми в Союзе, их с удовольствием ставили за рубежом, приглашая туда Ошеровского. Достаточно вспомнить первую музыкальную трилогию «На рассвете», «Четверо с улицы Жанны» и «У родного причала». Создавалась они сугубо под Михаила Водяного, который исполнял в ней главные роли — Мишку Япончика, Стасика и Гаркушу. Музыку к первым двум спектаклям написал Оскар Сандлер, к третьему — Василий Соловьев-Седой. По этому поводу даже шутка была в одном нашем капустнике: «Однажды утром Сандлер проснулся и понял, что он — Седой».

У Матвея Абрамовича была еще одна слабость — футбол. Он дружил с Николаем Озеровым, и вместе они болели за московский «Спартак». Как-то Николай Николаевич приехал в гости к Ошеровскому, сидел у нас в театре на спектакле. В это же время на стадионе с кем-то играл «Черноморец». Прямо во время спектакля Водяной на весь зал спрашивал: «Николай Николаевич, какой счет?» Озеров называл счет и садился. Раздавались аплодисменты, спектакль продолжался…

Еще он дружил с Леонидом Утесовым и его дочерью Эдит. Помню, мы заканчивали московские гастроли спектаклем «У родного причала». Присутствовали космонавты Терешкова и Шаталов, а также Утесов.

Наш шутник Виктор Алоин (дублер Михаила Водяного.  — Авт. ), зная, что Утесову очень нравилось, когда оркестр играл «пияно» — тихо, обратился к мэтру: «Леонид Осипович, вы можете подойти к дирижеру и сказать, что у него в оркестре пьяно?» Утесов подошел к Ивану Кильбергу: «У вас сегодня так пьяно в оркестре… » Бедный главный дирижер не знал, куда деваться от такого пассажа и чуть не свалился в оркестровую яму…

«Партийное начальство отказывалось понимать, как медведь может летать»

- В те годы гастроли Одесской музкомедии в Москве были настоящей сенсацией…

 — Не то слово! Как говорят в Одессе, можете смеяться, но билеты на наши гастроли давали в качестве взятки. Месяц мы гастролировали, оккупировав Московской театр оперетты. Ошеровский сидел в кабинете главрежа Анисимова. Я вошел, Матвей Абрамович воскликнул: «Посмотри, какой кабинет! Здесь и выход прямо в зал, а в Одессе я сижу в каком-то дерьме. Когда уже новое здание достроят?!» Он все мечтал о новом здании театра… На 50-летний юбилей наш курс преподнес ему фужер с надписью: «Разбить на пороге нового театра!». Но сделать это Матвею Абрамовичу так и не довелось…

Не многие знают, что именно Матвей Ошеровский является «крестным отцом» Мишки — символа Олимпиады-80 в Москве.

Добродушный зверь не случайно был выбран официальным талисманом Игр-80. Медвежонок Миша — исконный герой народных сказок, удачное воплощение силы и удали — качеств, так необходимых спортсменам. Поэтому Оргкомитет Московской Олимпиады из сотен предложений, представленных на конкурс, выбрал рисунок Виктора Чижикова, на котором был изображен всем известный теперь Мишка. Огромное количество товаров народного потребления было выпущено специальными сериями с олимпийской символикой. А вот ударного, заключительного, аккорда с участием топтыгина никак не могли придумать.

 — Идея взлетающего в небо Олимпийского Мишки пришла мне во сне, — рассказывал корреспонденту «ФАКТОВ» Матвей Ошеровский, который был заместителем главного режиссера-постановщика Одимпиады-80.  — Увидев приснившегося мне добродушного Мишку, взлетавшего над верхушками лесных деревьев, я решил воплотить сон в действительность, поделился идеей со старшим коллегой Иосифом Тумановым, главрежем Олимпиады в Москве. Опыта ему было не занимать: известный театральный режиссер, он возглавлял Московский музыкальный и Большой театры, работал еще со Станиславским. Туманов загорелся идеей, и мы решили устроить это зрелище на церемонии закрытия.

Когда наступил апофеоз Олимпиады, на стадион выплыл резиновый Миша. Он вел себя, как было задумано. Взлетел на заданную высоту, а потом, поменяв траекторию полета, стал двигаться в сторону Воробьевых гор… Мишка появился на свет в стенах Научно-исследовательского института эластомерных материалов и изделий. Усилиями сотрудников лаборатории надувных изделий шкуру шестиметрового хищника массой 63 килограмма сделали из прорезиненной ткани, которую использовали для производства аэростатов. Гигантская игрушка имела внутренний объем сорок кубометров. Олимпийский талисман надували по частям. Уши, лапы, корпус — все отдельно. Пробку прикрепили на затылок. К лапам и ушам косолапого были прикреплены разноцветные шары, наполненные гелием. В лапе находился клапан. За медведем вели слежение радары, чтобы, не дай бог, огромная игрушка не приземлилась куда не надо. Клапан открыли, когда Мишка долетел до Воробьевых гор…

Этот знаменитый полет пришлось «пробивать». Высокое партийное начальство отказывалось понимать, как это медведь может летать. Более того, в преддверии закрытия Олимпиады какой-то очень большой, но не очень сообразительный начальник заявил, что Мишка не полетит. Он вдруг вспомнил, что над Москвой проходит масса оживленных авиационных трасс, и гигантская игрушка может нарваться на авиалайнер. Помощь пришла с самой неожиданной стороны. Вмешался некий генерал авиации, которому жутко понравилась идея с летающим медведем. Он взял на себя ответственность и распорядился обеспечить гигантской кукле зеленую улицу.

После 16 лет работы в Одесской музкомедии Матвей Ошеровский вынужденно уехал в Москву, где начал все с нуля. Он преподавал в Гнесинском училище, потом — в ГИТИСе. Стал профессором, был удостоен звания народного артиста России. Дважды народный — Украины и России, он еще и заслуженный деятель искусств Грузии.

… В феврале 2009 года умерла супруга Матвея Абрамовича — заслуженная артистка Украины Галина Грачева. За два месяца после ее смерти он перенес три инсульта и 12 мая того же года умер. 24 октября Матвею Ошеровскому исполнилось бы 90 лет.