70-летний киевлянин в течение трех месяцев вынужден приобретать препараты за свой счет: рецепты на бесплатные лекарства врачи не выписывают
«Норма закона» и «статья бюджета» — между ними, словно в тисках, уже не первый год зажаты вместе с другими категориями льготников люди, в народе именуемые чернобыльцами, а по документам — ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пострадавшие в результате катастрофы.
— Уже третий месяц нам не выписывают лекарства по бесплатным рецептам, — вздыхает ликвидатор аварии Петр Назарович. — Звоню в аптеку, а мне говорят: «Препаратов бесплатных нет!» Чернобыльские льготы — это будто милостыня. Унизительно добиваться того, что тебе вроде бы назначило государство. Правда, в большинстве случаев эти блага только на бумаге. За десять лет до командировки в Чернобыль я находился на больничном всего десять дней, а через два года после нее болеть стал месяцами. Ничего, впрочем, удивительного: допустимая доза радиации за всю жизнь человека составляет пять рентген, в экстремальных условиях — до двадцати пяти, а мы хватанули гораздо больше. Сегодня на покупку медикаментов у меня уходит практически весь заработок и пенсия. Проезд в общественном транспорте оставили вроде бы бесплатным, но водители постоянно хамят, когда я показываю удостоверение. Поэтому мне проще заплатить две гривни. Чтобы как-то выжить, подрабатываю в автобусном парке охранником. Дважды в год ложусь в стационар. Нужны лекарства для лечения аритмии, гипертонии и ишемической болезни сердца. Принимать их необходимо постоянно.
— Кроме этого, у мужа еще проблемы с легкими, — вздыхает супруга Петра Назаровича Мария Васильевна. — Он тяжело кашляет, а по ночам и вовсе задыхается. Это все серьезные осложнения, вызванные радиационным поражением. Чтобы снять приступы кашля, тоже приходится покупать препараты. Однажды у супруга подскочило давление до 240 миллиметров ртутного столба. Из носа хлынула кровь и не переставала течь, пока не приехала бригада «скорой». Медики сказали, что он еще счастливчик, ведь мог запросто получить инфаркт или инсульт.
Чтобы узнать, насколько критична ситуация с выдачей рецептов на бесплатные препараты, мы связались с лечащим врачом Петра Назаровича.
— Около трех месяцев назад к нам пришло письмо из аптеки с указанием не выписывать рецепты для таких пациентов, — говорит терапевт столичной городской больницы № 7 Наталья Спирина. — В списке бесплатные препараты есть, но на практике их нет, поскольку уровень финансирования на нужды чернобыльцев у нас оставляет желать лучшего.
— Обеспечение тех, кто пострадал в результате Чернобыльской катастрофы, действительно покрывается за счет государственного бюджета, но денег не хватает, — поясняет замначальника Главного управления здравоохранения Киева Владимир Загородний. — Врачей технически втянули в эту ситуацию, ведь их главная обязанность — выписать рецепт на препараты для нуждающихся в лечении пациентов. И других проблем у медиков быть не должно. Вопрос об обеспечении бесплатными лекарствами звучит систематически, особенно к концу года. Я прекрасно понимаю, что проблему нужно разрешить, но как это сделать, пока однозначного решения не вижу.
— Я даже по квартире передвигаюсь небольшими шажками с передышками, — вздыхает Петр Назарович. — Поэтому в аптеку ездит моя супруга, выбирает, где цены ниже. Иногда разница ощутимая — до
40-50 гривен за упаковку препаратов. Только сердечных таблеток принимаю постоянно семь разных видов. Ладно, я еще в состоянии ходить и как-то себя обеспечивать, а как быть тем, кто и встать не может?..