«Пятимесячный сынок встал на ножки, перегнулся через поручень коляски и в ту же секунду оказался на полу»
— Наш пятимесячный Миша выпал из коляски,когда я везла его из комнаты на кухню, — рассказывает 22-летняя мама мальчика Татьяна. — Сын при каждом удобном случае пытается подняться на ножки. В тот раз он сделал это снова и перегнулся через поручень коляски, в мгновение ока кувыркнувшись на пол, выложенный плиткой. Да к тому же еще ударился головой о колесо коляски. Я ужасно испугалась, сын плакал
«Скорая» отвезла малыша с мамой в Киевский городской центр детской нейрохирургии, который находится на базе детской городской больницы № 7. Здесь ребенка сразу обследовали. Пока взрослые выслушивали слова врачей, задавали им вопросы, Миша вел себя вполне обычно: агукал, улыбался, дергал ножками. У него не было ни рвоты, ни потери сознания — симптомов, которые бывают при малейшей травме головного мозга.
- В каких ситуациях малыши чаще получают травмы мозга?
— Скатываются с кроватей, выпадают из колясок, из окон, — отвечает Александр Гончарук. — Наиболее тяжелые травмы получают в результате дорожно-транспортных происшествий. Последнее время все чаще к нам попадают дети, на которых упал плоский телевизор. Он стоит на низкой тумбочке. Ребенок открывает дверцу и повисает на ней, переворачивая на себя тяжелый экран. Также телевизор может свалиться со стены, если он плохо закреплен, а малыш добрался до ведущих к нему проводов. Как правило, в таких ситуациях дети получают черепно-мозговые травмы с переломами костей.
— Когда врач сказал, что без операции не обойтись, у меня сердце оборвалось, — говорит Татьяна. — Рентген-снимки показали, что у сына перелом теменной кости черепа. Отломок может повредить головной мозг, если его не удалить. Но как же оперировать такого крошечного малыша? Мы с мужем и наши родители были невероятно напуганы случившимся.
С Мишей, его родителями и бабушкой мы встретились на следующий день после операции. Малыш провел ночь в реанимационном отделении. Его состояние не вызывало опасений у врачей, и Мишу перевели в обычную палату. На темени у ребенка марлевая наклейка.
— А ведь мне накануне случившегося приснился вещий сон, который я никак не могла понять, — говорит бабушка ребенка Екатерина Ивановна. — Давно заметила: приснившиеся лошади — к болезни. В ночь с четверга на пятницу на прошлой неделе я отчетливо видела в подвале дома, в котором живет семья сына, целый табун лошадей! Весь день чувствовала себя не в своей тарелке. И только когда ехала в больницу, куда доставили Мишу, поняла: лошади были в доме, где он живет. Почему сразу не догадалась? Может, удалось бы предупредить невестку. Хотя она и так глаз не сводит с малыша. Но он ведь растет, становится более активным. Настоящее шило.
— В некоторых ситуациях действительно невозможно даже объяснить, как малыш получил травму, — говорит Александр Гончарук. — Вроде бы, ребенок еще и ходить не умеет, но уже перекатывается, крутится на месте. Мамы пострадавших детей часто рассказывают: «Положила ребенка на пеленальный столик, только наклонилась за присыпкой и памперсом, как малыш уже упал. До этого он лежал спокойно, а тут успел перевернуться » Нередко родители начинают винить себя в случившемся, но ведь все предугадать не получается. Хотя дети страдают и в таких ситуациях, которых могло не быть. Представляете, одной из мам пришло в голову поставить люльку с новорожденным на работающую стиральную машинку, мол, она вибрирует и ребенок лучше спит! Но вибрация привела к тому, что люлька постепенно съехала и упала. И подобных случаев у нас было несколько.
Врачи рассказывали о таком использовании стиральных машин с опаской: вдруг это послужит примером для подражания? Мы надеемся, что все семьи, которые подумывали применить такой метод укачивания младенцев, даже не станут пробовать его использовать.
— Поведение Миши не изменилось ни до, ни после операции, — рассказывает мама мальчика. — Он активен, хорошо ест, с интересом рассматривает все вокруг. Правда, спать стал больше — видимо, набирается сил после операции, — реже улыбается
Центр детской нейрохирургии работает в столице полтора года. За это время сюда доставили более семи тысяч детей с самыми разными травмами головы. Госпитализировали всего 700.
— Нам выделили десять коек в детской больнице № 7, — говорит Александр Гончарук. — Она новая, оборудована современной операционной и реанимационной аппаратурой, здесь хорошие условия для пребывания пациентов вместе с мамами. Но так как каждый день к нам доставляют пострадавших детей до 16 лет со всего города и области, не всегда есть возможность их госпитализировать — все места оказываются занятыми. Тогда тех, кто не нуждается в срочной операции, определяем в неврологическое отделение. Конечно, если бы у нас было хотя бы на десять мест больше, мы могли бы контролировать состояние большего числа поступающих к нам детей.
К сожалению, врачам не всегда удается спасти маленьких пациентов. Это зависит от тяжести полученной травмы.
— Только в нашем центре за время его существования было двадцать пациентов, пострадавших от плоских телевизоров, — говорит Алексей Звонарев. — Как правило, диагностируем у них тяжелые ушибы головного мозга с переломами костей черепа. Этим летом к нам часто доставляли детей, выпавших из окон, закрытых лишь противомоскитной сеткой. Родителям, видимо, кажется, что она является отличной защитой Двоих двухлетних детей, выпавших со второго и пятого этажей, мы не смогли спасти. Как-то коллега спросил одну из мам: «Что ваш полуторагодовалый ребенок делал на подоконнике?» Ответ был потрясающим: «Он там всегда играет».
— У нас есть еще одна просьба к родителям, — говорит Александр Гончарук. — До пяти-шести лет не нужно позволять ребенку спать на верху двухъярусной кровати. В нашей практике был случай, когда малыш упал оттуда и погиб из-за полученных травм.
Если ваш ребенок упал даже с небольшой высоты, ударился головой и у него появилась припухлость в месте ушиба, не надейтесь на то, что все обойдется. Необходимо обратиться к невропатологу — только специалист сможет определить, есть ли повод для беспокойства.
- Последствия мозговой травмы как-то дают о себе знать на протяжении жизни? — спрашиваю главного врача Центра детской нейрохирургии.
— Все зависит от тяжести травмы и от того, насколько тщательно родители выполняют рекомендации врачей, полученные при выписке, — отвечает Александр Гончарук. — Благодаря пластичности детского мозга в большинстве случаев подобные травмы не дают о себе знать. Ребенок нормально растет, у него нет отклонений. И родителям это важно понимать, а не трястись над своим чадом, перенесшим травму в совсем маленьком возрасте. Наоборот, он должен активно развиваться, заниматься спортом, много гулять на свежем воздухе.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»