Культура и искусство

Кинорежиссер Константин Худяков: «На съемках «Штрафбата» Степанов отказался от того, чтобы ему стирали гимнастерку. Он хотел ощутить себя в шкуре штрафника, который по многу дней и воевал, и спал в одной одежде»

0:00 — 14 апреля 2010 eye 509

Исполнилось 40 дней со дня трагической гибели известного артиста Юрия Степанова

«Меня теперь часто бесплатно возят на такси. Узнают, денег не берут, даже обижаются, когда предлагаю», — рассказывал друзьям Юрий Степанов, популярность которого в последние годы стремительно возросла. Вот и в тот роковой вечер 3 марта возвращавшийся после спектакля Степанов по привычке остановил таксиста-частника и попросил подвезти его до дома. Актер сел на пассажирское место рядом с водителем. Когда ВАЗ притормозил на перекрестке на красный сигнал светофора, сзади в машину на большой скорости врезалась «Мазда». ВАЗ выбросило на встречную полосу. Вся сила последовавшего удара пришлась на сторону Степанова. От полученных травм он скончался на месте.

Юрий Степанов ушел на взлете своей актерской карьеры. Он был одним из самых востребованных артистов на постсоветском пространстве. Режиссеры называли Юрия вторым Евгением Леоновым.

О своем близком друге «ФАКТАМ» рассказывает известный российский режиссер Константин Худяков.

«В перерывах Юра любил побаловать съемочную группу своими фирменными блюдами»

- Наша последняя встреча произошла на пробах к моей новой картине «Однажды в Ростове», — рассказывает Константин Худяков.  — Юре предназначалась главная роль — чекиста, которого должны расстрелять. С каким энтузиазмом Степанов подошел к работе! Он очень тщательно выбирал грим, проникся психологией своего героя, который после трагических событий начинает верить в Бога. Юра вообще очень трепетно относился к вопросу веры. Причем он не только часто ходил в храм, но и в жизни всегда отстаивал понятия добра, чести, свободы. Никому не потакал и всегда говорил правду в лицо.

- Режиссер Николай Досталь сказал о Степанове: «Он мог сыграть все. Любой жанр, любое произведение — ему было все по силам. Он был настоящий друг, товарищ, мужик».

- Эта характеристика далеко не исчерпывающая. Меня поражало, как сильно Юра любил своих жену и детей. Не секрет, что актеры любвеобильны по натуре. Степанов был исключением из этого правила. Я никогда не слышал, чтобы Юра ходил налево. Он не позволял себе даже флирта с актрисами, хотя был невероятно обаятельным человеком.

- Степанов не единожды снимался у вас. Каким он был в работе?

- Отчаянным! Знаю, что на съемках картины Досталя «Штрафбат» Юра отказался от того, чтобы ему стирали гимнастерку. Он хотел ощутить себя в шкуре штрафника, который в полевых условиях по многу дней и спал, и воевал в одной одежде. Как он выдержал — ума не приложу.

У меня Юра снялся в двух картинах — «Ленинградец» и «Спасибо за любовь» (2005 и 2007 гг. соответственно.  — Авт. ). Еще лет двадцать назад я впервые хотел пригласить его в свою ленту. Юра тогда только начинал свой творческий путь в «Мастерской Петра Фоменко». Я ходил на его спектакли и был потрясен уровнем актерского мастерства Степанова. Как-то я подошел к нему за кулисами поговорить о перспективах сотрудничества. Выслушав меня, Степанов разразился такой критикой в мой адрес, что я подумал: «Вряд ли мы когда-нибудь поработаем вместе». Но спустя какое-то время снова решил пригласить Степанова. На этот раз Юра был более сдержанным, согласился обдумать мое предложение. Вскоре мы приступили к съемкам. Мне было известно, что режиссерам очень трудно с Юрой. Сам Говорухин не раз бился в истерике, когда с ним работал. В действительности все оказалось не столь страшно.

Добиваясь «чистоты звучания», Степанов часто спорил на съемочной площадке. Но всегда находил общий язык со звездами — Олегом Басилашвили, Алисой Фрейндлих, Игорем Квашой, Юрием Беляевым, Аленой Бабенко. Поначалу они присматривались к Степанову. Ведь на тот момент Юра был еще малоизвестным актером, а они — уже состоявшиеся артисты. Однако уровень его игры не позволял усомниться в его таланте. Как Юра в тандеме с Еленой Яковлевой сыграли мужа и жену в ленте «Спасибо за любовь»! Гениально! Яковлева поражалась тому, насколько легко играть со Степановым: «Просто забываю, что мы играем и что Юра — не мой муж».

В перерывах между съемками Юра любил побаловать съемочную группу своими фирменными блюдами. Он потрясающе готовил плов. К плову шинковал специальный салатик с редисочкой, огурчиками, помидорчиками и укропом. А какое мясо он жарил на костре! Каждому члену съемочной группы, будь то гениальная Алиса Фрейндлих или наш второй оператор, он лично подавал свое угощение — мясо с гарниром. Потом садился и с блаженным видом наблюдал, как мы все это уплетаем. Юра любил слушать рассказы и актерские байки. Сам редко брал слово. Но, когда он говорил, его можно было слушать

о-о-очень долго. Любил вспоминать, как в своем родном Иркутске ходил охотиться, как еще школьником подстрелил лося. Обожал рыбалку. Стоило мне объявить перерыв, Юрка бросался к своей машине и извлекал оттуда неимоверное количество всяких снастей для ловли рыбы.

«Меня поражали его сильные руки. Казалось, Степанов может гнуть железо»

- Друзья Степанова говорили, что он не любил рассказывать о своих родителях.

- Мать Юры умерла недавно. А вот его отца, директора совхоза, застрелили, когда Юрке едва стукнуло тридцать. Не захотел Юрин отец идти на компромисс с некоторыми людьми. Суд, как у нас бывает, толком не разобрался, дело быстро закрыли. Естественно, Степанова это возмущало. При каждом удобном случае Юра навещал брата, пекаря, и сестру, врача-кардиолога, которые живут под Москвой. Всячески старался им помогать.

Степанов никогда не забывал о своих корнях. К нему в Москву часто приезжали друзья из Иркутского театрального училища. Они рассказывали мне, каким добряком Юра был в студенческие годы. Однажды родители выслали Юрке соль, а он отдал ее друзьям из общежития — денег у студентов не было даже на такую мелочь. Потом родители поинтересовались у Степанова, нашел ли он… купюры, которые были в пачке с солью. Юрка сказал, что нашел. Хотя, по правде говоря, ему те деньги так никто и не вернул. Впрочем, он к этому отнесся философски: мол, здесь потерял — найду в чем-то другом.

- Слава как-то изменила Степанова?

- Нисколько! Он говорил, что немного обескуражен вниманием общества к своей скромной

персоне. Не понимал, отчего журналисты постоянно норовят взять у него интервью, но, как правило, никому не отказывал. До последних дней

своей жизни он оставался простым парнем Юркой Степановым из Иркутска.

- Вы были дружны со Степановым, несмотря на большую разницу в возрасте (Константину Худякову 71 год.  — Авт. ).

- Юра уважал во мне трудоспособность и выносливость. Я проводил на съемочной площадке по пятнадцать часов, но это никак на мне не отражалось. Степанов был таким же. Любил спорт. В юности очень серьезно занимался боксом, и с тех пор у него осталась привычка ежедневно делать зарядку. После съемочного дня Юра любил поиграть в пинг-понг, бильярд. Меня поражали его сильные руки. Казалось, он может гнуть железо. Своего старшего сына Степанов отдал на карате — хотел, чтоб тот рос спортивным мальчиком. Юрка считал, что нужно следить за своим здоровьем. Не брезговал народной медициной. Часто забегал ко мне домой то с каплями, «которые лечат все на свете», то с кедровыми орешками, которые просто полезны.

- Говорят, на похоронах Степанова было очень много людей — его все любили…

- В Театре Петра Фоменко, где проходила церемония прощания, побывало больше тысячи человек. Пришел даже Владимир Жириновский, преклонявшийся перед талантом Степанова. На друзей Юры нельзя было смотреть без слез. Алексей Серебряков едва не потерял сознание. Пришлось вызывать «скорую». Плохо стало и Алене Бабенко… Что там говорить, грустно терять друга в расцвете сил…

Юрия Степанова похоронили на Троекуровском кладбище Москвы рядом с Владом Галкиным.

Справка «ФАКТОВ»

Юрий Степанов родился 7 июня 1967 года в поселке Рысьево Иркутской области. В 1988 году окончил с красным дипломом Иркутское театральное училище и получил приглашение поступить в ГИТИС. С 1993 года работал в театре «Мастерская Петра Фоменко». В кино дебютировал в эпизодической роли в фильме Георгия Данелия «Орел и решка», затем сыграл одну из главных ролей в фильме «Время танцора» Вадима Абдрашитова. Широкую известность получил, снимаясь в сериалах (»Московские окна», «Гражданин начальник», «Стилет», «Штрафбат»).

У Юрия Степанова остались жена и трое детей. Последний ребенок родился через три недели после смерти актера. Мальчика в честь отца назвали Юрой.