Культура и искусство

Германия вернула Украине 488 монет Боспорского царства

16:46 — 15 декабря 2010 eye 3238

Немецкая полиция не сообщает, как сокровища в 2006 году оказались в ее руках

Как уже сообщали «ФАКТЫ», Германия передала Керченскому историко-культурному заповеднику 488 монет (часть из них — золотые), отчеканенных в Пантикапее — столице Боспорского царства, которое находилось в Крыму в античные времена. Это монеты из знаменитой Боспорской коллекции, исчезнувшей еще во времена Второй мировой войны. Часть ее пропала вместе с легендарным «золотым чемоданом».

Ценности в 1941 году переправили через Керченский пролив и повезли на грузовике в Краснодар

Чемодан, получивший название «золотой», принадлежал видному советскому археологу Юлию Марти, возглавлявшему Керченский музей древностей. В 1941 году, когда к городу подошли гитлеровские войска, музей начали готовить к эвакуации. Юлий Юльевич принес из дому большой фанерный чемодан, обитый черным дерматином. В него и сложили все самое ценное: готские золотую диадему, украшенную сердоликами и гранатами, золотые пряжки, наушные подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни, маски, бусы, пояса из серебряных пластин, большое количество монет, в том числе отчеканенных в Пантикапее — столице Боспорского царства.

Вместе с другими экспонатами и научным архивом ценности переправили через Керченский пролив и повезли на грузовике в Краснодар. Автомобиль несколько раз попадал под бомбежки. Во время налетов Марти и ехавшая с ним сотрудница бросали груз, но чемодан вытаскивали из кузова и тянули в кювет. Пожилому археологу и женщине было весьма непросто, ведь поклажа весила 80 килограммов!

К счастью, до места назначения они добрались благополучно. Но вскоре немцы были уже возле Краснодара. Юлий Юльевич еще не оправился от вымотавшего его путешествия и лежал в больнице, поэтому сотруднице музея пришлось одной сопровождать сокровища дальше на восток — в город Армавир. Переживший немецкую оккупацию Марти подробно описал эту историю. Но какое она имела продолжение, многие годы было неизвестно.

Только в 1970-е жительница Армавира Анна Авдейкина передала местному журналисту Александру Федорову свой дневник, который вела во время войны. В 1942-м Авдейкина работала в секретном отделе Армавирского горисполкома. Руководство приказало ей организовать прием музейных ценностей. Женщина приняла «золотой чемодан» у сотрудницы Керченского музея древностей. Создали комиссию, чемодан вскрыли, сверили содержимое с описью. Закрыв его на замки, связали ремнями и опечатали сургучной печатью.

Сокровища разместили в комнате секретного отдела на четвертом этаже Дома советов Армавира. Там лежали наиболее важные документы, поэтому вход посторонним строжайше запрещался. О существовании «золотого чемодана» знали лишь несколько человек.

Из дневника Анны Моисеевны: «В начале лета 1942 года я заболела тифом, долго валялась. Едва выкарабкавшись, снова слегла с воспалением легких. Несколько недель была в беспамятстве. Очнулась — август. Мама рассказала, что к городу подходят фашисты и учреждения эвакуируют. «Что с чемоданом? — думаю, — я же за него несу ответственность». Кое-как поднялась с постели и, шатаясь, побрела к Дому советов. А там — двери настежь, в кабинетах все вверх дном. Добралась до своей «служебки». В сваленных в кучу бумагах лежал черный чемодан. Боже, как же его оставили? Видимо, те, кто собирал секретные документы для эвакуации, не знали о золоте. Чемодан-то совсем невзрачный, обшарпанный.

Что же делать? Одной мне такой груз не унести. Пришлось возвращаться домой. Кликнула племянника Шурку. Ему 13 лет, бледный да худющий. Поднимаемся с ним по лестнице Дома советов, и вдруг — взрыв огромной силы. Думала, нам конец. Но оказалось, бомба угодила в соседнее здание. Мы с большим трудом выволокли чемодан на улицу. Спешили, волновались. Отдыхали через каждую сотню метров. Во мне самой после болезни оставалось килограммов 40-45. На помощь подоспела сестра Полина. Кое-как втащили поклажу к нам во двор.

Пошла искать сборный пункт — помнила, что еще до моей болезни место для него определили возле мясокомбината. Нахожу председателя горисполкома, напоминаю о чемодане. Город в это время нещадно бомбили. Земля тряслась от взрывов, все кругом погрузилось в пыльный мрак. Председатель сильно нервничал, но грузовик нашел, приказал везти ценности в станицу Спокойная и сдать в отделение Госбанка».

«Эсэсовцы перерыли все в комнатах, даже подушки протыкали. Через переводчика допытывались, куда делся чемодан»

Анне Авдейкиной удалось доставить сокровище в станицу. Возвращаясь на попутной бричке назад в Армавир, наткнулась на немцев. Оккупанты собирали задержанных беженцев на лесной поляне. Обыск отложили до утра. Воспользовавшись этим, Анна разорвала акт о передаче музейных ценностей и зарыла обрывки в землю. Немцы могли выяснить, что она сотрудница советского учреждения, поэтому вместе с несколькими другими госслужащими ночью Анна бежала. Перебралась через линию фронта…

После освобождения Армавира в феврале 1943-го вернулась домой — изможденная, с поседевшими волосами, разбитыми в кровь ногами. Родственники с трудом ее узнали…

Домашние рассказали, что как только немцы вошли в Армавир, к ним в хату наведались эсесовцы. Перерыли все в комнатах, во дворе, даже подушки протыкали. Через переводчика допытывались, где Анна и куда она дела чемодан. Оказывается, за золотом охотилась специально снаряженная команда, в состав которой входили специалисты по истории античного мира.

В советские времена выяснением судьбы «золотого чемодана» занимались многие кубанские краеведы и историки из Москвы. Им удалось разыскать бывшего бухгалтера отделения Госбанка в станице Спокойной Екатерину Васильченко. Вот запись ее рассказа:

«В августе 1942 года наш директор Яков Лобода погрузил на бричку банковские ценности и этот чемодан. Хотел эвакуироваться в тыл, но напоролся на немцев. Крупно повезло, что те не поинтересовались, что он везет, а просто приказали испуганному мужику возвращаться обратно в станицу.

Лобода со своим грузом подался в Спокойненский партизанский отряд, остался там воевать. В декабре 1942-го оккупантам удалось уничтожить продовольственные базы народных мстителей. Бойцы страдали от голода. Но самым худшим стало то, что отряд попал в кольцо окружения карателей. Вырваться не удалось. Тогда решили документы и ценности зарыть в лесу и просочиться из кольца небольшими группами. Краеведы выяснили, что у командира отряда была карта, на которой указано место, где зарыто имущество. К сожалению, разыскать ее так и не удалось».

Дельцы намеревались продать золотые изделия на мюнхенском аукционе

 — Бесследно исчезло не только то, что находилось в «золотом чемодане» (о нем, кстати, даже фильм сняли), но и много других ценнейших реликвий, хранившихся в нашем музее до войны, — говорит директор Керченского историко-культурного заповедника Наталья Галченко.

Напомним: сокровища попали в руки полиции ФРГ в 2006 году при выборочном досмотре машин на автостраде. Юрий Луценко, занимавший тогда пост министра МВД Украины, заявил, что разоблачена преступная группа, в которую входили немцы — выходцы из СССР и граждане России. Они нелегально перевозили и незаконно торговали культурными ценностями. Дельцы намеревались продать ценности на мюнхенском аукционе.

 — Немцы не хотят раскрывать, каким образом эти монеты были обнаружены, — говорит заместитель начальника ГУ СБУ в Крыму Николай Павлюченко. — Сказали только: «Представьте, что мы их нашли на… обочине дороги… » Как бы там ни было, находка коллекции боспорских монет — знаковое событие! Ведь до сих пор считалось, что абсолютно все экспонаты, вывезенные из Керченского музея древностей во время войны, безвозвратно утеряны.

- Ученые из Германии сразу высказали предположение, что сокровища — из Керчи, — продолжает Наталья Галченко.  — Но понадобилось два года, чтобы это доказать. В нашем архиве хранится каталог нумизматической коллекции, который составлялся с середины ХIХ века. Именно этот каталог сыграл решающую роль. Среди возвращенных раритетов есть уникальные, подобные которым хранятся лишь в единичных экземплярах в Британском музее, одном из самых богатых в мире. Теперь наше собрание монет стало самым ценным в Украине.

 — В возвращенной коллекции представлены практически все периоды чеканки Пантикапея и Боспорского царства, начиная с V века до н. э. , то есть с самого раннего периода, по IV век н. э. , — объясняет заместитель директора Керченского историко-культурного заповедника Наталья Быковская (на фото).  — Есть несколько очень интересных монет, которые позволят уточнить историю престолонаследия Боспорского царства в первые века нашей эры. Есть монеты, которые связаны с периодом правления понтийского царя Митридата VI Евпатора. Нам предстоит еще не один год работать с этой коллекцией, чтобы в полной мере определить ее значимость.

- Какие еще экспонаты, вывезенные из керченского музея, до сих пор ему не возвращены?

 — В Крымскую войну (середина XIX века.  — Авт. ) небольшую часть раритетов вывезли в Англию. У нас есть перечень античных надгробий, которые хранятся сейчас в Британском музее. Много экспонатов было утрачено при эвакуации в годы Второй мировой. Ведь город пережил две оккупации!

 

 

*Теперь возвращенная Украине коллекция монет будет храниться в «золотой кладовой» Керченского историко-культурного заповедника. На снимке: один из экспонатов сокровищницы — древняя нашейная гривна.