Политика

Леонид Кравчук: «Помню, во время полета в самолете вдруг начала открываться дверь, поэтому я и другие пассажиры, обмотавшись ремнями, держали ее до самой посадки»

0:00 — 16 апреля 2010 eye 483

Воздушное судно Леонида Кучмы садилось в Бразилии со спущенным передним колесом, а борт бывшего министра обороны Анатолия Гриценко трижды «промахивался» мимо взлетной полосы, пытаясь приземлиться в густом тумане в Виннице

После первых сообщений об авиакатастрофе под Смоленском, в которой погибла политическая и военная элита Польши, многие обыватели просто не могли в это поверить. Ведь безопасность высокопоставленных пассажиров обеспечивается безупречным техническим обслуживанием воздушного судна, а также мастерством специально отобранных лучших из лучших пилотов. Тем не менее именно авиарейсы с VIP-пассажирами на борту нередко бывают особенно рискованными. Прежде всего потому, что, несмотря на правила и инструкции, согласно которым окончательное решение — например, садиться при плохой видимости или лететь дальше при поломке — принимает командир экипажа, в реальных ситуациях часто происходит несколько иначе. «Если глава государства приказывал лететь, то летели, несмотря ни на какие погодные условия», — рассказал «ФАКТАМ» один из бывших высокопоставленных украинских чиновников.

«Летим в Турцию, вдруг с двух сторон, почти вплотную к нашему лайнеру, подходят два турецких истребителя. Первая мысль: прилетели!»

Первый президент Украины Леонид Кравчук предполагает, что глава польского государства Лех Качиньский или военное руководство страны могли настоять на посадке именно на том злополучном аэродроме под Смоленском. «Допускаю, что у польского президента было твердое желание приземлиться именно в запланированном месте, чтобы потом не ехать из Москвы или Минска, терять время, искать транспорт, решать другие проблемы, — сказал Леонид Кравчук.  — Я с очень большим уважением отношусь к полякам, но они очень похожи на нас. Как президент Виктор Ющенко ругался с Юлией Тимошенко из-за самолета, так и Качиньский с Туском когда-то спорили, кому лететь на саммит ЕС в Брюсселе».

При этом Леонид Макарович говорит, что в нашей стране представители политической элиты, нарушая все инструкции, часто позволяют себе отдавать приказы не только своим водителям, но и пилотам. «Законопослушный президент всегда должен подчиняться инструкциям. А вспомните, как Виктор Ющенко постоянно садился за руль автомобиля. Это запрещается. Настоящая охрана никогда не позволила бы тронуться с места машине, за рулем которой сидит президент страны. Ведь в случае чего виноватыми оказались бы именно они, поскольку не уберегли главу государства. В советские времена, если бы я захотел «порулить», мой шофер не уступил бы мне место. А если бы я начал настаивать, он забрал бы ключи и написал соответствующее заявление своему руководству», — рассказал Леонид Кравчук.

Впрочем, Леонид Макарович утверждает, что не позволял себе вмешиваться в работу водителей и пилотов. «Никогда в жизни не говорил водителю: «Я опаздываю» или пилоту: «Кровь из носу, но нужно приземлиться именно в этом аэропорту». Потому что знаю: вмешательство в профессиональные обязанности человека, который за что-то отвечает, может привести к очень печальным последствиям», — сказал первый президент Украины.

Что касается нештатных ситуаций, возникающих во время полетов, то Леонид Макарович попадал в них неоднократно. «Когда работал заведующим отделом агитации и пропаганды Черновицкого обкома Компартии Украины в 60-х годах прошлого века, летел на семинар в Киев на четырехместном чехословацком самолете «Морава», — рассказал Леонид Кравчук.  — Салон у этого «низкоплана» почти такой же, как в автомобиле «Волга». Во время полета вдруг начала открываться дверь, поэтому мы — трое пассажиров — обмотались ремнями и держали ее до самого Киева. Особенно страшно было во время посадки, когда сквозь щели двери в салон самолета со свистом и шумом начал врываться воздух. Когда приземлились, дверь нашего «низкоплана» просто отвалилась».

А будучи уже президентом Украины, Леонид Кравчук вместе с премьер-министром Ефимом Звягильским вынужден был дожидаться в немецком аэропорту, пока устранят утечку топлива на Ту-154. «Помню, летели в Турцию, а нас не предупредили, что в воздухе украинскую делегацию будут встречать турецкие истребители, — рассказал еще об одном случае Леонид Кравчук.  — Я не знал, что турецкие власти хотели сделать сюрприз, организовав самолетный эскорт как знак особого уважения к нашей стране и ее президенту. Представьте: летим, помимо меня с супругой в самолете — министр иностранных дел Анатолий Зленко, другие члены правительства. И тут с двух сторон, почти вплотную к нашему лайнеру, подходят два истребителя. Первая мысль: прилетели! Антонина Михайловна занервничала, спрашивает: «Что будем делать?» А что тут поделаешь? Бежать в кабину пилотов и кричать: «Тiкаїмо, хлопцi?» Давайте говорить откровенно, ну ничего ты не понимаешь в этом деле, поэтому сиди, слушайся инструкций экипажа и не мешай выполнять им свои обязанности. Так я и сделал: смотрел в окно, пока не заметил, как пилот турецкого истребителя машет нам рукой».

«Из-за сильной вибрации в салоне первого класса, где находились Леонид Кучма и другие VIP-персоны, вылетели из гнезд лампочки»

Один из частых пассажиров спецрейсов времен президентства Леонида Кучмы рассказал «ФАКТАМ» такую историю: «В ноябре 2003 года Леонид Данилович летел из Кишинева в Ивано-Франковск, чтобы встретиться с первым президентом России Борисом Ельциным, который отдыхал с супругой в резиденции «Синегора». Был настолько густой туман, что я первый раз в жизни не понимал, куда мы летим, как будем садиться. Приземлялись в страшное и сплошное белое молоко. Никогда в жизни не забуду, как земля неожиданно вынырнула из-под тумана буквально в нескольких метрах от самолета». Такая беспечность, надо полагать, объясняется уверенностью в высочайшем профессионализме и мастерстве украинских летчиков, перевозивших первых лиц государства. Да и не было тогда еще случаев, чтобы главы европейских государств разбивались в авиакатастрофах. Президент Македонии Борис Трайковский из-за ошибки пилотов погиб в 2004 году.

Как бы там ни было, но в ноябре 2003 года летчик первого класса Александр Подорожников со товарищи мастерски посадил в Бразилии самолет Ил-62 со спущенным передним колесом. На борту лайнера находился Леонид Кучма и едва ли не все украинское правительство. Пилоты подошли к посадке на минимальной скорости и долго держали самолет на задних шасси, опустив воздушное судно на переднюю стойку в последний момент. Об этом позже рассказал сам Леонид Данилович, отметив высокий профессионализм пилотов. Кстати, подобный трюк, как потом признались пилоты, за свою многолетнюю практику они выполняли впервые. Переднее шасси было повреждено во время взлета из аэропорта Марокко, где дозаправлялся президентский Ил-62. Из-за сильной вибрации в салоне первого класса, где находились президент и другие VIP-пассажиры, лампочки вылетели из своих гнезд.

«Я вместе с журналистами и остальными сопровождающими президента в поездке людьми сидела в другом салоне и абсолютно ничего не почувствовала, — рассказывает бывший пресс-секретарь Леонида Кучмы Алена Громницкая.  — После вылета из Марокко многие уже спали. Но когда я мельком увидела несколько бледных лиц высокопоставленных чиновников из салона первого класса и подозрительно засуетившуюся президентскую охрану, немного насторожилась. Впрочем, посадка лично для меня прошла незаметно. О том, что мы садились, чуть ли не на пузо, узнала уже на земле».

«Анатолий Гриценко спросил пилотов: «Какова вероятность сесть при таком тумане?» Командир экипажа ответил: «50 на 50»

Борт бывшего министра обороны Анатолия Гриценко дважды попадал в нештатные ситуации, которые при определенном стечении обстоятельств могли закончиться трагически. «Мы летели из Киева в Винницу на Ту-134. Стоял густой туман, землю можно было увидеть, только снизившись на 70-80 метров, — рассказывает Андрей Лысенко, бывший пресс-секретарь Анатолия Степановича Гриценко.  — Командир экипажа дважды заходил на посадку и дважды «промахивался» мимо взлетно-посадочной полосы. Анатолий Гриценко спросил пилотов: «Какова вероятность сесть при такой погоде?» Командир ответил: «50 на 50». Министр сказал: «Решайте сами, отдавать вам приказы не имею права, если нужно возвращаться в Киев, значит, в Киев». Пилот попробовал сделать третий заход, вновь «промахнулся» и повернул в столицу».

Второй случай произошел в сентябре 2006 года, во время поездки военной делегации во главе с Анатолием Гриценко в Албанию, где проходило совещание министров обороны стран Юго-Восточной Европы. «Летели на том же самолете Ту-134, — продолжает рассказ Андрей Лысенко.  — Во время набора высоты командир судна доложил министру обороны о трещине лобового стекла и по согласованию с Гриценко было принято решение возвращаться в Борисполь. В аэропорту делегация пересела на второй борт, Ан-24, и, хоть и с опозданием, благополучно добралась до Албании. Хочу подчеркнуть, что Анатолий Гриценко никогда не вмешивался в работу пилотов, поскольку дуроломством никогда не страдал. Более того, по образованию он авиационный технарь и прекрасно понимает, чем может закончиться такое вмешательство».

«Нештатные ситуации, когда необходимо сесть на другой аэродром или вернуться назад, создают очень большие неудобства. Да, срываются графики важных встреч, возникает масса других проблем, в том числе финансовых, но безопасность пассажиров — важнее всего», — сказал «ФАКТАМ» сам Анатолий Гриценко.

Проблемы в воздухе не обошли стороной и бывшего министра иностранных дел Арсения Яценюка. В июле 2007-го тогдашний глава МИД на Ту-134 возвращался в Киев из косовской столицы Приштины. Через 40 минут после взлета командир воздушного судна пилот первого класса Анатолий Гарбуз заметил, что загорелись табло «Проверь двигатель» и «Стружка в масле левого двигателя». Пилот, доложив органам управления воздушным движением о ситуации, принял решение выключить левый двигатель. «Командир экипажа сообщил Арсению Петровичу о возникшей проблеме и, помню, предложил несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации, один из которых — продолжать полет в Борисполь с выключенным левым двигателем, — рассказывает бывший помощник министра иностранных дел Светлана Войцеховская.  — У нас были полные баки горючего, поэтому сразу садиться не рискнули. Летели как обычно, самолет не трясло, так что всей опасности положения я до конца так и не осознала». Пока, по словам г-жи Войцеховской, не увидела министра по чрезвычайным ситуациям Нестора Шуфрича, вице-премьера Александра Кузьмука, а также милицию, скорую помощь и пожарные машины, встречавшие проблемный самолет.